Генеративная революция. Как AI изменит цифровую трансформацию

Здравствуйте, меня зовут Николай Верховский, я академический директор программы Digital Shift в Школе управления СКОЛКОВО. Сегодня я хочу поговорить о революции, которая незаметно произошла для всех нас, — о генеративной революции, или революции генеративных алгоритмов. Поговорить о том, как генеративные алгоритмы изменят ход, интенсивность и стоимость цифровой трансформации.

Что такое генеративные алгоритмы

Начну с графика, который демонстрирует скорость развития цифровых технологий. Приложение ChatGPT менее чем за пять дней привлекло более пяти миллионов пользователей. Для сравнения, Instagram и Spotify потребовалось в несколько раз больше времени, чтобы достичь такого же результата.

Скорость привлечения первых 5 миллионов пользователей ChatGPT
Скорость привлечения первых 5 миллионов пользователей ChatGPT

Разберемся, как работают генеративные алгоритмы.

Первое. Генеративные алгоритмы учатся представлять данные. То есть они анализируют набор данных, учатся на нем и затем генерируют новые данные, которые похожи на исходные.

Второе. Одно из наиболее популярных применений генеративных алгоритмов — создание нового контента. Мы теперь способны на примерах научить машину думать, делать, рисовать, писать тексты и затем просить ее создать нечто подобное — текст, музыку, видео, слайды и так далее.

Третье. Генеративные алгоритмы используют статистические методы для обучения, что позволяет им работать все более точно и выдавать уникальный результат. Если вы пользовались ChatGPT, вы уже ощутили это на себе.

Отличие поисковых машин и ChatGPT

Важно различать ChatGPT и поисковые системы.

Поисковая машина по индексам ищет информацию, соответствующую запросу, и выдает набор из ссылок. ChatGPT работает совершенно по-другому: он на похожих данных создает новое содержание, то есть генерирует то, что было бы максимально похоже как ответ на запрос.

Сравнение поисковых систем и ChatGPT
Сравнение поисковых систем и ChatGPT

Поэтому многие жалуются на то, что ChatGPT выдает некорректную информацию: он может неправильно назвать дату рождения Льва Толстого или неверно процитировать роман «Война и мир». Однако, когда мы говорим о его применении в сфере цифровых продуктов, эти проблемы становятся нерелевантными.

Остановлюсь на частном случае использования ChatGPT — написании программного кода. Когда ChatGPT генерирует код, он фактически отвечает на языке программирования — гораздо более структурированном, логичном, внутренне взаимосвязанном, чем язык человеческий. И самое главное — при правильном использовании этот код работает. Эта способность ChatGPT генерировать корректный и функциональный код открывает новые возможности для разработки, делая процессы более эффективными и продуктивными.

Главные проблемы цифровой трансформации

Рассмотрим три главные проблемы, с которыми сталкивается любая компания в процессе цифровой трансформации.

Первое — нехватка квалифицированных специалистов. На рынке очень мало людей с нужными навыками, и за них идет серьезная конкуренция.

Второе — взаимодействие между новыми сотрудниками, пришедшими из сферы цифровых технологий, и теми, кто уже работал в компании и приносил доход. Им необходимо найти общий язык для эффективного сотрудничества.

Третье — расходы на команду. По данным исследований, среднемесячная стоимость проектной команды в банковской сфере – 2,8 миллиона рублей, в промышленном холдинге — 3,4 миллиона, в телекоме — 6 миллионов.

Как можно решить эти проблемы с помощью ChatGPT и генеративных алгоритмов?

ChatGPT — помощник в создании цифровых продуктов

Процесс разработки продукта состоит из семи этапов: генерация идей, их исследование, проектирование инициативы, разработка, внедрение, масштабирование и обеспечение устойчивости.

Семь шагов процесса разработки продукта
Семь шагов процесса разработки продукта

Наибольшее количество времени и затрат на первых этапах уходит именно на придумывание идей, тестирование прототипа и поиск нужного решения. Стоит отметить, что по статистике множество идей не проходит эти начальные этапы и отмирает. Вспомним стоимость команд: платить миллионы за проверку идеи, которая может не сработать, — это дорого.

Способность ChatGPT генерировать работающий код делает его полноценным членом команды разработки. Это позволяет существенно сократить расходы на тестирование гипотез и прототипирование, быстро отсеивая неработающие идеи и находя успешные решения без необходимости нанимать и адаптировать новых программистов.

Создание работающего прототипа

Приведу пример того, как сейчас человек, не обладающий сильными техническими навыками, может создавать работающий прототип с помощью открытых и доступных инструментов:

— В качестве помощника и технического специалиста — ChatGPT.

— В качестве интерфейса можно использовать Telegram, у него открытый API, он хорошо соединяется с другими системами.

— В качестве среды для разработки — Google Collaboratory.

— Данные, к которым должен обращаться код, можно хранить в Google Таблицах, у них есть открытый интеграционный ключ.

Таким образом, сокращается время коммуникации между теми, кто генерирует идеи, и теми, кто должен делать уже реально работающий продукт (то есть между теми самыми «цифровыми» и «нецифровыми» людьми).

Мы в СКОЛКОВО протестировали такой формат работы, проведя хакатон среди НЕ программистов, собрав 20 человек, которые никогда не писали код. Эти люди, разделившись на 3 команды, в течение одного дня сделали несколько прототипов, которые работали и вполне себе решали поставленные перед ними задачи. За один день.

Стоимость платной подписки в ChatGPT — порядка 20 долларов. С учетом дополнительных лицензий на производство одного прототипа цифрового продукта уйдет порядка 100-200 долларов. Помните минимальную цифру в 2,8 миллиона рублей в месяц, которую мы тратим на команду разработки?

Эффект от применения ChatGPT

Что получает компания, которая стоит на пути к цифровой трансформации, от применения ChatGPT?

Первое — ускоряется и удешевляется разработка за счет создания прототипов в той самой первой миле, когда идея только оформляется.

Второе — упрощается взаимодействие между ИТ-командой и бизнесом. Теперь бизнес может сам сделать этот прототип, чтобы затем ИТ-команда делала уже многофункциональное воспроизводимое решение.

Третье, и самое главное, — в любой бизнес-функции теперь нет ограничений и листа ожиданий на создание прототипа, любую идею можно быстро превратить в простое решение.

Теперь представьте этот эффект в масштабах компании. Научив сотрудников пользоваться этим инструментом и внедрив продуктовый подход, каждая сессия генерации идей по цифровой трансформации сможет завершаться созданием прототипов, а уходить на это будет лишь несколько дней. Именно такие возможности предоставляют нам ИИ и генеративные алгоритмы.

Нужно помнить, что ChatGPT — это лишь один из многих сервисов, использующих генеративные алгоритмы. С их помощью можно создавать тексты, дизайн, видео и другой контент. Управляя разными алгоритмами и комбинируя их, можно создавать уникальные и очень интересные продукты.

Подводя итог, можно сказать, что генеративные алгоритмы и ИИ предоставляют уникальные возможности для ускорения цифровой трансформации в любой компании и сфере деятельности, позволяя создавать уникальные продукты с минимальными ресурсами. А компании, использующие эти технологии, достигнут совершенно иных скоростей во внедрении цифровых решений.

22
Начать дискуссию