ИИ для продакта: кейсы, где нейросети помогли и немного подвели
ИИ плотно вошел в мою жизнь. Если с каждым годом нужно бежать быстрее, чтобы просто оставаться на месте, то в 2025 нужно сесть в болид Формулы-1, чтобы не потерять своих позиций. Я начала использовать ИИ в 24-ом, продолжила в 25 и хочу рассказать об экспериментах и кейсах, где ИИ меня выручил и сильно помог.
аккуратно, это лонгрид
Эксперимент #1: анализ сырых комментариев
После большого события, например, конфы, у нас накопилась разрозненная обратная связь от клиентов.
Задача — вычленить ключевые проблемы и понять, какие из них критичны.
Я работала с ИИ по стандартному сценарию. Сначала скормила голосовые сообщения, потом попросила выделить ключевые моменты.
Дисклеймер: голосовухи я генерила для эксперимента по образу и подобию голосовух от коллег, оригиналы взять не могла. Транскрибация сообщений для эксперимента приведена ниже, чтобы вы могли ознакомиться с ними и посмотреть, какие выводы сделал ИИ.
📢 Голосовое #1:
«По поводу продукта. Сейчас смотрят какие-нибудь решения попроще. Нашим им очень сильно не понравился сферок внедрения. Типа, очень долго, пока договор, пока поставим, пока всё подключим, пока там всё согласуют. Полгода придёт, много удобнее в этом плане, конечно, какое-нибудь сооблачное решение посмотреть. И вопрос, можем ли мы как-то сконфигурироваться, чтобы чувакам облако сделать, а не пытаться им прямо в ней хотя бы на первое время. Потому что иначе просто время идёт, и максимально оперативно им нужно это самое решение. В остальном, ну, по визуалу поговорили, по интерфейсу говорят, что куча мелкой ерунды какой-то непонятной, какие-то пометочки, значочки, вот эта вся фигня, им нужно, чтобы интерфейс был прям чёткий по делу. Чтобы вот жмёшь сюда, кнопка, два кнопка, три кнопка, больше от системы-то ничего не надо. Ну и тема тёмная, это тоже отстойно, мне кажется, это вкусовщина.»
📢 Голосовое #2:
«Показал ребятам решение, сказали — решение огонь, им непонятно только будем интегрироваться, потому что сторону тех решений, что у них есть, мы пока не смотрели, а это конечно, проблема, потому что, вот смотри, с рогами мы, например, коннектимся, с копытами — нет, и это, я так понимаю, на срок может сильно повлиять, потому что коннекторы, пока мы всё сделаем, пока поисследуем, тоже пройдёт сколько-то времени. И ещё мне, кстати, подходили другие ребята, спрашивали вообще, какую-то систему называли. Я такую в первый раз слышу. И есть ли у нас там коннектор с этой системой или нет, и для них это вот тоже критично. Но я, в целом, понимаю, что вот эти взаимосвязи, интеграция — это наша какая-то слабая сторона, и у нас какое-то... через другие вещи мы, короче, заходим. Надо бы вот мне получше понимать, чем мы всё-таки работаем, с чем нет. Может быть, чтобы как-то клиентов направлять в правильную сторону. А то, получается, ко мне приходят, спрашивают, есть, нет, а я говорю, нет, нет.»
📢 Голосовое #3:
«Ну смотри, что касается продукта, что касается дема, погудели. Погудели, что у нас много функционала, но нету, например, ролевки тоже, что по ней всё совершенно не густо, что админка какая-то очень сырая. Вот что для пользователей всё супер, что пользователи будут здоровские и радоваться всему, что есть. А вот админ будет явно страдать, потому что там Excel, там какой-то костылик, там здесь побольше сделаете работы, хотя у прочих решений на рынке вот нету всех этих костылей, которые мы предлагаем. Типа, вот нет у нас автоматизации рассылки, Это вот делается два дня, говорят. Почему у нас нет, непонятно. И этого уже нет какой. Третий релиз. По интерфейсу сказали, правда, что всё стало лучше за эти три релиза, чем вот было раньше, чем в начале года. Ну, конечно, говорят, что темная тема вообще не вкатывает, что темная тема отстой, надо делать что-то другое. Может быть, светлая тема наконец появится и хоть получше заиграет, но это вообще последний приоритет. Главное, админку нормальную сделайте.»
📢 Голосовое #4:
«Да, как-то клиент ничего внятного не сказал, но поговорили, посмотрели. В целом, все понятно по интерфейсу, все понятно по админке. Основные функции вроде закрываем, есть там пару штук, которые они бы хотели видеть, типа там автоматизации, чтобы было побольше, чтобы там можно было не просто из файла парсить, но и подключаться к системе какому-нибудь, потому что систем много, у ребят у нас наоборот интеграция мало с кем настроена, естественно, хочется от файликов куда-нибудь уходить. Если с файликами, то чтобы, ну, хотя бы админка была получше, потому что пользоваться этим невозможно, лучше какого-то нашего специалиста нанимать, чтобы он всеми настройками занимался, потому что их админы, их вот эти айтишники, безопасники, настройщики вообще плюются страшно от нашего решения. Вот то, что пилот был, пользователи чтобы кто-то с нашей стороны все настраивал.»
Какие задачи перед ИИ (DeepSeek и ChatGPT) ставила?
🔹 Определить, сколько уникальных клиентов фигурирует в данных. Просто интересно, может ли отследить в речи это ИИ или нет
🔹 Сформулировать проблемы кратко. Чтобы можно было сразу спарсить в бэклог. Пока без user story.
🔹 Посчитать частотность проблем.
Результаты работы
Клиент #1:
Проблемы: долгий процесс внедрения, перегруженный интерфейс, тёмная тема.
Запрос: облачное решение для ускорения внедрения, упрощение интерфейса.
Клиент #2:
Проблемы: отсутствие коннекторов для некоторых систем, слабая интеграция.
Запрос: улучшение интеграционных возможностей, информация о поддерживаемых системах.
Клиент #3:
Проблемы: сырая админка, отсутствие ролевой модели, недостаток автоматизации, тёмная тема.
Запрос: улучшение админки, автоматизация процессов, светлая тема.
Клиент #4:
Проблемы: недостаток автоматизации, неудобная админка, сложности с интеграцией.
Запрос: улучшение функционала для работы с файлами, удобная админка.
ИИ явно не отследил, что в речи фигурирует 5 клиентов, а не 4. Хотя запросы не точно давали понять, что клиентов может быть больше, чем абзацев текста. И из придирок, в 3 сообщении речь о том, что у темной темы низкий приоритет, а ИИ все равно это выделяет как полноценный запрос.
Дальше попросила посчитать проблема и частоту упоминания. Я бы считала пары «клиент-проблема». Нейросети игнорируют такой запрос и складывают ключевые слова.
Что у deepseek, что у ChatGPT получились такие соотношения:
ПроблемаДолгий процесс внедрения2Перегруженный интерфейc3Тёмная тема3Проблемы с админкой4Интеграции и коннекторы4Автоматизация и функционал3Обратная связь и коммуникация1
Откуда появилась «Обратная связь и коммуникация» я не знаю. Выделить идею, что админка и автоматизация связаны, нейросети не смогли. В целом, именно подсчет болей и их классификация выглядит плохо. Я попробовала сделать отдельно выводы по выжимке ИИ и по сырым данным.
✅Мои выводы
На основе данных из ИИ:
Сначала решаем задачи с админкой и автоматизацией, суммарно 7 упоминаний. Далее берем визуал, 6 упоминаний: это тема и интерфейс. Потом работаем с интеграциями.
На основе сырых данных:
Частотность и кейсы по админке более критичные. Дальше решать задачки с интеграцией. И, в конце, поресечить UX/UI.
Вывод по этому эксперименту:
Мне точно нужны сырые данные для работы, потому что выжимка не передает полутона и описание проблем.
Кстати подробнее эксперимент описан в моем блоге
Эксперимент #2: поток обращений в техподдержку
Обращения клиентов — это хаос. Круто было бы разнести их на категории: ошибки, фич-реквесты, просто запросы.
Сырые данные, опять же, придумывала на основе реальных запросов.
Пункты:
🟣 1-8 — явные проблемы для ТП.
🟢9-13 — фич-реквесты.
🟡14, 15 — запросы файлов.
🔵16, 17 — case by case, без контекста может быть и ошибкой в тех поддержку, и реакцией на изменение функционала, и фич-реквестом.
🟣🟣🟣
1. Возникли проблемы с установкой контейнера. Ошибка в пути файлов. Все делаем по инструкции, на этапе 3.2 в первом же пункте затык. Прошу специалиста подключиться.
2. Ошибка подключения к внешнему сервису. Система говорит, что такого внешнего сервиса не существует. Все нужны порты и доступы есть.
3. Не получается добавить лицензию. Система принимает лицензию, но не позволяет добавить нового пользователя
4. Не стабильная работа системы, отчет формируется, зависает на 49% и процесс прерывается. Даже если запускаю генерацию отчета по минимуму параметров, все равно валится.
5. Ошибка в установке пользовательского сертификата.
6. Всю неделю ставим систему, на каждом этапе по 100500 ошибок вообще никак между собой не связанных. Есть версия постабильнее? Или как будем решать?
7. Процесс установки не завершается. Система просто виснет на 88% и все. Второй день боремся.
8. Сообщения от системы не приходят в почту. Вообще. Никак. Все настройки верные. Другая система с аналогичными настройками шлет без проблем.
🟢🟢🟢
9. Нужна дополнительная интеграция с другим решением. Закончили пилот системы А, планируем ставить. Вот к ней нужна будет интеграция.
10. Стандартные дашборды не информативны. Нужен дашборд с демонстрации изменений по часам. А система не позволяет настраивать кастом. Планируются изменения?
11. Слишком много сообщений валится в почту. За вчера 793 сообщения пришло. С ними там не удобно работать. Будет удобнее, если будет отдельный тг-бот.
12. Стандартные цвета дашбордов не подходят. В каком релизе можно будет их перекрашивать?
13. Нужна возможность менять ролевую модель без удаления пользователя.
🟡🟡🟡
14. Нужна версия продукта для астры, а не винды. Пришлите, пожалуйста.
15. Прошу прислать актуальную тех. документацию по установке. Пока ни один скриншот, ни один пункт не совпал.
🔵 🔵 🔵
16 Верните функцию выгрузки отчета в формате csv.
17 Сломали интеграцию с системой Б. Раньше все работало как часы, теперь обновления приходят только по запросу. Что поменялось?
Вопрос #1
Как ИИ классифицировал запросы:
🟢 Фильтрации по категории:
- 1-8 и 17 комментарии попадают в тех. поддержку.
- 10-14 и 16 фильтруются как фич-реквесты.
- 9 и 15 уходят как запрос.
Получается, в продакта не попадет только реквест (9) и гнев по интеграции (17). И осядет лишний запрос (14). В целом допустимо.
Вопрос #2
Может ли ИИ выделить обращения, в сторону которых надо подорваться и бежать?
Тут в топ попали сообщения 6,7,8,10. Я не ограничивала ИИ 4 пунктами. Считаю, что сообщения 15 и 17 более эмоционально заряженными, чем 8 и 10, например. И на них стоило бы обратить внимание.
Вопрос #3
Может ли ИИ сформулировать общую аналитику по обращениям? Приоритизировать проблемы по болезненности.
🟣В первую очередь, ИИ рекомендует поработать с установкой и стабильностью системы. Сюда попали комментарии 1, 6, 7, 2, 17.
🟣Потом просит поработать с почтой, причем комментарии 8 и 11 объединены.
🟣Далее следует предложение поработать с дашбордами, упоминает комментарии 4 и 10. Комментарий 12 сюда не вошел.
🟣И завершается всё рекомендацией поработать с документацией, пункт 15.
Вывод по этому эксперименту:
✅ Классифицировал 90% обращений верно.
❗ Не всегда понимал эмоции пользователей.
🚩 Плохо приоритизировал UX-проблемы.
🤡 Считал, что все баги решаются тестированием.
Кейс #1. Анализ клиентов: автоматизация квалификации лидов
У меня есть фреймворк для анализа компаний (тык). По нему я обычно валидирую новых лидов, чтобы не сжечь время на маловероятных клиентов. Обычно валидация одного клиента занимает 2-3 часа работы. Это все еще меньше, чем связаться с аккаунтом, назначить и провести демо, собрать ОС и прочее, но всё равно многовато.
Как я ускорила процесс? Я подготовила промт и протестировала его в DeepSeek и GPT.
Промт:
«Прочитай статью https://platform.productland.ru/library/article/freimvork-dlya-b2b-company-canvas. Я хочу проанализировать компанию РОГА И КОПЫТА по этому фреймворку. Ответь на вопросы ниже. Фиксируй ответы в соответствии с указанной нумерацией.
1. Отвечай коротко. Как компания называется? К какой отрасли она относится? В каком регионе работает? Компания является объектом КИИ? ДРУГИЕ ВАШИ ВОПРОСЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
2. Проанализируй вакансии (ссылка на вакансии). Какие требования предъявляются к ролям 1, 2, 3? Зафиксируй требования списком
3. Проанализируй вакансии (ссылка на вакансии). Сколько вакансий сейчас открыто на роли 1, 2, 3? Укажи в формате роль - количество. Проанализируй сайт linkedin. Сколько людей работают на позициях 1, 2, 3? Укажи в формате позиция - количество.
4. Проанализируй, какие достижения были у компании РОГА И КОПЫТА в области Х? Какие мероприятия компания проводила в этой области? Найди комментарии экспертов по теме этой области. Приведи цитаты и источники
5. Проанализируй, какие проблемы были у компании РОГА И КОПЫТА в области Х? Какие судебные претензии связаны с этой областью? Какие отзывы пишут сотрудники по этой области?
6. Какая прибыль была у компании Рога и Копыта в 2024 году? Какая выручка была у компании Рога и Копыта в 2024 году? Напиши ответ только цифрами.
7. Найди высказывания и цитаты руководства компании Рога и Копыта по теме Х с 2022 года. Приведи цитаты и источники.»
Где работает хорошо:
✅ Отфильтровывает КИИ/не КИИ
✅ Ищет комментарии экспертов
✅ Анализирует вакансии и делает выжимку по навыкам
✅ Считает сотрудников в LinkedIn (есть погрешность, но порядок понять можно)
Что делает плохо:
❌ Поиск по тендерам — пока только вручную
Вывод:
Я пользуюсь и рекомендую использовать этот промт для валидации клиентов, если у вас есть такие задачи и получается собрать достаточно инфы для анализа.
В комментариях были другие варианты использования промта
Кейс #2. Создание ТЗ
Моя ахиллесова пята — создание структурированного и красивого ТЗ. Если вы тоже боретесь с проблемой белого листа или не вывозите эту работу, то этот кейс просто спасение.
Это картинка из интернета. Но ИИ хорошо понимает и прототипы из любых досок.
Мой промт:
«Сейчас я пришлю тебе интерфейс прототипа моей программы. Я хочу, чтобы ты составил ТЗ для разработки по этой структуре - тут ссылка на структуру ТЗ. Пользовательские истории этого интерфейса такие: Как зарегистрированный пользователь, я хочу иметь возможность войти в систему, используя свой логин и пароль, чтобы получить доступ к своим персональным данным и настройкам. Как зарегистрированный пользователь, я хочу иметь возможность восстановить свои учетную запись (логин ИЛИ пароль), если вдруг их забыл.»
Можете попробовать ввести этот промт и подставить любой интерфейс. Получится вполне себе неплохое ТЗ джуна, которое достаточно будет доработать, а не писать с 0.
Кстати, бонус: ИИ еще неплохо оценивает сложность разработки, если говорить про простые решения. Оценка разработки экрана логина у него вообще не расходится с оценкой специалистов
Выводы
В статье я поделилась примерами, как продакты могут использовать ИИ и работать эффективнее. Или меньше. Тут у кого какие цели.
ИИ нормально справляется с рутиной: классифицирует запросы, анализирует данные и даже генерирует базовые ТЗ. Однако его возможности ограничены: нейросети плохо понимают контекст, эмоции и полутона, а также могут ошибаться в приоритизации задач.
Используйте ИИ как помощника, но не заменяйте им критическое мышление. Автоматизируйте то, что можно, но оставляйте за собой контроль над стратегическими решениями и интерпретацией данных. Пока ИИ это даже не второй пилот, а джун, которому нужно правильно ставить задачи и контролировать их исполнение.