Как перестать бояться ИИ и увеличить прибыль с помощью технологий

Привет, это компания KT.Team. Мы внедряем ИТ-решения, в том числе на базе искусственного интеллекта, в средний и крупный бизнес.

Продукты на основе ИИ появляются каждый день и обещают компаниям буст в эффективности и производительности. На практике бизнес осторожно относится к внедрениям ИИ, особенно после пары неудачных попыток.

В общении с предпринимателями мы часто слышим о недоверии к нейросетям: ценность от их интеграции неочевидна, как и влияние на прибыль. А вкладываться в бесполезное внедрение бизнес, естественно, не хочет. В статье разберем основные опасения насчет ИИ, выясним, что стоит за каждым из страхов, и расскажем, как ИИ может быть полезен вашему бизнесу.

Как перестать бояться ИИ и увеличить прибыль с помощью технологий

Страх № 1. Нельзя заранее просчитать, во сколько обойдется внедрение ИИ

Этот страх родился из предыдущего опыта IT-внедрений. Сколько таких историй мы (и вы) слышали: вначале компания рассчитывала вложить два миллиона и запустить MVP за три месяца. Но проходит полтора года, сумма счетов уже превышает 15 миллионов — а система по сих пор не запущена.

Бесконечная разработка — настолько частая проблема, что запущенный нами в срок IT-проект часто вызывает удивление у заказчиков.

С ИИ тоже есть риск застрять в бесконечном внедрении с раздувающимся бюджетом. Если учесть еще и непрогнозируемую выгоду от интеграции, становится понятно, почему бизнес не хочет рисковать.

Обойти этот риск несложно. Начинайте внедрение ИИ с упрощения небольших процессов и рутинных задач. Например, ИИ-ассистента для работы с информацией по звонкам можно интегрировать за месяц, и он возьмет на себя такие задачи:

  • Облегчит поиск договоренностей с помощью чат-бота. Вам и вашим сотрудникам больше не придется перечитывать сотни имейлов и чатов, чтобы найти нужную информацию. Достаточно задать вопрос ИИ-ассистенту и получить ответ через 15 секунд.
Как перестать бояться ИИ и увеличить прибыль с помощью технологий
  • Проанализирует звонок по важным параметрам: обозначение повестки, соответствие скрипту, вежливость менеджера, готовность решать проблемы клиента, фиксация договоренностей, маркеры взаимопонимания и т. д.

  • Автоматически отправит саммари на почту вам и клиенту, дополнит карточку клиента в CRM и документацию проекта. Для этого бот расшифрует звонок и выделит ключевые тезисы.

В саммари можно посмотреть основные мысли разговора — не придется тратить время, чтобы пересматривать запись или читать расшифровку целиком
В саммари можно посмотреть основные мысли разговора — не придется тратить время, чтобы пересматривать запись или читать расшифровку целиком

Что нужно, чтобы стоимость ИИ-внедрения была предсказуемой?

1. Выделить одну зону, в которой вы работаете с большим количеством документации и аудиоинформации. Как правило, она отнимает много времени сотрудников на сохранение и поиск нужных данных.

2. Вместе с разработчиком определить, какие интеграции нужны для эффективной работы ИИ-ассистента: конференц-связь, хранилища данных, CRM, мессенджеры и т. д.

В итоге стоимость такого ИИ-ассистента можно спрогнозировать — складываться она будет из двух составляющих:

  • Стоимость внедрения. То, что нужно сделать, чтобы система заработала у конкретной компании.
  • Стоимость использования ИИ. Она зависит от количества встреч, которые нужно обрабатывать, и выбранной языковой модели. Например, KT.Team использует «под капотом» у ИИ для работы со звонками расшифровщик TL;DV и платит за него 4000 рублей в месяц (за обработку примерно 3000 созвонов). Конечно, если ваши потребности больше, то и подписка на сервис будет дороже — но всё равно сумма будет несопоставимо ниже, чем польза бизнесу.

Начинайте с решений по незначительным процессам: их внедрять быстро и недорого. А вы оцените, как ИИ облегчает работу, и решите, какой более сложный процесс автоматизировать следующим.

Страх № 2. ИИ допустит ошибки, из-за которых бизнес потеряет деньги и репутацию

Представьте, что у вас есть ИИ-ассистент по тендерам. По заданным критериям он оценивает, стоит ли компании участвовать в отборе. Вы уверены, что ИИ отбирает все релевантные предложения и подает на них заявки.

Но однажды в очереди в кофейне вы встречаете приятеля и узнаёте, что его компания проводила подходящий вам тендер — а вы его проигнорировали. Это тревожный сигнал: если тут нейросеть ошиблась, то сколько еще ошибок она допустила?

Как перестать бояться ИИ и увеличить прибыль с помощью технологий

ИИ-ассистент похож на сотрудника, который знает очень много, но при этом неопытен. На старте своей работы он плохо «понимает», что такое правильно и неправильно. Нужно время, чтобы его обучить.

Это ответственный и затратный этап, от которого зависит, будет ли ИИ работать безошибочно. Специалисту, который у вас всегда работал над тендерами, придется валидировать каждое решение ИИ-ассистента и подтверждать или опровергать его . Такой подход поможет искусственному интеллекту накопить опыт (датасет) и в будущем не допускать ошибок.

Если работа требует ответственных решений или творческого подхода и без человека нельзя обойтись, доверьте виртуальному помощнику только часть задач.

Например, ИИ-ассистент сможет взять на себя оценку технического задания на тендер: разобьет крупные задачи на мелкие по утвержденному паттерну и рассчитает каждый этап в часах и деньгах. А если ассистент столкнется с нестандартным запросом, он переадресует его человеку. Это сэкономит время тендерному специалисту — ему нужно будет заниматься только теми задачами, в которых без него невозможно принять решение. При этом количество заявок на тендеры точно будет расти.

С ИИ-ассистентом не придется каждый раз самостоятельно оценивать техзадание 
С ИИ-ассистентом не придется каждый раз самостоятельно оценивать техзадание 

Страх № 3. Предыдущий опыт ИИ потеряет актуальность при изменении бизнес-процессов

В бизнесе процессы постоянно меняются. Например, сегодня компания работает с тендерами на строительство и настраивает ИИ-процессы на выполнение этих задач. Завтра предприниматель решит участвовать еще и в торгах на проектирование. Кажется, что придется заново прописывать все алгоритмы и проверять, правильно ли все работает. Получается, придется вложить еще пару миллионов в нового ИИ-ассистента?

Нет, внедрять нового ИИ-ассистента не придется. Изменились целевые заказы и метод оценки ТЗ — но большая часть автоматизированных этапов остались прежними. Например, тендеры нужно собирать всё с тех же площадок, их по-прежнему нужно анализировать на актуальность и возможность выигрыша (есть ли признаки тендера «для своих»). Вне зависимости от ТЗ, нужно собирать информацию по необходимым документам. По этим этапам переучивать ассистента не придется.

Но доработка и дообучение всё же потребуются: нужно будет добавить новые ключевые слова для отбора интересных тендеров. Нужно будет разработать новую методику оценки ТЗ — ведь список задач в тендере на проектирование отличается от строительного заказа.

Но процесс дообучения проходит в разы быстрее и дешевле, чем внедрение нового ассистента: достаточно загрузить актуальные регламенты и файлы в систему искусственного интеллекта. Затем эти регламенты автоматически загрузятся в ваш ассистент, после чего проводите тесты — и всё готово.

Как перестать бояться ИИ и увеличить прибыль с помощью технологий

Как ИИ-ассистент повышает эффективность разных отделов

В нашей компании ИИ пользуются HR-специалисты, проджект-менеджеры и разработчики. Вот что мы увидели после того, как сотрудники KT.Team стали пользоваться ИИ-помощниками.

HR. Мы автоматизировали пульсации: HR-ассистент обрабатывает данные из опросов и подсвечивает боли, точки роста и проблемы в работе у каждого сотрудника. HR-специалисты сконцентрировались на прорабатывании этих болей — в результате мы смогли повысить индекс лояльности (eNPS).

Менеджер проекта. ИИ-ассистент расшифровывает пословно все созвоны и сохраняет их. Когда на проекте возникает недопонимание или нужно поднять предыдущие договоренности, проектный менеджер за несколько минут может спросить о них у ИИ-ассистента и получить развернутый ответ со ссылкой на источник, дату и время. Менеджер может сосредоточиться на коммуникации с командой и клиентами, а не тратить часы на переслушивание старых встреч.

Разработчик. Ключевое в работе разработчика — правильно понять задачу: какую ценность должна принести фича и какого результата хочет добиться заказчик. Использование ИИ в качестве копайлота помогает в этом. ИИ освобождает время специалиста от механического написания кода и дает больше возможностей на выяснение требований, целей, пожеланий заказчика; на обдумывание логики фичи, на формулирование ограничений.

Внедрение ИИ в ваши процессы

У каждой компании могут быть свои страхи, которые мешают внедрить искусственный интеллект в рабочие процессы. Например, ИТ-специалисты часто переживают, что при работе с нейросетями утекут конфиденциальные данные.

Все проблемы можно решить — чтобы не разбираться с внедрением самостоятельно, обратитесь к нам. Обсудим задачи и предложим решение, которое будет работать именно для вашего бизнеса. Развернем систему на облаке, ваших серверах или предложим гибридный вариант, учтем регламенты безопасности и рабочих процессов и будем на связи в течение всего времени внедрения.

А какие задачи вы бы хотели передать ИИ? Пишите в комментариях.

77
11
11 комментариев

искусственного консультанта бы сделать (детский центр), чтоб по услугам консультировал на первой линии

Но для микробизнеса это, наверное, только самому делать, бюджет на внедрение ИИ у норм разработчика будет смертельным для малышей)

2
Ответить

В идеале хотела бы отдать ИИ все бесящие задачи: подготовку отчетов после проекта, расшифровки встреч и созвонов. Все это занимает кучу времени, а выхлопа от задач как будто нет.
Пока я готовлю одну расшифровку, могла бы успеть еще 2 созвона провести...

2
Ответить

Если нужны чисто расшифровки для себя, то на рынке есть множество вариантов на российских и зарубежных языковых моделях. Когда делали свой ИИ для работы с информацией по звонкам, анализировали рынок, выбирая расшифровщик "под капот". Их реально десятки, если не сотни, и коробка не такая дорогая.
Вот для чего-то посложнее (проанализировать звонки рестроспективно, проверить на соблюдение скрипта) - тут уже нужна разработка. С этим можем помочь, ссылка на продукт в статье есть:)

Ответить

ИИ действительно все популярнее и популярнее) Но интересно было бы еще узнать о реальных кейсах из вашей практики.

1
Ответить

Все, что описали в статье, прошли сами: и внедрение в HR-процессы, и ИИ для работы с информацией со звонками и договоренностями, и ИИ для работы с регламентами и корпоративной документацией. Теперь консультируем и внедряем другим бизнесам, собрав все шишки на себя

Ответить

О, второй страх прям про меня! Я сколько пыталась АИ чему-то научить, столько и не получалось. В итоге побесилась несколько дней и забила на эту историю. Мне проще найти человека, который сделает всю работу и ему денег заплатить, чем самой разбираться как эти технологии обучать.

1
Ответить

Когда внедряли ИИ-ассистентов себе, тоже получилось хорошо не с первой попытки. Но мы дали себе некоторый карт-бланш на ошибки (и, соответственно, доработки), потому что эти ошибки были нам видны и можно было без риска для бизнеса с ними бороться.
Как вариант - можно нанять интегратора, который умеет внедрять ИИ (в идеале нас, конечно:))), но мы не единственные на рынке) и выгрузить в него все ограничения, страхи, пожелания и пройти путь внедрения вместе с ним. В одиночку сложнее добиться нужного результата, это факт

Ответить