Новая веха российского Insurtech рынка

Рынок страхования за свою долгую историю существования видел множество примеров самых различных партнерств.

Oval 
Oval 

Страховые и прочие финансовые компании широко используют партнерские технологии и каналы продаж для расширения клиентской базы, диверсификации продуктовой линейки, усиления рыночной позиции или экспансии на новые региональные рынки.

Партнерства с технологическими компаниями стимулируют ускоренное развитие рынка страховых услуг, а поиск правильного технологического партнера становится жизненно важным шагом для страховых компаний, проводящих цифровую трансформацию своего бизнеса.И такие партнерства – далеко не только удел компаний малой капитализации и стартапов.

Партнерства с Insurtech стартапами позволяют крупным финансовым конгломератам диверсифицировать продуктовые линейки, выходить на новые рынки и оптимизировать операционные расходы. Так, Lloyds Banking Group стала первым партнером созданной TrovInc платформы on-demand страхования (решение, которое помимо прочего позволяет арендаторам активировать базовое покрытие по договорам страхования жилой недвижимости в виде ежемесячной подписки и легко включать или отключать страховое покрытие). Другим примером такого сотрудничества стало совместное решение, разработанное AXA XL и стартапом Assurely, по страхованию рисков из краудфандинговых кампаний и STO. Наконец, недавнее партнерство Allianz и Dinghy позволит страховому гиганту выйти на рынок страхования ответственности фрилансеров и вольнонаемных работников (который растет ускоренными темпами вслед за рынком gig услуг).

Однако, несмотря на то, что страховые компании активно эксплуатируют решения, предлагаемые технологическими компаниями, только 17% из опрошенных PwC страховщиков утверждают, что они уверены в необходимости создания совместных страховых продуктов с Insurtech стартапами (в то время, как для компаний секторов Asset & Wealth Management и Banking & Capital Markets аналогичный показатель составляет 30%). Причины осмотрительного подхода страховых компаний к Insurtech проектам лежат в регуляторном поле (речь идет в первую очередь о существующих ограничения на инвестирование в сторонние проекты). Описанные выше регуляторные и прочие ограничения, в условиях которых функционирует рынок страховых услуг, отражаются в следующих характерных чертах партнерских проектов между финансовыми корпорациями и Insurtech компаниями:

  • Повышенный спрос на white label решения. Существует устойчивый спрос со стороны страховщиков на white label решения и партнерства с проектами их разрабатывающими. Возможно, самое большое преимущество white label решений на рынке страхования заключается в том, что они избавляют от необходимости разрабатывать и создавать новый продукт - особенно при выходе на новый рынок. Передавая процесс разработки нового страхового решения на аутсорсинг, продавцы могут вместо этого сосредоточиться на том, в чем они преуспели: брендинг и маркетинг готового продукта;
  • Сегментарный характер партнерских связей. Такие проекты преимущественно реализуются в сегментах, демонстрирующих высокие темпы роста, но все еще отличающихся сравнительно низким уровнем проникновения и низкой конкуренцией. В числе таковых помимо прочих туристическое страхование, страхование малого и среднего бизнеса, страхование прав фрилансеров и вольнонаемных работников и прочие сегменты «новой» экономики.

Хотя российский рынок страхования – не исключение и равно, как и другие глобальные рынки, знаком с такими партнерствами (так, например, в 2018г Альфа-Групп инвестировала 10 млн долл США в страховой стартап «Манго групп» - первую российскую страховую компанию, оказывающую услуги добровольного страхования имущества и личного страхования, осуществляющую деятельность исключительно онлайн), они все еще скорее исключение, чем правило.

Поэтому и не только поэтому особого внимания заслуживает партнерское соглашение между Райффайзенбанк, Insurtech компанией OvalGlobalLtd и СК «Абсолют страхование». Предложенный партнерами продукт позволяет получать моментальное возмещение за каждый час задержки рейса в режиме реального времени. При задержке рейса от 2-х до 6-ти часов, страховые выплаты составят 3 000 рублей за каждый час ожидания. Если рейс задержат более чем на 6 часов или отменят, то выплата составит 15 000 рублей. Сотрудничество с Райффайзенбанком позволит OVAL масштабировать свой бизнес глобально, а партнерство с СК «Абсолют страхование» обеспечит потенциальное перестрахование рисков, возникающих на международном рынке. Перспективность описанного партнерского соглашения как для его сторон, так и для всего рынка страхования путешественников (и в частности страхования от задержки и невылета рейса) обусловлена рядом причин, в числе которых ключевыми являются следующие:

  • Высокий потенциал роста рынка туристического страхования и в особенности страхования от задержки и/или невылета рейса. Так, по данным Marketresearch.biz, мировой рынок страхования путешествий был оценен примерно в 12 миллиардов долларов США в 2017 году, и ожидается, что CAGR составит около 4,50% в период между 2018 и 2026 годами. По нашему прогнозу в периоде до 2023 рынок может продемонстрировать еще более внушительный рост с CAGR на уровне 11% и достичь отметки в 28 млрд долл США. Осноновные регионы, благодаря увеличению спроса в которых описанный темп роста становится возможным: Япония, Австралия, США и европейские страны, такие как Италия, Греция, Германия, Португалия и Финляндия. Дело в том, что наблюдаемый в этих странах рост населения пожилого возраста (старше 60 лет), а также увеличение доли лиц, активно путешествующих после вступления в пенсионный возраст в долгосрочной перспективе подстегнут продажу страховок. В свою очередь основными факторами роста числа путешественников предпенсионного и пенсионного возраста в этих регионах являются низкий коэффициент зависимости и увеличение располагаемых доходов. Не будет отставать и Азия: в течение следующих 20 лет во всех странах Азиатско-Тихоокеанского региона число пожилых людей значительно возрастет, (эта тенденция будет особенно заметна в Сингапуре, Китае и Корее), как возрастут и их средние реальные распологаемые доходы. На текущий момент доля лиц старше 65-летнего возраста, которые активно путешествуют (и при этом готовы покупать страховые продукты) в Австралии и Японии, уже составляют более 20% всех туристов, в США – порядка 15%, в КНР – около 17%, в Европе – порядка 20% и эти доли долгосрочно будут лишь расти. С другой стороны, несмотря на устойчивые факторы со стороны спроса средний уровень проникновения страхования путешественников по итогам 2018 г составил порядка 6,9%, а на отдельных долгосрочно перспективных рынках и того меньше (например, для Индии аналогичный показатель составляет всего 3,9%), что также служит фактором долгосрочного роста этого сегмента рынка;
  • Возросший спрос на white label решения. По нашей оценке порядка 336 млрд долл или 7% от GWP, собранных по всему миру, в 2020 году будут приходиться на продажи white label страховых решений. Страховые компании по всему миру, которые сейчас инвестируют и заключают взаимовыгодные контракты с открытыми Insurtech платформами, продающими white label решения, в долгосрочной перспективе могут рассчитывать на высокую рентабельность таких инвестиций и партнерств. В перспективе до 2023 г мы ожидаем роста совокупного объема сборов, пришедших от продажи страховых продуктов в формате white label с CAGR приблизительно равным 13%. Рынок страхования вслед за рынком банковских услуг активно воспринимает решения, построенные на основе white label модели. White label страхование, равно как и технология BaaS больше не являются совершенно новыми технологиями, но несмотря на это, регулирование как на региональном, так и на глобальном уровне все еще фрагментарно, что служит дополнительным фактором долгосрочного успеха тех компаний, которые успели выйти на этот рынок раньше остальных. Великобритания – одна из немногих стран, которая начала внедрять систематизированное регулирование рынка white label для бансковских и страховых компаний. Британское управление по конкуренции и рынкам уже зарегистрировало девять крупнейших банков и страховых компаний в своем каталоге открытых банковских услуг. По нашему мнению пройдет не так много времени, прежде чем другие страны последуют этому примеру.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в долгосрочной стратегии партнерство Райффайзенбанка, OVAL и СК «Абсолют страхование» выглядит весьма перспективным и самое важное – взаимовыгодным, как для самих сторон, так и для потребителей страховых услуг. Партнеры получают возможность предложить инновационный продукт всему рынку и доступ к новым каналам реализации своих страховых решений. Потребители страховых услуг получают простой, удобный и недорогой способ застраховать свои риски в путешествии. Но что самое главное – своим решением компании подстегивают весь российский рынок страхования, демонстрируя, что подобные партнерства несут в себе существенный синергетический эффект для бизнесов. Та самая ситуация «win-win».

11
4 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Alex, спасибо за Вашу оценку и вопрос. В России очень мало ( если не сказать, что вообще нет) платформ, которые бы предлагали стразовым свои white label решения с таким опытом членов команды в страховании, как то есть у Oval. в этом практическом опыте и лежит ключевое долгосрочное преимущество проекта). А наложив на этот опыт и существенный неудовлетворенный спрос на all-day стразовые продукты ещё и такой обширный клиентский поток, который генерит Raiffeisen, мы получаем очень интересную долгосрочную историю успеха.

Ответить

Тарлан,  добрый день! Я один из основателей проекта OVAL.
Спасибо за вопросы. 

Для оценки рисков наступления страхового события была взята открытая статистика с различных интернет сайтов (favt.ru, oag.com). Для регулятора это обычный страховой продукт - с полисом, правилами страхования, заявлением о наступлении страхового события. 

Райффайзенбанк не передает персональные данные своих клиентов третьим лицам при продаже этого продукта. Клиент переходит в информационную систему страховой компании и в ней самостоятельно оформляет страховой полис. 

Ответить