Карандаш или клавиатура: как письмо от руки влияет на умственное развитие ребенка

Обучение дошкольников письму стимулирует развитие нейронных связей и создает прочную основу для его будущего. В статье расскажем, почему в современном мире карандаш мощнее клавиатуры в вопросах умственного развития малыша.

Взрослые люди забывают до 90% новых знаний всего за неделю. Наш мозг работает как фильтр, сохраняя важную информацию и отбрасывая ненужную. Важными мозг считает новые знания, которые мы используем на практике. Одним из способов укрепить нейронные связи является письмо. Когда мы пишем от руки, мы и запоминаем информацию, которую записываем, и в то же время тренируем память.

Набор текста на клавиатуре может сэкономить нам массу времени и энергии, помочь собрать качественный цифровой архив, но снижает нашу способность усваивать новое. Никакая клавиатура не способна заменить механизмы «мышления на бумаге».

Письмо от руки активирует различные участки мозга, включая те, что отвечают за моторику, воображение и визуализацию. Это более сложная деятельность, чем набор на клавиатуре, и моторные пути задействуются только при написании от руки. Каждая буква, обведенное слово, подчеркнутый абзац или пометка на полях, оставляет след в нашей памяти.

Чем раньше человек освоит навык мышления на бумаге — тем лучше. Еще не умея писать, ребенок может визуализировать свои идеи, чувства и мысли. Это развивает его воображение, навыки общения и интерпретации информации. Это основа и важная подготовка к будущей академической жизни малыша.

Если навык не сформирован, то проблемы проявляются как в профессиональной, так и в бытовой жизни взрослого человека. Письмо, набор текста, даже застегивание пуговиц крайне затруднительны без развитой мелкой моторики.

Если мы не сформируем у ребенка правильное держание ручки и карандаша и не закачаем кисть, то в дальнейшем при обучении в старших классах и университете он не сможет удерживать темп написания. Ему будет сложно перекодировать в текст информацию, которую он воспринимает на слух, поскольку его мышечная память не будет успевать.

Екатерина Глухова
логопед

С какими сложностями сталкивается ребенок при обучении письму

В процессе обучения письму ребенок испытывает смешанные и сложные чувства. Он радуется новому умению и перспективам самостоятельно выражать свои мысли словами на бумаге. Но наряду с этим ребенок испытывает и тревогу, так как действие требует еще не выработанных навыков координации движения, внимания и концентрации. Ребенок переживает об ошибках, которые может совершить на письме и о несоответствии ожиданиям взрослых.

Первое, чему важно научить ребенка в процессе обучения письму — это умению правильно держать ручку. У малыша не должна заворачиваться кисть, ручку нужно держать тремя пальчиками — большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец загнуть. Я всегда подкладываю салфетку под 2 пальчика ребенку, а тремя он держит карандаш.

Мозг малыша концентрируется на физическом действии, умении правильно держать ручку, нажимать на нее с умеренной силой, и при этом писать по прямой линии, по клеточкам. Для этого должен быть развит зрительный анализатор и мышечная память руки. Зрительная память также важна для того, чтобы сформировалось образное представление о буквах и цифрах.

Екатерина Глухова, логопед

Если рука пока недостаточно разработана, ребенок пишет очень размашисто или сильно давит на карандаш. При этом самому малышу от этого некомфортно, рука быстро устает, он становится раздражительным и отказывается продолжать учиться. Работа с прописями и без того затруднительный и утомительный процесс для малыша. Они теряют фокус, рутинно выводя одну и ту же фигуру на целую строку.

Тем не менее важно помнить, что переживания — это нормальная часть процесса обучения и развития. Родителям нужно поддерживать ребенка, отмечать его успехи и помогать справиться с трудностями.

Как привить ребенку интерес к письму

В раннем возрасте для формирования навыка важно давать ребенку различные штриховки, раскраски, прописи и тренажеры. Полезно привлекать ребенка к лепке из пластилина, собиранию пазлов и нанизыванию бусин на нить. Если ему сложно дается штриховка, мы рекомендуем взять клеевой пистолет и обвести контур рисунка. Так, малыш будет чувствовать границы картинки и научится останавливать движение карандашом. Мы учим ребенка равномерно давить на карандаш и рисовать:

  • палочки
  • прямые линии
  • черточки
  • различные геометрические фигуры
  • абстрактные формы.

Это позволяет развить мелкую моторику, сенсорное восприятие и пространственную ориентацию. В процессе подготовки к обучению письму ребенку важно понимать, зачем оставлять расстояние между буквами и словами.

Я за то, чтобы подходить к процессу обучения комплексно. В пособии «Ромми» собрано множество заданий с двухступенчатым характером, которые помогают подготовиться к письму. Это, например, раскрашивание двумя руками одновременно. Мы прокачиваем мозг выполнением двух нетипичных действий, и в то же время тренируем руку.

Екатерина Глухова, логопед
<i>Фрагмент "Большой книги нейрозаданий"</i>
Фрагмент "Большой книги нейрозаданий"
<i>Фрагмент "Большой книги нейрозаданий"</i>
Фрагмент "Большой книги нейрозаданий"

Рассмотрим несколько примеров полезных упражнений:

  • Раскраски и штриховки

Раскраски не только развивают мелкую моторику, но и способствуют самовыражению малыша. Ребенок выражает свои чувства и мысли, самостоятельно выбирая цвета и техники раскрашивания. А предметы, животные и растения на картинках знакомят малыша с окружающим миром.

<i>Фрагмент "Большой книги нейрозаданий"</i>
Фрагмент "Большой книги нейрозаданий"
  • Раскраски по цветным точкам

Раскрашивая картинку по заданным цветам, ребенок упорядочивает свои движения, что повышает концентрацию внимания и сосредоточенность. Это упражнение помогает развить визуальное восприятие, научиться различать формы и цвета.

<i>Фрагмент развивающей книги-раскраски "Ромми и его друзья. Познаем мир. Развиваем эмоциональный интеллект"</i>
Фрагмент развивающей книги-раскраски "Ромми и его друзья. Познаем мир. Развиваем эмоциональный интеллект"
  • Обведение контура

Прописи и тренировочные задания с обведением контура фигур облегчают малышам обучение письму и помогают в развитии пространственного воображения, образованию новых нейросвязей.

<i>Фрагмент "Большой книги нейрозаданий"</i>
Фрагмент "Большой книги нейрозаданий"
  • Лабиринты

Поиск выхода из лабиринта помогает в развитии не только зрительного восприятия и координации движений, но и логического мышления. Мы рекомендуем сначала дать ребенку возможность найти выход из лабиринта глазами и пальчиком, а потом провести линию карандашом.

Фрагмент "Большой книги нейрозаданий"
Фрагмент "Большой книги нейрозаданий"

Комплексное обучение письму предполагает и работу с разными видами речевой деятельности. Письмо, чтение, говорение и слушание тесно связаны между собой, обучение одной из деятельностей благоприятно сказывается на трех остальных. Поэтому мы рекомендуем читать вместе с ребенком, включать ему сказки, задавать малышу вопросы по ним и просить рассказать историю.

<i>Сотрудничество издательства "Ромми" с книжной онлайн платформой "Строки"</i>
Сотрудничество издательства "Ромми" с книжной онлайн платформой "Строки"
<i>Полка издательства "Ромми" в "Строках"</i>
Полка издательства "Ромми" в "Строках"

В сказках «Ромми» мы придерживаемся смыслового чтения. Это подход, который помогает ребенку понять содержание, развивает аналитическое мышление, учит выделять главную и второстепенную информацию, размышлять о поведении персонажей, делать выводы.

Это помогает сформировать слухоречевую память, научиться воспринимать информацию на слух и запоминать образы. Через чтение, сказки и мультики ребенок знакомится с буквами, звуками, словами и формами еще до начала самостоятельного письма.

Издатель "Ромми"
Мультфильм "Считаем до 10"

Также важно помнить, что занятия должны быть ограничены по времени. Начинайте с 10—15 минут в день, чтобы малыш не переутомлялся. Настройтесь на игру и веселое совместное времяпрепровождение, и наслаждайтесь новым миром, который открываете вместе с малышом.

Родители могут самостоятельно оценить прогресс малыша. В первую очередь это скорость выполнения заданий. Ребенок начинает быстрее справляться с упражнениями, легче находить ответ на поставленный вопрос, и делать это самостоятельно без помощи мамы и папы. Ребенок увлекается, и сам переходит к следующему заданию. Успешную подготовку руки к письму можно отметить по непрерывным, максимально ровным линиям.

Заключение

Раскраски, упражнения на развитие моторики, креативности и воображения помогают малышу преодолеть трудности обучения и способствуют развитию нейрогенеза (новых нейронных связей). В наших книгах вы найдете упражнения на развитие гибких навыков, а также рекомендации, как привить ребенку интерес к освоению нового.

Также помните, что дети постоянно учатся на нашем примере. Пишите списки, ведите ежедневник или дневник. Вашему ребенку это покажет, что письмо — это неотъемлемая часть повседневной жизни взрослых, а вам поможет укрепить свои нейронные связи, облегчить запоминание информации и структурировать речь.

Если вы представляете студию мультипликации, издательство, готовое выпустить серию наших развивающих книг и сказок, центры дошкольного образования или заинтересованы в сотрудничестве, мы открыты для новых партнерств и проектов.

Напишите нам в Telegram или на почту hello@rommy.ru.

3737
33 комментария

Карандаш - мозговой тренажер для ребенка. Развивает память, моторику и воображение.

4
Ответить

Полностью поддерживаем!

Ответить

Я на скучных зум-планерках рисую орнаменты

2
Ответить

Вот это здорово, уважаем! )

Ответить

согласен со всем ,кроме "чем раньше, тем лучше" все таки есть возрастные нормы для обучению письма

2
Ответить

Да, сензитивный период индивидуален у каждого малыша, это надо учитывать, согласны!

Ответить

Душнила вошёл в чат.

Я так понимаю, что текст — для родителя, судя по остальным картинкам. Тогда для чего эти "пальчики/мизинчики", почему "держим"?

Так-то клёвая тема.

1
Ответить