Начало работы с ИИ в компании: (нетехническая дорожная карта)

Dall-E 3
Dall-E 3

Один из самых частых вопросов, которые задают об ИИ: «А с чего нам начать?»

ИИ — это быстро развивающаяся область, которая может быть непосильной для тех, у кого нет серьезного технического опыта.
Если вы хотите быстро ответить на вопрос «Что это мне даст?», то идти в ногу с тенденциями и прорываться сквозь шум — это большая проблема. Вот почему аналитический паралич, чувство подавленности и незнания, с чего начать, является распространенным препятствием для успешного внедрения ИИ.

Чтобы помочь сориентироваться в этом лабиринте, я выделил основные шаги. Они эффективны как для малого, так и для крупного бизнеса, с особым акцентом на B2B.

Давайте посмотрим, как мы можем заставить ИИ работать на бизнес.

Никто не может создать за вас дорожную карту ИИ

Одна из самых распространенных ошибок, которую допускают руководители предприятий на ранних этапах внедрения ИИ, — это делегирование задач по внедрению ИИ людям с более глубокими техническими знаниями, например, ИТ-отделам или специалистам по обработке данных.

По какой-то причине существует мнение, что люди с большим техническим опытом гораздо лучше подготовлены к созданию детального плана интеграции ИИ в ваш бизнес.
Однако ИИ — это не просто еще один инструмент или программное обеспечение, которое можно купить как новую CRM. ИИ — это технология , которую можно применять в нескольких рабочих процессах.

И бизнес лидерам решать, где это имеет смысл.

Вы можете собрать небольшую команду, обратиться за внешней экспертизой и получить поддержку от ИТ. Но в конечном итоге важно помнить, что эти люди создают дорожную карту ИИ вместе с вами, а не для вас .

«Но как мне это сделать?»

6 шагов для начала разработки дорожной карты ИИ

Следующий список шагов работает для многих организаций всех размеров и уровней технической зрелости.
Однако для максимального успеха следует начать с фокусирования на определенной части вашей организации.

Это может быть подразделение, отдел или продукт, который вы хотите улучшить.
Если результаты, которые вы получаете, слишком абстрактны, увеличьте масштаб.
Если они слишком детализированы, уменьшите масштаб.

Шаг 1: Понимание основ ИИ

Дело в том, что если вы хотите развивать свой бизнес с помощью ИИ, вам нужно знать, что стоит за этим модным словом. Но, на мой взгляд, следующая концепция работает лучше всего: архетипы ИИ .

Короче говоря, 5 архетипов ИИ таковы:

Архетипы ИИ
Архетипы ИИ

- Контролируемое машинное обучение , идеально подходит для прогнозирования небольших табличных данных
- Обработка естественного языка для того, чтобы компьютеры понимали текст
- Аудио и голос часто используются для преобразования текста в речь и наоборот
- Компьютерное зрение позволяет компьютерам «видеть» изображения
- Генеративный ИИ для чтения и создания чего угодно

Базовые представления об архетипах ИИ можно найти в огромном объеме материалов об ИИ в youtube.

В целом, шаг 1 не должен занять у вас больше одного дня

Шаг 2: Определите болевые точки и узкие места бизнеса

Теперь, когда у вас есть общее представление об ИИ, вам стоит взглянуть на свой бизнес и, в идеале, на ваши бизнес-процессы. Потому что, как оказалось, самый простой способ развить свой бизнес с помощью ИИ — начать с улучшения того, что вы уже делаете:

  • рабочие процессы
  • отдельные продукты
  • и т. д.

Но не попадайтесь в ловушку «улучшить ради ИИ». Если процесс идет нормально, добавление ИИ в него, скорее всего, только ухудшит ситуацию.

Существует два способа эффективного поиска проблем: болевые точки и узкие места.

Болевые точки — это проблемы, с которыми вы сталкиваетесь прямо сейчас . Например, если вы имеете дело с большим количеством заявок в службу поддержки клиентов, низкое время ответа или большое количество заявок без ответа — это текущая болевая точка.

Узкие места — это проблемы, которые навредят вам в будущем . Например, если у вас есть колл-центр, который не обслуживает клиентов в нерабочее время, сейчас это может не быть проблемой. Но как только ваши конкуренты начнут предлагать круглосуточную поддержку клиентов с помощью голосового бота, вы не сможете угнаться за ними.

Так что подумайте сами: в чем мои проблемы сейчас и в будущем?

Составьте список и перейдите к шагу 3.

Шаг 3: Сопоставьте возможности ИИ

Как только вы лучше поймете свою проблемную область, настанет время посмотреть, подходит ли она для ИИ.

Для ясности, хотя ИИ — это супергоризонтальная технология, не каждая проблема — это подходящая задача для ИИ.Например, если одна из основных проблем вашего бизнеса заключается в том, что у вас плохая культура данных, маловероятно, что технология ИИ решит ее.

Но как найти эти «золотые точки» актуальных проблем, подходящие для ИИ?

Самый простой способ сделать это — сопоставить этапы процесса с возможностями ИИ, которые могут их поддерживать. Это может выглядеть так же просто, как таблица.

Начало работы с ИИ в компании: (нетехническая дорожная карта)

Для каждого столбца у нас есть один из архетипов ИИ, например, контролируемое машинное обучение, обработка естественного языка, аудио, компьютерное зрение и генеративный ИИ.

И для каждой строки мы имеем отдельный этап рассматриваемого нами процесса.Теперь мы можем просто заполнить пробелы и посмотреть, какой тип ИИ может поддержать ту или иную часть процесса. Не ищите инструменты, которые автоматически решат вашу проблему, ищите способы, которыми ИИ может улучшить ваш рабочий процесс.

Дополнительно: вы даже можете обратиться за помощью к ChatGPT.

Помощь: запустите AI Design Sprint™ с моей помощью, если вы хотите заниматься внедрением ИИ профессионально.

Шаг 4: Анализ вариантов использования

Вариант использования ИИ — это просто сопоставление бизнес-проблемы и возможности ИИ, которая может обеспечить положительный возврат инвестиций.

Не следует переусердствовать с этим шагом . Мы все еще на ранней стадии и не касались пока никаких инструментов или данных, поэтому следует сделать все максимально просто.

Разместите ваши варианты использования в простых листах .

Вариант использования
Вариант использования

Информационный лист варианта использования помещается на одном слайде и описывает вашу идею, используя, по крайней мере, следующие поля:

Название: Как бы вы назвали этот вариант использования?

Описание: Объясните, что он делает, простыми словами.

Влияние на бизнес: какая проблема будет решена? Каким образом?

Осуществимость : Первоначальное предположение. У вас есть ресурсы, которые нужны?

Владелец: Кто является владельцем процесса по данному варианту использования?

Шаг 5: Расставьте приоритеты и создайте прототип

Оцените ваши варианты использования в соответствии с влиянием на бизнес и осуществимостью.

Начало работы с ИИ в компании: (нетехническая дорожная карта)

Прежде чем взяться за дело, сделайте еще одну последнюю проверку:

Исключите все случаи, когда вы не можете создать первый прототип менее чем за 20 дней или при бюджете менее 2 млн. руб.

По сути, это устраняет все случаи использования, когда вам нужно собирать данные или обучать модель ИИ с нуля. Эти случаи использования могут быть отличными, но это не то, с чего вы хотите начать свой путь в ИИ.

Начните с малого, но думайте масштабно. Отдавайте приоритет проектам ИИ, которые обещают быстрые результаты и могут масштабироваться со временем, создавая доверие, импульс и поддержку для вашей более широкой дорожной карты.

Как только вы наберете этот импульс, приступайте к более сложным вариантам использования.

Шаг 6: Повторяйте и улучшайте

Это самый важный шаг из всех.

Ваш проект ИИ очень похож на проект гибкого ПО. Трудно планировать, трудно предсказывать. Много неопределенностей: данные, технологии, люди.

Но помните - у вас должен быть план. Просто будьте готовы менять его по ходу дела. Один менеджер сказал мне — планирование заменяет совпадение ошибок . Это правильная ментальная структура.

Но имейте в виду, что для большинства организаций это требует огромного изменения мышления. Выбирайте заинтересованных лиц с умом для вашего первого проекта ИИ. Они должны разделять эту экспериментальную культуру.

В противном случае ваша инициатива потерпит неудачу прежде, чем вы успеете сказать «ChatGPT».

Заключение

Это шесть основных шагов, которые помогут проекту ИИ добиться успеха.

Звучит просто, да? И все же это сложно.

Реальная задача — придерживаться этой дорожной карты, выполнять ее и не отвлекаться на другие вещи, например, если ваш генеральный директор случайно услышал что-то «крутое» на конференции или ваш конкурент запустил «кастомный» GPT.

Поэтому создайте свою дорожную карту ИИ, реализуйте ее, повторяйте снова и снова и развивайте свой бизнес с помощью ИИ.

Если вам нужна помощь, обращайтесь в любое время.

Мой сайт alexsoloviev.ru
Телеграмм t.me/alexandresoloviev

Начать дискуссию