реклама
разместить

Кооперация человека с ИИ

Кому проще работать с ИИ и у кого это лучше получается? Я поискала, но не нашла исследований, которые бы связывали успешный опыт работы с ИИ с какими-либо чертами личности. Некоторые источники указывают на то, что позитивно влияют открытость новому, склонность к критическому мышлению и стремление к экспериментам. Но это как будто бы и не новость вовсе.
Но вот что меня зацепило, так это статья про разные стили взаимодействия людей с ИИ. Давайте же их обсудим.

Собственно, исследование

Речь о статье «Towards the design of user-centric strategy recommendation systems for collaborative Human–AI tasks» («Человекоцентричный дизайн рекомендательных систем для задач, в которых человек сотрудничает с ИИ»). Эта статья – препринт. То есть, она пока не прошла рецензирование и выложена в открытый доступ до официальной публикации (это делается для ускорения процесса обмена мнениями в научной среде).
В жизни такие задачи встречаются в разных областях от торговли в Интернете до поисково-спасательных работ. В исследовании 60 участников играли в настольную игру «Риск», где ИИ предлагал им разного рода рекомендации:

  • рекомендация наилучшей стратегии;
  • рекомендация нескольких похожих вариантов;
  • рекомендация нескольких разных вариантов;
  • перечисление всех возможных стратегий.

«Риск» – это стратегическая игра, в которой игроки пытаются завоевать территории друг друга. Игра заканчивается, когда одному из игроков удается захватить всю доску. В рамках исследования играли группы по три человека, которым нужно было по очереди совершать три действия:

  • усилить войска;
  • атаковать соседа;
  • переместить войска внутри своей территории.

На первом этапе исследования, до самой игры, авторы статьи выясняли предпочитаемые стратегии игроков, чтобы персонализировать под них рекомендации. Всего составили восемь вариантов. Затем игроки заполняли опросник, на основании которого определялась стратегия, наиболее близкая каждому из них. После определения типа стратегии, игроки снова заполняли опросник, указывая, насколько согласны с результатами первого теста (насколько предложенный им вариант реально соответствует предпочтениям).
Потом участники эксперимента заполнили опросники на определение личностных черт, после чего их случайным образом распределили на четыре группы:

  • тех, кому предлагали один вариант стратегии, наилучшим образом совпадающий с их предпочтениями;
  • тех, кому предлагали наилучший вариант и два похожих;
  • тех, кому предлагали наилучший вариант и два отличающихся;
  • тех, кому на выбор предлагали все восемь вариантов.

Затем участники, наконец, играли друг против друга. У каждого был монитор со стратегическими подсказками. Выбрав одну из подсказок, игроки могли посмотреть, к каким последствиям приведет следование ей: ИИ-агент симулировал для них развитие игры на два шага вперед, чтобы люди могли принять более взвешенное решение.

Результаты

Более добросовестные люди (conscientiousness в тесте на определение черт личности) нашли рекомендации ассистента более полезными. При этом участники с более высоким показателем конформности (agreeableness) оценили нагрузку при работе с ассистентом как более высокую. Авторы предполагают, что эти участники проигрывали симуляции каждого из предложенных вариантов стратегии, чтобы сравнить их между собой, поэтому потратили больше времени.
Участники старшего возраста предпочитали систему, которая рекомендовала им один вариант, системе, которая рекомендовала несколько вариантов.
Персонализация стратегий положительно повлияла на восприятие рекомендательной системы как полезной и интеллектуальной. Участники давали более высокие оценки, когда система предлагала стратегии, наиболее близкие к их собственным предпочтениям. При этом, если участники находили среди предложенных стратегию, наиболее близкую к их предпочтениям, они также были более открыты к рассмотрению отличающихся вариантов.

Заключение

Авторы статьи говорят о том, что персонализация рекомендаций позволит пользователям лучше воспринимать ИИ и быть более открытыми к его использованию. С этим сложно спорить: нам легче работать с чем-то, что заточено персонально под нас, и приятнее принимать что-то, что отражает наши представления о прекрасном.
Однако мне бы хотелось поднять вопрос о связи персонализации и искажений в восприятии. В моем телеграме есть пост о том, как ИИ наследует человеческие искажения и может усиливать их в процессе совместной работы с человеком. В частности, я там привожу пример исследования с врачами, которым дали преднамеренно неточную модель для помощи в постановке диагнозов. Участники эксперимента не только доверились ИИ и допускали ошибки в диагностике, но и продолжали совершать те же ошибки уже без ИИ. Так что это палка о двух концах.
Пожалуй, прозрачность при работе с ИИ, раскрытие его внутренних механизмов и источников данных – единственное надежное решение проблемы. Персонализация черного ящика сама по себе качество его работы вряд ли повысит.

реклама
разместить
1 комментарий

Мне кажется, что мы все должны быть осторожными, когда взаимодействуем с ИИ. Да, персонализация – это круто, когда система подстраивается под нас, но важно не забывать, что ИИ – не волшебник, и не всегда он прав. Мы можем начать доверяться ему слишком сильно, а потом оказываться в ловушке собственных искаженных представлений.

«Мой мозг не атрофируется?» — честный разговор об использовании ИИ

Это моя первая статья на vc.ru. Буду благодарен за реакции и обратную связь 😊

33
реклама
разместить
Что показал MVP диалогового тренажера с ИИ в корпоративном обучении?

Второй год подряд ИИ входит в ТОП трендов в обучении и нередко возглавляет этот список. Чаще всего его используют для разработки учебного контента: составления плана курса, помощи в написании текстов или генерации изображений. При этом основной потенциал ИИ заключается не только в создании учебных материалов, но и в его интеграции непосредственно в…

33
Твой личный ассистент в кармане! Как изменится наша жизнь в ближайшем будущем?

Представь, что у тебя есть идеальный ассистент. Он знает твои привычки, твой распорядок дня, твои предпочтения в кофе и даже то, какие сериалы ты забросил, но обещал досмотреть. Он напоминает тебе о дедлайнах, советует, где купить билеты дешевле, и даже говорит, когда лучше промолчать в споре с начальником. Нет, это не твоя мама, не вездесущий Goog…

Твой личный ассистент в кармане! Как изменится наша жизнь в ближайшем будущем?
Человекоцентричный ИИ: мощь машин, мудрость людей
Человекоцентричный ИИ: мощь машин, мудрость людей

Искусственный интеллект может обрабатывать петабайты данных, но не может понять ценность человеческого опыта. Люди могут мыслить нестандартно, но ограничены в скорости обработки информации. Что если объединить лучшее от обоих миров?

77
Между богом и человеком: парадокс готовности к ИИ-эволюции

Современное общество оказалось на распутье двух цивилизаций: уходящей человеческой и зарождающейся человеко-машинной. Вопрос не в том, произойдет ли этот переход — он уже начался. Вопрос в том, готовы ли мы как человечество к новым возможностям, которые сами открываем? Готовы ли мы психологически и этически принять свою новую роль? Как сохранить че…

44
Прошлое, настоящее и будущее искусственного интеллекта в маркетинге и управлении знаниями
Источник: www.freepik.com
Может ли использование ИИ сделать нас глупее?
"Как ИИ видит нас: что скрывается за алгоритмами и что это говорит о нашем обществе?"

Зеркало будущего: Как ИИ отображает наши страхи, желания и предубеждения

"Как ИИ видит нас: что скрывается за алгоритмами и что это говорит о нашем обществе?"
Как ИИ делают лучше

В области ИИ есть два важных понятия. С одной стороны, оба описывают процесс улучшения ИИ, с другой стороны, преследуют разные цели. Эти понятия – «alignment» и «fine-tuning». Для удобства в этом посте я буду переводить «AI alignment» как «настройка ИИ», а «fine-tuning» как «дообучение».
И то, и другое, предполагает обретение ИИ новых навыков. Но в…

реклама
разместить
😦 ИИ более сострадательный?
😦 ИИ более сострадательный?
AI и машинное обучение в контексте Service Desk

В статье разберу основные тенденции внедрения ИИ в работу систем Service Desk, осветим главные преимущества и ограничения такого внедрения, а также поговорим о конкретных кейсах.

22
22
ИИ и психология: как алгоритмы управляют нашим поведением (и почему мы этого не замечаем)
ИИ и психология: как алгоритмы управляют нашим поведением (и почему мы этого не замечаем)
[]