Что будет, если дать студентам свободу и доступ к ИИ: мой опыт преподавания в «Сириусе»
Как полевые проекты в стиле реальных MVP стали источником первого заработка, помогли снять барьеры в общении и заинтересовали студентов колледжа при университете «Сириус» работой с ИИ.
Четыре года за два: о студентах Сириуса
Университет «Сириус» в Сочи задуман как площадка, где образование соединено с наукой и технологиями. Здесь готовят специалистов для областей, которые определяют будущее — от ИИ и биотехнологий до климатических исследований. Но кроме подготовки кадров у «Сириуса» есть ещё одна важная задача — пилотировать ультрасовременные образовательные методики. Если эксперимент себя оправдывает, подход масштабируется на несколько десятков вузов страны.
Финансирование «Сириуса» идёт в том числе за счёт крупного бизнеса. ИТ-холдинг Т1 выступает партнёром университета и поддерживает ИТ-направление: запускает совместные программы, участвует в исследовательских проектах, привлекает специалистов компании к проведению занятий.
Я стал преподавателем для группы студентов колледжа при университете, которые пришли в «Сириус» после 9 класса и должны были за два года освоить не только программу 10-11 классов школы, но и 1-2 курса вуза. Для ребят я должен был прочитать курс по промышленному процессу производства ПО в части тестирования. Но почти сразу заметил: студенты не проявляют интереса, и прямо спросил, что происходит. Получил такие ответы:
- Мы учимся по 6 дней в неделю, каждый день 7-8 пар. Сил и времени нет ни на что.
- Бегаем с выпученными глазами и сдаём долги по сессии, все мысли об этом.
- Если хорошо учимся, получаем льготное место в общаге, поэтому так печёмся за оценки.
- Льготная общага нужна обязательно, потому что стипендия всего 5—9 тысяч рублей.
- Честно говоря, хотелось бы что-то про ИИ и нейросети, тогда было бы интереснее.
Полевые проекты по ИИ и 50 тысяч рублей за автоматизацию работы
Встал вопрос, как с этими вводными действовать. Студенты хотели учиться ИИ и нуждались в дополнительном заработке, тогда я предложил: «Ребята, я могу вас обучить, как с помощью искусственного интеллекта зарабатывать 5000 рублей в день».
Идея вызвала ажиотаж: мы стали обсуждать это прямо на лекции и продолжили на семинаре. А после поспорили со студентами, что на выделенном занятии выйдем на улицу со смартфонами, познакомимся с кем-то из местных предпринимателей, и я придумаю, как заработать денег с помощью ИИ, автоматизировав процессы в этом бизнесе.
Сказано — сделано. Так мы оказались в кафе, где у владельца бизнеса были сложности с организацией процессов: заказы шли через мессенджер, сотрудники вручную переписывали их для повара, в большом потоке постоянно что-то путалось или терялось, а бизнес страдал.
Всего за полчаса с помощью ИИ создали Telegram-бот, который принимал голосовые заказы от клиентов, распознавал голос, укладывал названия товаров и их количество в интегрированную таблицу в Google Docs, ставил рядом дату, время и контакт клиента, и отправлял этот заказ в личные сообщения повара в Telegram в виде сформированной карточки заказа со временем приёма и контактами клиента.
Владелец бизнеса оказался доволен: угостил нас и дал 50 тысяч рублей премии. Ребята остались в приятном шоке.
После предлагали полезные мини-сервисы прохожим. Паре, которая шла на День рождения, с помощью ИИ составили индивидуальное поздравление в стиле сицилийского письма и заработали 5 тысяч рублей. Женщине, которая направлялась к юристу, помогли составить предварительный иск (описали, проанализировали и измерили риски с точки зрения законодательства, конкретных статей закона, проанализировали судебную практику по схожим случаям. Все это поместили в удобную таблицу): в итоге она пошла к специалисту не просто со словами, а с черновым документом. Для молодого человека создали индивидуального Telegram-бота по борьбе с прокрастинацией.
Интеграция в учебный курс и результаты
Ребята увидели результаты нашего полевого эксперимента, загорелись учёбой и попросили добавить ИИ в курс по тестированию. Я получил добро от методистов и встроил полезные элементы в программу.
Начали с генерации идей: я разделил ребят на команды по три человека и предложил сгенерировать идеи для стартапов с помощью ИИ. За две пары студенты колледжа создали вполне жизнеспособные концепции. Например, в части социальной направленности и переработки мусора.
При формировании команд применил хитрость. В каждой было по три человека: выраженный лидер-экстраверт и пара ребят, кому ближе тихая глубокая работа. Но главным в тройках всегда назначал интроверта. Такой выбор сразу включал коммуникацию: интроверт-лидер получал безопасную управленческую позицию и прокачивал навыки общения и взаимодействия, а команда училась работать не по инерции, как на всех других парах.
Дальше пошли «взрослые», но необходимые элементы MVP. Взяли шаблон ТЗ и разобрали, какие разделы обязательны: системные и бизнес-требования, ограничения, критерии качества, версионность. Прошлись по рискам: они есть в любом проекте, их описывают и считают. Разложили метрики, в том числе как фиксировать результат и прогресс.
Ребята увидели: шаблон помогает не только себе и команде, он также структурирует предложение для заказчика и инвестора, даёт понятный маршрут реализации проекта, что позволяет эффективнее привлекать ресурсы. Отдельно поговорили про фактчекинг ответов ИИ и оформление занятости, чтобы не было проблем с налоговой.
Так я прочитал курс по тестированию с включением авторских элементов по ИИ. Кроме формального результата (все получили заслуженные оценки, а Т1 реализовала совместный проект с университетом), ребята нашли то, что искали:
- Научились создавать и выводить на рынок проекты, закрыв актуальную потребность в подработке по профессии. Мы разобрали вопросы оформления такой деятельности в статусе самозанятых. Курс дал удочку, с помощью которой многие продолжают ловить рыбу.
- Сняли коммуникативные барьеры. Практика на улице показала, что нет ничего страшного в том, чтобы разговаривать с предпринимателем «с улицы» и незнакомыми людьми. К тому же в аудиториях распределение ролей в проектах было нестандартным — это сильно прокачало навыки коммуникации.
- Научились работать с ИИ, в том числе проверять ответы моделей на достоверность. Сформировали привычку оценивать источники и галлюцинации генеративных нейросетей.
- Разобрались со смыслом процессов. Ребята увидели, что промышленная разработка — это не только код, но и правила: ТЗ, версия, риски, метрики. Это помогло в дальнейшем создавать MVP и договариваться с заказчиками.
Пять советов преподавателям и рефлексия
Преподавателям, которые планируют так кастомизировать свои курсы и добавить в них ИИ, рекомендую предварительно сделать пять вещей:
- Согласовать инициативу с вузом, чтобы это не мешало методическому процессу и не пересекалось с другими дисциплинами.
- Сформулировать задачи так, чтобы ребята могли внести явный вклад в постановку и осмысление результатов. Кто-то увлекается музыкой, а кто-то подрабатывает программистом: они должны иметь возможность работать в интересном им направлении.
- В результате проекта у вас должны сложиться явные «до» и «после», так что цели и метрики должны быть конкретными и измеряемыми.
- Придумать способы, как кастомизировать ИИ под каждого конкретного студента.
- Обязательно включить в программу обучения ребят блок по фактчекингу ИИ. Работать с нейросетями учат многие, а вот критически анализировать результаты их работы — нет.
На старте курса каждый студент сначала отвечал на 50 вопросов по пяти темам в моём самописном чат-боте. Дальше бот анализировал всё с помощью ИИ: собирал 10-страничный отчёт о личности, подсвечивал по пять слабых и сильных сторон, а также составлял цифровой аватар человека. Основываясь на этой информации, нейросеть могла эффективнее общаться со студентом, так как понимала его ход мыслей и манеру общения и работы.
В финале хочу ответить на вопрос, зачем мне это нужно. Почему я не просто тихо прочитал лекции, а устроил сложную конструкцию с выездными занятиями, кастомизацией курса и активным вовлечением. Во-первых, так я погружаюсь в повседневную реальность молодёжи. Это очень важно даже для моей повседневной работы – быть в актуальном поле информации. Во-вторых, у каждого поколения есть свои фишки. Когда работаешь со студентами много лет, начинаешь видеть эти различия, и отдельные из них очень любопытны. В-третьих, это даёт возможность почувствовать себя с ребятами на одной волне, несмотря на гигантскую разницу в возрасте. По сути, эти студенты — ровесники моего старшего сына. Но мы с ними общались и до сих пор общаемся на равных, когда ребята приходят с вопросами, с уважением друг к другу.