К 2030 году на работу выйдут новые поколения, которым уже не нужно будет писать

Клавиатура может исчезнуть из повседневной работы раньше, чем это кажется. По прогнозу Лондонской школы экономики, к 2028 году голосовой ввод станет основным способом взаимодействия с технологиями, а поколение Alpha — те, кто родился после 2010 года — к моменту выхода на рынок труда в 2030-х, возможно, никогда и не столкнётся с необходимостью писать руками.

К 2030 году на работу выйдут новые поколения, которым уже не нужно будет писать

Они будут диктовать — своим телефонам, ноутбукам, цифровым ассистентам — а те будут автоматически превращать поток речи в текст, структурировать его и отправлять. Уже сегодня технология работает достаточно хорошо, чтобы заменить базовую деловую переписку, и стремительно движется в сторону более сложных задач.

Сторонники этих изменений говорят о повышении продуктивности, снижении барьеров для креативной работы и удобстве для всех, кто не может или не хочет тратить время на печать. Разговаривать быстрее, чем писать, — и ближе к естественному мышлению. Голосовые заметки помогают не терять идеи, фиксировать мысли в моменте. Для многих это окажется интуитивнее и доступнее, чем текст.

Но голос, даже распознанный, не равен тексту. Мысль, сформулированная в устной речи, почти всегда требует доработки. Нужно выбрать верную интонацию, убрать лишние фразы, упорядочить ход аргументации. В письменной речи это происходит автоматически: сам процесс письма дисциплинирует и развивает мышление.

Когда речь идёт напрямую в ИИ, который всё за тебя исправит, легко перестать формулировать мысли чётко и по делу — можно просто “потоком” выговориться, полагаясь на машину, которая позже из этого соберёт что-то разумное. Пока это кажется удобным. Но в долгосрочной перспективе возникает вопрос: не разучатся ли люди сами строить законченную, убедительную мысль? И не будет ли это незаметной потерей — не технической, а когнитивной?

Письменная речь играет важную роль в развитии мышления. Когда человек формулирует мысль в письменной форме, он вынужден упорядочить её, уточнить, выбрать нужные слова, выстроить логические связи. Это процесс не только выражения, но и формирования идеи.

Исследования в области когнитивной психологии показывают, что письмо активизирует зоны мозга, связанные с планированием, памятью и вниманием — оно усиливает способность к абстрактному мышлению, креативности и аналитике. Когда такую работу делегируют ИИ — и человек ограничивается диктовкой «потока сознания» — интеллектуальная нагрузка снижается. Со временем это может ослабить навыки последовательного мышления и аргументации, особенно у тех, кто с детства привыкает не формулировать мысль самостоятельно, а доверять её структуру алгоритму.

Не секрет, что технология даст удобство. Но как и всегда, с удобством придут и последствия. Они не будут сразу заметны, не станут поводом для срочной регуляции, но постепенно изменят то, как мы разговариваем, как мыслим, и как понимаем друг друга. И это может оказаться куда важнее, чем вопрос — печатать или диктовать.

Как вы думаете, мы разучимся думать из-за ИИ?

1
6 комментариев