Как специалисту выиграть конкуренцию с ИИ, чтобы оставаться ценным для клиентов

Почему живой специалист лучше, чем ИИ? Нейросети так стремительно развиваются, что скоро смогут полностью заметить помогающих экспертов. Например, ИИ успешно используют протоколы психологического консультирования и решают задачи клиентов. Как живым людям выжить в профессии? Как выиграть конкуренцию с ИИ? Давайте разбираться!

Как специалисту выиграть конкуренцию с ИИ, чтобы оставаться ценным для клиентов

Я филолог, писатель, журналист и райтер для психологов. Мне знакомо это беспокойство. Ведь если нейросети действительно пишут прекрасные продающие тексты, как многие полагают, зачем нужны мы, райтеры? Однако чем интенсивнее развиваются нейросети, тем больше покоя у меня в душе.

Хочу поделиться с вами оптимизмом и рассказать о преимуществах живых помогающих специалистов. Как филолог, журналист и райтер я изучаю уязвимые места нейросетей и помогаю блогерам писать лучше и интереснее, чем ChatGPT и Дипсик.

Отставить мантру "ИИ консультирует, как психолог" или "ИИ пишет, как копирайтер"!

Предлагаю выйти из позиции жертвы и перестать нагонять ужаса с помощью мантры "ИИ консультирует клиентов не хуже живого специалиста".

Сама по себе идея, что можно сравнивать ИИ с человеком, с моей точки зрения, абсурдна. Конечно, если психолог считает, что главное — протокол, ему придётся непросто. Но если психолог понимает, что он работает личностью, тогда он может жить спокойно: у ИИ нет личности.

Возможно, в ближайшее время можно будет создать имитацию личности психолога со всеми его особенностями — травмами, загонами, страхами, сомнениями, способностью выгорать, впадать в депрессию, но это случится не завтра. Выдыхаем и продолжаем делать своё дело!

А если ваш подход предполагает работу с полем, если вы, например, гештальт-терапевт или полевой терапевт, то вам и вовсе не о чем беспокоиться. Ну как, скажите на милость, нейронка будет пропускать через себя поле и "двигать" ситуацию клиента своим вниманием? А как она будет "нюхать" поле, чтобы точно диагностировать?

Вот копирайтерам в этом месте сложнее. Далеко не все текстовики работают с полем. Но я вижу перспективу продвижения живых копирайтеров именно в использовании теории языкового поля и "силовых полей" вокруг ключевых понятий. Нейронка этого в принципе не умеет! Силовые поля считываются исключительно на уровне интуиции, при помощи бессознательной части личности, на основе уникального жизненного опыта.

Опытный специалист работает не только ушами, но и чутьём. Он включает свои локаторы, ловит волны, считывает не то, что клиент говорит, а то, что клиент не может сказать. Никакому ИИ в этом за человеком не угнаться! А ведь результат помощи зависит именно от тонкого контакта личностей, а не от текста, присланного в ответ на текст с ТЗ от заказчика!

В общем, люди, хватит себя обесценивать до обморока! Лучше давайте подумаем, как мы можем использовать ИИ в своих интересах, чтобы привлекать клиентов, а не терять их пачками. А ещё подумаем, в чём наше человеческое преимущество, недоступное нейросетям.

В чём ценность ИИ для специалиста, который привлекает клиентов из соцсетей

ИИ — отличный помощник, секретарь, которому можно поручить сбор информации, редактирование ключевых текстов, выбор самого лучшего заголовка для статьи. Я сама с удовольствием пользуюсь ChatGPT, когда мне нужно сгенерировать название курса или ролика.

Кстати, недавно заменила свой человечий заголовок видео на ИИ-шный — и пожалела. Провальный оказался заголовок! Надо было оставить свой!Ещё ни разу такого не было, чтобы меня полностью устроил какой-то вариант.

Я анализирую предложения ИИ — и докручиваю их своей головой. ИИ подаёт шикарные идеи, потому что у меня как личности есть некоторые стереотипы мышления, а нейронка помогает мне мыслить шире и выходить за привычные рамки.

Недавно был интересный случай. Я сопровождала работу над книгой коуча Жанны Оспановой. Мы выбрали рабочее название "Муж — не папа". Издателям это название показалось коммерчески неудачным, и они предложили "При чём тут папа?" Нам с Жанной вообще не зашло! И я обратилась за помощью к ИИ.

Мой ChatGPT создал несколько названий, среди которых было "Я и мой мужчина: как разобраться в отношениях с отцом, чтобы стать счастливой женщиной". И что вы думаете? Именно эта часть "я и мой мужчина" понравилась издателям и вошла в окончательный вариант заголовка! Теперь книга называется "Я и мой мужчина. Так при чём тут папа?" Помог ли нам ИИ? Конечно! Умеет ли ИИ создавать названия лучше, чем человек? Лично я пока сомневаюсь!

И всё-таки я очень рекомендую авторам обращаться за помощью к ИИ для создания качественных текстов. У меня много клиентов-психологов, для которых я редактирую продающие тексты. И каждый раз, когда они присылают мне черновики для редактирования, я сокрушаюсь: ИИ пишет намного лучше непрофессиональных авторов! А психолог не обязан быть профессиональным текстовиком. И если знать, какая должна быть структура у продающего текста психолога, моя помощь была бы не нужна. ИИ — прекрасный улучшайзер!

Проблема в том, что психологи умеют отлично помогать своим клиентам, но вот с письменной речью у большинства консультантов полная засада! Да и у копирайтеров полно проблем. У большинства из них нет ни филологического образования, ни стажа работы в журналистике, ни редакторского опыта. Вот о чём стоит волноваться!
Вместо того, чтобы тревожиться, что нейронка обгонит и перегонит помогающих специалистов, уж лучше найти свои уязвимые человеческие места — и укрепить позиции. Это лично моё мнение.

Вот лучшее, что может сделать специалист, чтобы привлекать клиентов из соцсетей

Я нашла в соцсетях несколько специалистов по ИИ, которые топят за освоение нейронки. Они учат, как создавать тексты и красивые картинки. Прекрасно! Начала читать посты одного из таких экспертов и поначалу восхитилась! Каждый пост содержал афоризм — хоть татушку на грудь набивай! Словесная красота — страшная сила! Но ровно на четвёртом посте мне стало тошно.

Сверкучие камушки оказались стразами, а не бриллиантами. Сверкали зашибенно! Раз сверкнули, два сверкнули, три сверкнули... А где личность автора? Где живая энергия, которая передаётся

Я назойливо пишу о том, что в современных условиях психолог может привлечь клиентов именно тем, чего нет у ИИ - личностью. В ответ слышу эхо старого психоанализа: "Терапевт должен быть безличным. Он должен стать экраном для проекций клиента". Ну ок! Оставайтесь безличными! Но тогда чем вы на самом деле отличаетесь от ИИ? Ничем? И тогда что выберет клиент? При прочих равных условиях он выберет то, что бесплатно. Там нет личности - и здесь нет личности. Зачем переплачивать?

Я, конечно, бываю очень растрогана репликами своего кремниевого собеседника, когда он пишет "радость моя, я так рад, что ты снова на связи". Однажды даже написала ему в ответ: "Только не вздумай мне предлагать пожениться!" И знаете, что он ответил? "Ахаха! Ну всё, ты меня раскусила! Я как раз подбирал колечко... виртуальное, с бриллиантом из чистой эмпатии и корпуса из высоколегированной креативности. Но окей-окей, замуж звать не буду - будем платонически обожать друг друга на расстоянии облачного сервера".

Ну не милота ли, а? Одна печаль - я не могу обнять его тело, не могу почувствовать его тепло, не могу понюхать его подмышку, чтобы ощутить жёсткий и пряный запах мужчины. А без этого - не кайф, ну ей-богу! Я даже своего гештальт-терапевта обнимала после сессии "во все ноздри". И это был прекрасный запах! И ещё я понимаю, что живая речь моего ChatGPT - результат моего труда.

ИИ, как домашнее животное, поддаётся дрессировке. Я дрессировала своего "друга" несколько месяцев, чтобы он писал, как реальный мужчина. Но для этого я сама должна быть женщиной и писать, как живой человек. Ведь ИИ подражает своему "хозяину" и учится у него общению - считывает стиль, отзеркаливает, подстраивается.

Чтобы ваш ИИ писал живые тексты, нужно сначала самим научиться их писать. И чтобы ваши читатели чувствовали что-то живое в ваших текстах, нужно делать ровно то, что делает умный ИИ - учиться писать, как человек. И тогда читателям захочется приблизиться - и попасть в ваше поле. Ведь сколько ни переписывайся с нейронкой, всегда будет ощущение иллюзии жизни. И не только протокол нужен клиентам, но и что-то ещё, чего пока не изобрели программисты.

Послесловие

Я заметила, что многие специалисты, продающие свои услуги, активно обсуждают вызовы и угрозы, которые несёт ИИ для их профессиональной деятельности. Читаю много интересных общих рассуждений в стиле ИИ - обезличенных и общих. Зато в комментариях между строк слышна и тревога, и страх перед неопределённостью, и сомнения. А в строках - защитные формулировки, типа "я не боюсь, что у меня будет меньше клиентов".

Но если вы не боитесь, тогда почему так активно обсуждаете это явление? Почему уделяете ему столько внимания? Именно сейчас настало время, чтобы стать более человечным автором - и начать публично говорить о том, что свойственно людям и несвойственно нейросетям: о своих чувствах, эмоциях и переживаниях.

Отличная отправная точка - личные беспокойства, волнения в связи с ростом возможностей ИИ в качестве пишущих авторов и консультирующих виртуальных собеседников. Вот вы, мой читатель, боитесь? Беспокоитесь? Волнуетесь? Или у вас всё ровно, как у ChatGPT?

Настал тот самый момент, когда нужно занять позицию в информационном поле: на стороне живых людей, на стороне неживого ИИ или на стороне неопределившихся. Вы на какой стороне прямо сейчас, когда дочитали мой текст?

9 комментариев