«Не деревянный» бот: раскрепощаем скованный искусственный интеллект

Бизнесу невыгодно содержать ИИ-помощника, который не может понять клиента или отвечает ему невпопад. Какой смысл в автоматизации коммуникации, если люди все равно требуют разговора с оператором? Расскажу, как решить проблему.

«Не деревянный» бот: раскрепощаем скованный искусственный интеллект

Демьян Грин, гендиректор и основатель сервиса автоматизации коммуникации с клиентами Лия.

Демьян Грин

Российское агентство Sidorin Lab провело исследование, которое показало — от чат-ботов не в восторге 68% опрошенных. Независимые опросы в этой сфере, составленные американскими компаниями Salesforce и Gartner, дали такие результаты: 45% пользователей готовы общаться с ИИ, если будут уверены, что он быстро решит их проблему; 42% вообще не хотят связываться с ботами, потому что те дают неправильные ответы.

Люди ждут толковых ответов и скорости. С быстротой реакции на сообщения проблем нет — ИИ откликается в течение 1 секунды. Но это не гарантирует, что проблема клиента решится так же быстро (или решится вообще). Претензии относятся к фразам, которые выдает бот, к его «тупости».

Почему боты тупят? Может, потому, что их не научили адекватно реагировать на обращения?

Пользователи нервничают, когда вместо нужного ответа получают много лишних предложений 
Пользователи нервничают, когда вместо нужного ответа получают много лишних предложений 

Анализ датасета и базы знаний: сортируем интенты и моделируем лучшие ответы

Реальные диалоги и tone of voice для «очеловечивания» бота

Эффективнее всего «раздеревянивать» бота с помощью продуманных сценариев и постоянного дообучения. Говорю это с уверенностью, потому что такой подход мы применяем с Лией и видим хорошие результаты.

Для качественной автоматизации важно выявить интенты (тематики запросов, намерения клиентов), чтобы в дальнейшем прописать сценарии для диалогов. Одно намерение может быть описано разными ключевыми словами, то есть люди могут спрашивать об одном и том же по-разному. Например, «Где заказ?», «Когда будет заказ?», «Что с доставкой?» и подобные запросы могут быть распознаны как единое намерение — узнать статус заказа. При необходимости сценарии можно прописать для каждого ключевого слова.

Для сбора полной информации необходим анализ реальных диалогов — разговоров операторов с клиентами. Идеальная цифра — от 10 000 обращений. Можно больше, можно меньше, но от этого будет зависеть точность определения наиболее важных интентов и кастомизированность сценариев (оптимально настроенных под конкретные потребности клиентов). И, собственно, эффективность автоматизации.

Каждая компания сама выбирает нужное количество сценариев, мы рекомендуем в среднем от 15 до 25 в зависимости от объема обращений и датасета, с которым приходит клиент. Чтобы диалог/переписка с ботом походили на общение с человеком, следует тщательно анализировать скрипты, по которым работают операторы, а затем применять их в ответах. Важно настроить их в стиле вашего tone of voice. Тогда пользователь с большой вероятностью не захочет переключаться с ИИ на Homo sapiens.

Вот так сценарий выглядит изнутри — это пример типового сценария добавления чего-либо к заказу в сфере foodtech  
Вот так сценарий выглядит изнутри — это пример типового сценария добавления чего-либо к заказу в сфере foodtech  

Почти как оператор: релевантные ответы на основе базы знаний

Каждая служба поддержки сталкивается с огромным количеством типовых вопросов. И чтобы специалисты могли ответить на них быстро, компания нередко формирует собственную базу знаний. Это различные инструкции, справочная информация, «Вопрос-Ответ» и так далее. Если дать ИИ-помощнику доступ к базе знаний, он сможет более гибко реагировать на запросы и отвечать более точно и по-человечески.

Как это работает? LLM-модель анализирует вопрос, после чего не выдает заготовленный ответ, как в случае со сценарием, а обращается к базе знаний (ее можно загрузить в виде файлов pdf, txt, docx, json). И отвечает пользователю в соответствии с контекстом — можно сказать, выбирает самый подходящий и релевантный, генерируя его «на лету».

Обращение к базе знаний происходит в том случае, когда бот не находит информации в прописанном для него сценарии или если так задумано в проекте и указано в соответствующем сценарии. Каждый ответ, взятый из базы знаний, попадет в отдельный отчет, и потом тот, кто работает над улучшением бота, может сделать выводы: нужно ли вносить изменения в проект или нет.

Можно запрограммировать бота сочетать информацию из базы знаний с ответами из сценариев — он будет выбирать самые подходящие реплики в зависимости от логики диалога.

Как настроить бота, чтобы он не путался, когда нужно искать фразу в базе знаний, а в каких случаях действовать по сценарию? Создать отдельный сценарий, используя соответствующие реакции — «LLM-Ответ» или «LLM-Анализ».

Лия отвечает, ориентируясь на базу знаний и используя сложные сценарии с доступом в CRM заказчика  
Лия отвечает, ориентируясь на базу знаний и используя сложные сценарии с доступом в CRM заказчика  

От простого к сложному: повышаем эффективность автоматизации постепенно

Многим компаниям вполне хватает автоматизации службы поддержки на базовом уровне, когда бот обрабатывает типовые запросы, а «нестандарт» переводит на оператора. Но в отдельных сферах экономически целесообразно применять сложные сценарии для обработки специфических запросов, когда нужны данные о клиентах — их заказах, телефонах, адресах проживания и т.п.

Здесь пригодятся разные варианты реакций и потребуется возможность интегрироваться с внешними системами, подключаться к сторонним сервисам. Бот способен справиться с задачами, требующими более сложной логики, персонализации или интеграции, просто нужно будет добавлять в проект более сложные сценарии. Чем кастомизированнее они будут, тем более живым и интересным станет контакт с ИИ — а значит, тем выше будет процент автоматизации и число довольных клиентов.

Но начать можно с малого — автоматизировать ответы на самые актуальные обращения, а в остальных случаях с клиентом будет взаимодействовать оператор. Так получится внедрить автоматизацию быстрее, опираясь на первые результаты, понять, какие сценарии необходимо запустить дополнительно, и поэтапно повышать процент обращений, которые бот охватывает без помощи человека.

Более подробно о процессе внедрения автоматизации коммуникации узнаете в этой статье

Как показывает многолетний опыт нашей компании, когда заказчик самостоятельно собирает сценарии и при этом не учитывает фактические данные, качество распознавания обращений падает, и автоматизация становится малоэффективной, а в отдельных случаях — совершенно напрасным вложением средств.

Я советую помнить, что потребитель голосует деньгами. Если ваша служба поддержки будет работать плохо из-за бестолкового бота, раздраженные клиенты могут предпочесть конкурентов. И мнение о вашей компании они составят соответствующее. Чтобы клиенты получали наилучший сервис, используйте все возможные варианты для «очеловечивания» ботов: и базу знаний, и разноуровневые сценарии. И не пренебрегайте помощью профессионалов, тем более если не уверены в собственных силах.

Если что, команда Лии всегда на связи.

👉 Ближе познакомиться с моей компанией, ее предложениями и возможностями Лии вы сможете на нашем сайте

4
2
1
1
1
1
6 комментариев