{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Карандаш или клавиатура: как письмо от руки влияет на умственное развитие ребенка

Обучение дошкольников письму стимулирует развитие нейронных связей и создает прочную основу для его будущего. В статье расскажем, почему в современном мире карандаш мощнее клавиатуры в вопросах умственного развития малыша.

Взрослые люди забывают до 90% новых знаний всего за неделю. Наш мозг работает как фильтр, сохраняя важную информацию и отбрасывая ненужную. Важными мозг считает новые знания, которые мы используем на практике. Одним из способов укрепить нейронные связи является письмо. Когда мы пишем от руки, мы и запоминаем информацию, которую записываем, и в то же время тренируем память.

Набор текста на клавиатуре может сэкономить нам массу времени и энергии, помочь собрать качественный цифровой архив, но снижает нашу способность усваивать новое. Никакая клавиатура не способна заменить механизмы «мышления на бумаге».

Письмо от руки активирует различные участки мозга, включая те, что отвечают за моторику, воображение и визуализацию. Это более сложная деятельность, чем набор на клавиатуре, и моторные пути задействуются только при написании от руки. Каждая буква, обведенное слово, подчеркнутый абзац или пометка на полях, оставляет след в нашей памяти.

Чем раньше человек освоит навык мышления на бумаге — тем лучше. Еще не умея писать, ребенок может визуализировать свои идеи, чувства и мысли. Это развивает его воображение, навыки общения и интерпретации информации. Это основа и важная подготовка к будущей академической жизни малыша.

Если навык не сформирован, то проблемы проявляются как в профессиональной, так и в бытовой жизни взрослого человека. Письмо, набор текста, даже застегивание пуговиц крайне затруднительны без развитой мелкой моторики.

Если мы не сформируем у ребенка правильное держание ручки и карандаша и не закачаем кисть, то в дальнейшем при обучении в старших классах и университете он не сможет удерживать темп написания. Ему будет сложно перекодировать в текст информацию, которую он воспринимает на слух, поскольку его мышечная память не будет успевать.

Екатерина Глухова
логопед

С какими сложностями сталкивается ребенок при обучении письму

В процессе обучения письму ребенок испытывает смешанные и сложные чувства. Он радуется новому умению и перспективам самостоятельно выражать свои мысли словами на бумаге. Но наряду с этим ребенок испытывает и тревогу, так как действие требует еще не выработанных навыков координации движения, внимания и концентрации. Ребенок переживает об ошибках, которые может совершить на письме и о несоответствии ожиданиям взрослых.

Первое, чему важно научить ребенка в процессе обучения письму — это умению правильно держать ручку. У малыша не должна заворачиваться кисть, ручку нужно держать тремя пальчиками — большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец загнуть. Я всегда подкладываю салфетку под 2 пальчика ребенку, а тремя он держит карандаш.

Мозг малыша концентрируется на физическом действии, умении правильно держать ручку, нажимать на нее с умеренной силой, и при этом писать по прямой линии, по клеточкам. Для этого должен быть развит зрительный анализатор и мышечная память руки. Зрительная память также важна для того, чтобы сформировалось образное представление о буквах и цифрах.

Екатерина Глухова, логопед

Если рука пока недостаточно разработана, ребенок пишет очень размашисто или сильно давит на карандаш. При этом самому малышу от этого некомфортно, рука быстро устает, он становится раздражительным и отказывается продолжать учиться. Работа с прописями и без того затруднительный и утомительный процесс для малыша. Они теряют фокус, рутинно выводя одну и ту же фигуру на целую строку.

Тем не менее важно помнить, что переживания — это нормальная часть процесса обучения и развития. Родителям нужно поддерживать ребенка, отмечать его успехи и помогать справиться с трудностями.

Как привить ребенку интерес к письму

В раннем возрасте для формирования навыка важно давать ребенку различные штриховки, раскраски, прописи и тренажеры. Полезно привлекать ребенка к лепке из пластилина, собиранию пазлов и нанизыванию бусин на нить. Если ему сложно дается штриховка, мы рекомендуем взять клеевой пистолет и обвести контур рисунка. Так, малыш будет чувствовать границы картинки и научится останавливать движение карандашом. Мы учим ребенка равномерно давить на карандаш и рисовать:

  • палочки
  • прямые линии
  • черточки
  • различные геометрические фигуры
  • абстрактные формы.

Это позволяет развить мелкую моторику, сенсорное восприятие и пространственную ориентацию. В процессе подготовки к обучению письму ребенку важно понимать, зачем оставлять расстояние между буквами и словами.

Я за то, чтобы подходить к процессу обучения комплексно. В пособии «Ромми» собрано множество заданий с двухступенчатым характером, которые помогают подготовиться к письму. Это, например, раскрашивание двумя руками одновременно. Мы прокачиваем мозг выполнением двух нетипичных действий, и в то же время тренируем руку.

Екатерина Глухова, логопед
Фрагмент "Большой книги нейрозаданий"
Фрагмент "Большой книги нейрозаданий"

Рассмотрим несколько примеров полезных упражнений:

  • Раскраски и штриховки

Раскраски не только развивают мелкую моторику, но и способствуют самовыражению малыша. Ребенок выражает свои чувства и мысли, самостоятельно выбирая цвета и техники раскрашивания. А предметы, животные и растения на картинках знакомят малыша с окружающим миром.

Фрагмент "Большой книги нейрозаданий"
  • Раскраски по цветным точкам

Раскрашивая картинку по заданным цветам, ребенок упорядочивает свои движения, что повышает концентрацию внимания и сосредоточенность. Это упражнение помогает развить визуальное восприятие, научиться различать формы и цвета.

Фрагмент развивающей книги-раскраски "Ромми и его друзья. Познаем мир. Развиваем эмоциональный интеллект"
  • Обведение контура

Прописи и тренировочные задания с обведением контура фигур облегчают малышам обучение письму и помогают в развитии пространственного воображения, образованию новых нейросвязей.

Фрагмент "Большой книги нейрозаданий"
  • Лабиринты

Поиск выхода из лабиринта помогает в развитии не только зрительного восприятия и координации движений, но и логического мышления. Мы рекомендуем сначала дать ребенку возможность найти выход из лабиринта глазами и пальчиком, а потом провести линию карандашом.

Фрагмент "Большой книги нейрозаданий"

Комплексное обучение письму предполагает и работу с разными видами речевой деятельности. Письмо, чтение, говорение и слушание тесно связаны между собой, обучение одной из деятельностей благоприятно сказывается на трех остальных. Поэтому мы рекомендуем читать вместе с ребенком, включать ему сказки, задавать малышу вопросы по ним и просить рассказать историю.

Сотрудничество издательства "Ромми" с книжной онлайн платформой "Строки"
Полка издательства "Ромми" в "Строках"

В сказках «Ромми» мы придерживаемся смыслового чтения. Это подход, который помогает ребенку понять содержание, развивает аналитическое мышление, учит выделять главную и второстепенную информацию, размышлять о поведении персонажей, делать выводы.

Это помогает сформировать слухоречевую память, научиться воспринимать информацию на слух и запоминать образы. Через чтение, сказки и мультики ребенок знакомится с буквами, звуками, словами и формами еще до начала самостоятельного письма.

Издатель "Ромми"
Мультфильм "Считаем до 10"

Также важно помнить, что занятия должны быть ограничены по времени. Начинайте с 10—15 минут в день, чтобы малыш не переутомлялся. Настройтесь на игру и веселое совместное времяпрепровождение, и наслаждайтесь новым миром, который открываете вместе с малышом.

Родители могут самостоятельно оценить прогресс малыша. В первую очередь это скорость выполнения заданий. Ребенок начинает быстрее справляться с упражнениями, легче находить ответ на поставленный вопрос, и делать это самостоятельно без помощи мамы и папы. Ребенок увлекается, и сам переходит к следующему заданию. Успешную подготовку руки к письму можно отметить по непрерывным, максимально ровным линиям.

Заключение

Раскраски, упражнения на развитие моторики, креативности и воображения помогают малышу преодолеть трудности обучения и способствуют развитию нейрогенеза (новых нейронных связей). В наших книгах вы найдете упражнения на развитие гибких навыков, а также рекомендации, как привить ребенку интерес к освоению нового.

Также помните, что дети постоянно учатся на нашем примере. Пишите списки, ведите ежедневник или дневник. Вашему ребенку это покажет, что письмо — это неотъемлемая часть повседневной жизни взрослых, а вам поможет укрепить свои нейронные связи, облегчить запоминание информации и структурировать речь.

Если вы представляете студию мультипликации, издательство, готовое выпустить серию наших развивающих книг и сказок, центры дошкольного образования или заинтересованы в сотрудничестве, мы открыты для новых партнерств и проектов.

Напишите нам в Telegram или на почту [email protected].

0
33 комментария
Написать комментарий...
Александр Макаров

Карандаш - мозговой тренажер для ребенка. Развивает память, моторику и воображение.

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор

Полностью поддерживаем!

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

Я на скучных зум-планерках рисую орнаменты

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор

Вот это здорово, уважаем! )

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Павликин

согласен со всем ,кроме "чем раньше, тем лучше" все таки есть возрастные нормы для обучению письма

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор

Да, сензитивный период индивидуален у каждого малыша, это надо учитывать, согласны!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

Душнила вошёл в чат.

Я так понимаю, что текст — для родителя, судя по остальным картинкам. Тогда для чего эти "пальчики/мизинчики", почему "держим"?

Так-то клёвая тема.

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор

Евгений))) Есть такое )))) Взяли скрины из вступления для родителей из нашей книги. Подача совсем не для бизнес сообщества, согласны)))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

так и родителям ни к чему "пальчики/мизинчики". это детям, может быть, ещё так норм.

но это всё придирки.

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор

))))))))

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia

И детям, и взрослым полезно писать от руки)

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор

Все верно, именно поэтому мы рассказываем об этом, объясняем родителям важность письма.

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей

У меня сын по подобным материалам занимался - хорошая тема

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор

Это здорово, на фокус группах мы видим, что дети с удовольствием переключаются на такие занятия. Всего 10-15 минут в день, и когнитивные навыки уже развиваются)))

Ответить
Развернуть ветку
Александра Вострикова

Сейчас для правильной постановки пальчиков для письма есть специальные штучки, делают ручки треугольные, карандаши трёхгранные. Но мой ребенок все еще забывает как правильно держать карандаш. У него как-то все пальцы в кучу + он высоко берет карандаш. Ему 4.
Будем стараться до школы поставить.

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор

Александра, спасибо за комментарий, тренажеры могут помочь, тут согласны, при этом очень важно, чтобы родитель контролировал этот процесс - без этого малыш может начать неправильно держать пальчики, мышечная память подхватит это - а переучить, как правило, долго и сложно. Но у вас еще такой нежный возраст у малыша, что все получится, уверены )))

Ответить
Развернуть ветку
Рейтинги онлайн школ

Полностью согласен. Даже в онлайн-школах это понимают. В Онлайн Гимназии №1 есть цифровая ручка, чтобы дети писали ответы на задания, которая выводит все на экран учителя. Это в современном мире не только для развития моторики, но и чтобы нельзя было списать на уроке)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор

Кстати, интересно, появились ли уже научные исследования по стилосу/ цифровым ручкам и их влиянию на когнитивное развитие детей.. Существует ли разница... Надо будет поискать, спасибо за идею! )

Ответить
Развернуть ветку
Забор крови

Окей, все эти объяснения типа "развивает моторику" - это рационализация деятельности постфактум, потому что многим людям трудно признать, что они потратили несколько лет на изучение почти бесполезного в современности навыка, который хорош только как легаси при откате назад на несколько ступеней технологического прогресса.

Кириллица сносно подходит под фонетику большинства славянских языков, но кириллический курсив откровенно плох как шрифт - например, он слабо позволяет различать графемы, состоящие из схожих чёрточек (например, создаёт лишнюю путаницу ш/и). Хотя курсив развился для ускорения письма, он уступает в скорости современным стенографическим системам и держится только за счёт того, что обывателю эти системы непонятны (т.е. при массовом изучении стенографии выгоды от знания курсива отрицательные). Единственный наглядный минус стенографии - это необходимость знать сразу две азбуки, но и это освоить в рамках школьной программы несложно (для сравнения - японцы осваивают в школе две слоговые азбуки плюс иероглифы).
Кроме того, рукописный текст обычно хуже печатного с точки зрения восприятия, поскольку точность записи приносится в жертву скорости; обычно это некритично, но в некоторых областях - например, рецепты лекарств - это может убить пациентов при неправильном прочтении (и убивает).

Когда только создавались первые школьные программы в дореволюционной России, решение добавить туда каллиграфию не было странным. Курсивный шрифт был основой делопроизводства и компромиссом между скоростью чтения и скоростью письма, и бюрократы таким образом инвестировали школьные часы в способность населения читать и писать тексты, благодаря чему экономили время на устную речь (т.е. ещё более древнее и неэффективное одноканальное легаси, доставшееся людям со времён, когда каннибалы жрали друг друга в палеолите). Обучение письму было рациональным решением.

В 1924 году создали стенографическую систему Соколова (которая позволяет быстрее читать и писать), различные печатные шрифты существовали и задолго до этого (позволяя быстрее читать).
В 1928 году в СССР начали распространяться пишущие машинки, поначалу под ограничениями спецслужб, позже барьер на приобретение был снят.
Т.о. обучение рукописному курсиву уже тогда начало выглядеть иррациональным, поскольку эта технология перестала быть оптимальной и существовала только за счёт массовости.

Сейчас же можно легко видеть прямо перед собой технику по цене нескольких обедов в кафе, которая позволяет без особых проблем общаться по Сети или - с небольшой доплатой в копи-центре - создавать материальные артефакты в виде печатных листов (для связи с не до конца вымершими динозаврами предыдущей эры).
Следующее поколение технологий ввода - нейросети speech2text - позволяют уменьшить и ценность клавиатуры тоже.

На этом фоне возникают закономерные вопросы, зачем нужна устаревшая технология. Их подпирают костыльными смыслами "зато это улучшает моторику". Выкинуть из образовательного процесса, естественно, штуковину нельзя - он ультраконсервативен, поскольку существует гигантская инерция ценностей тех или иных знаний в глазах ЛПР и шкрабов.

tl;dr: поиски большой пользы от умения писать курсивом в XXI веке - это занюхивание копиума.

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор

Ваша точка зрения, несомненно, имеет место быть, но... мы говорим о детях (спасибо за идею, возможно, напишем статью и про взрослых).

Именно почерк детей может очень много рассказать/ помочь специалистам и выявить проблемы развития (в том числе, мозга) на ранних стадиях. По почерку ребенка можно понять, что он чувствует, возможно, есть вещи, которые его беспокоят, даже если внешне это никак не проявляется.
А дислексия? Моторная алалия? Выявление несогласованности работы полушарий мозга, невысокая нейродинамика?
Очень много нюансов. А про взрослых поговорим отдельно тогда) Спасибо за исторический срез про СССР, с удовольствием почитали.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Пепперони

Расскажите о человеке с почерком обезьяны(понять написанное реально).

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор

Юрий учтем, как раз в предыдущей ветке обсудили, что можно сделать статью о почерке взрослых)

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Хотелось бы увидеть ссылки на научные исследования, подтверждающие, что письмо от руки влияет на умственное развитие человека лучше, чем набор текста на клавиатуре, например. А не голословные утверждения логопедов.

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Надежда Гладышева

Согласна с автором, что нужно учить правильно держать ручку. У меня племянник держит неправильно, так после написания 2 строк уже начинает стонать, что устал. Но в то же время переучиваться не желает, говорит так неудобно. Так вот, отсюда вопрос- как переучить ребенка, чтобы он правильно держал ручку?)

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор

Надежда, вот как раз ваш кейс обсуждали в комментарии Александры Востриковой выше. Переучивать долго, сложно, но можно )) Главное, отнестись к этому серьезно, выделить на это время - и все получится. Наша коллега логопед Екатерина Глухова рекомендует поступить следующим образом: "У малыша не должна заворачиваться кисть, ручку нужно держать тремя пальчиками — большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец загнуть. Я всегда подкладываю салфетку под 2 пальчика ребенку, а тремя он держит карандаш". Важно! Салфетка должна оставаться в ладошке, никуда не смещаться - тогда ребенок будет правильно держать пишущий предмет, мышечная память зафиксирует эту позицию, ребенок постепенно переучится. Контролируйте, сразу исправляйте ошибки. Все получится!!!

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Плахин

В любом случае написание от руки тоже не мало важный аспект в развитии ребёнка. То что сейчас век технологий и всё напечатать можно, а то и даже не печатать, а голосовым вводом воспользоваться, не говорит о том чтобы дети совсем напрочь забыли про искусство письма от руки.

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор

Игорь, спасибо, вы как раз написали ту суть и ценность, которую мы хотели передать в нашей статье, благодарим!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Барсуковский

"Рука - это инструмент всех инструментов" говорил еще Аристотель, а Кант писал "Рука - это своего рода внешний мозг". Да и сами невропатологи современной медицины утверждают, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор

Евгений, огромное вам спасибо за комментарий и цитаты - это как раз та мысль, которую мы и хотим донести до современного цифрового общества )

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Старцева

В повседневной жизни редко сталкиваюсь с необходимостью что-то писать от руки, но периодически делаю это, чтобы не разучиться 😅

Ответить
Развернуть ветку
Ромми и его друзья
Автор

Маргарита, и это правильно! Формирование нейронных связей у взрослых никто не отменял! Как подсказали нам комментаторы выше, у нас уже созрела идея рассказать в следующей статье, зачем писать от руки взрослым, в чем польза)

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда