Доступность в цифровых продуктах

Доступность в цифровых продуктах

В цифровом пространстве каждый из нас ищет удобство и доступность, но не все интерфейсы учитывают разнообразие пользовательских нужд. От зрячих до незрячих, от слабослышащих до тех, кто воспринимает мир иначе — каждому требуется особенный подход. Это значит, что цифровые ресурсы должны быть понятными и легкими в использовании для всех людей, независимо от их уровня навыков или специфических потребностей.

В этой статье подробно расскажем, почему инклюзивный интерфейс нужен действительно всем. Вы узнаете, что важно учитывать при создании доступных интерфейсов и каких принципов следует придерживаться, чтобы ваш продукт был не только этичным, но и приносил прибыль.

Что такое цифровая доступность: о ком мы заботимся, применяя инклюзивный дизайн

Под цифровой доступностью мы подразумеваем проектирование и разработку цифровых продуктов, которые функциональны и просты в использовании людьми с любыми способностями. В каждой точке контакта с пользователем существует ряд ограничений, которые можно решить инклюзивным дизайном. Рассмотрим три типа барьеров, которые поможет преодолеть цифровая доступность.

Тип 1: ситуационные ограничения

Шум: ситуации, в которых пользователь не может прослушать аудиоконтент, например, он едет в метро.

Видимость при прямом освещении: экраны устройств практически не читаются при прямом солнечном свете, то есть условиях, при которых пользователи обычно и хотят использовать гаджеты.

Языковой барьер: контент только на одном языке чреват тем, что значительная часть людей, не являющихся носителями языка, не смогут им воспользоваться.

Тип 2: временные ограничения

Проблемы со слухом: к примеру, отит может временно ухудшить слух, что затрудняет работу с аудиоконтентом — подкастами, музыкой или звуковыми оповещениями.

Переломы и нарушения подвижности: перелом, особенно кисти, руки или верхней части тела, может ограничить способность пользователя набирать текст, использовать мышь или взаимодействовать с сенсорными экранами.

Нарушение зрения: операции на глазах или инфекции могут снижать четкость зрения, затрудняя восприятие информации на экране.

Послеоперационное восстановление часто ограничивает физическую подвижность человека или его способность сидеть за компьютером в течение длительного времени.

Тип 3: постоянные ограничения

Потеря слуха: пользователи с частичной или полной потерей слуха не смогут полагаться на звуковые подсказки, оповещения или воспринимать аудиоконтент.

Нарушения зрения: пользователи с нарушениями зрения могут испытывать трудности с навигацией по интерфейсам, которые в значительной степени зависят от визуальных подсказок.

Нарушения мобильности: пользователи с ограниченной подвижностью рук или кистей, а также те, кто страдает тремором, могут столкнуться с трудностями при использовании традиционных устройств ввода, таких как клавиатуры и мыши.

Когнитивные нарушения: пользователи с когнитивными нарушениями, которые могут включать в себя нарушения обучаемости, памяти или развития, могут испытывать трудности со сложными навигационными структурами или плотным и запутанным контентом.

Неврологические расстройства: такие заболевания, как эпилепсия, могут быть спровоцированы определенными визуальными паттернами и мигающими огнями.

Дизайнерские решения, которые помогут обойти эти барьеры

Мы разобрались, что цифровая доступность важна всем — от человека, который не может рассмотреть карту на экране смартфона в солнечный день до маломобильных пользователей. Как же сделать свой продукт удобным и дружелюбным для всех, и возможно ли достижение такой амбициозной цели? Перечислим ключевые решения, которые помогут вам добиться инклюзивности при разработке продукта.

  • Пользовательские интерфейсы с высокой контрастностью позволят улучшить читаемость при различных условиях освещения.
  • Поддержка продуктом нескольких языков и плагинов с автоматическим переводом поможет избавить пользователей от языкового барьера.
  • Чтобы помочь пользователям с нарушениями слуха, включите визуальные или текстовые альтернативы для любой звуковой информации — субтитры к видео, расшифровку аудиосообщений, текстовые и визуальные оповещения для уведомлений. Сюда же отнесем и тактильные сигналы — вспомним вибрацию смартфона или геймпада во время игры.
  • Внедрите функции, позволяющие пользователям легко регулировать размер и контрастность текста. Высококонтрастные режимы и возможность настраивать цветовые схемы приложений и веб-сайтов помогут пользователям с нарушениями зрения лучше воспринимать контент.
  • Голосовая навигация и функция преобразования речи в текст, чтобы пользователи могли пользоваться продуктом без необходимости физического взаимодействия.
  • Проектирование навигации с помощью клавиатуры принесет пользу тем, кто временно не может использовать традиционную мышь или сенсорный экран.
  • Упрощенные интерфейсы, четкие и последовательные навигационные подсказки, а также возможность настройки пользовательского интерфейса помогут пользователям с когнитивными нарушениями. Легко читаемый контент, отказ от избыточного сленга и структурирование информации упростят понимание интерфейса и навигации.
  • По возможности избегайте дизайна, включающего мигание цветов и быстро меняющиеся изображения. Предоставление настроек, позволяющих легко отключить анимацию и убрать автовоспроизведение видео, пойдет на пользу восприимчивым людям.

Теория доступных интерфейсов: что такое WCAG и почему вам нужно про него знать

Доступный интерфейс это отнюдь не мода или зарождающийся тренд на инклюзивность. W3C, основная международная организация по стандартизации Интернета, разработала руководство по обеспечению доступности веб-контента (WCAG). Первая версия была представлена в далеком 1999 году — она заложила фундамент из 14 рекомендаций для обеспечения инклюзивности цифровых продуктов.

Конечно, с тех пор версии обновлялись, и вот основные принципы WCAG на сегодняшний день:

  • Воспринимаемость: интерфейс можно воспринять любым доступным способом, например, прослушать или прочитать;
  • Управляемость: пользователь управляет интерфейсом и контентом с помощью удобных ему технологий, например, стилуса, клавиатуры, голосовых команд;
  • Понятность: пользователь легко понимает интерфейс и его содержимое, например, сразу разбирается, как отменить подписку в приложении;
  • Устойчивость: продукт остается доступным вне зависимости от устройства, версии и операционной системы, например если мы кратно увеличиваем шрифт, интерфейс не должен ломаться.

Помимо прочего, WCAG выделяет три уровня соответствия интерфейса стандартам доступности:

  • Уровень A (минимальный): Это самый базовый уровень доступности. В него входит альтернативный текст для всех изображений, субтитры для видео, наличие заголовков и подзаголовков у текста.
  • Уровень AA (средний): рассматриваются самые большие и наиболее распространенные барьеры для пользователей с ограниченными возможностями. К нему относятся обеспечение контраста между текстом и его фоном, доступная навигация для пользователей с когнитивными нарушениями и тех, кто использует вспомогательные технологии.
  • Уровень AAA (высший): самый высокий и сложный уровень доступности, цель которого — сделать сайт удобным для наибольшего числа пользователей. Этот уровень включает в себя самые высокие стандарты доступности, например, адаптацию видео с помощью языка жестов.

На практике большинство компаний стремятся соответствовать хотя бы уровню AA, поскольку он обеспечивает баланс между инклюзивностью и стоимостью разработки. Уровень ААА не обязателен для всех и часто рекомендуется для ресурсов, которые обслуживают сообщества с большими потребностями в доступности.

Тестирование цифровой доступности

Доступный интерфейс начинается… с менеджера. Ведь именно он:

  • понимает, зачем нужна инклюзивность;
  • разрабатывает требования к интерфейсам с начала создания продукта;
  • формирует среду, в которой команда берет ответственность за создание доступного продукта.

Допустим, вы разработали требования по принципам WCAG, задокументировали их, передали в разработку и получили готовый веб-сайт. Как понять, что вы все сделали правильно? Есть несколько уровней, на которых можно тестировать доступность интерфейсов.

  • Автотест при помощи плагина Lighthouse в Google Chrome. Он сканирует страницу, выдает краткую диагностику неполадок и базовые ошибки.
  • Ручные автотесты через скринридер: позволяет прочувствовать интерфейс с точки зрения пользователей, которые используют цифровой ресурс.
  • Помощь респондентов: можно провести пользовательское тестирование с участием людей с ограниченными возможностями, чтобы найти проблемы доступности от первого лица.

Зачем вам нужен скринридер

Скринридеры — это программы, которые помогают людям с ограниченными возможностями зрения получать доступ к цифровому контенту. Они преобразуют текст и элементы интерфейса в речь или шрифт Брайля.

Ручные автотесты с помощью скринридеров — важная часть тестирования доступности цифровых продуктов. Вот их преимущества:

  • Реальное понимание пользовательского опыта: вы выявите проблемы юзабилити, которые автоматическое тестирование может и пропустить, например, расплывчатые инструкции по навигации или неинтуитивное взаимодействие элементов.
  • Обнаружение контекстуальных проблем: скринридеры передают информацию через звук, а это значит, что контекст и порядок, в котором предоставляется информация, имеют решающее значение. Ручное тестирование помогает убедиться в том, что контент представлен логично и последовательно, и его можно услышать, а не только увидеть.
  • Проверка соответствия требованиям: тестирование с помощью скринридера позволяет убедиться, что сайт не только соответствует техническим требованиям, но и функционально подходит пользователям с нарушениями зрения. Это очень важно для соблюдения стандартов доступности WCAG.

Зачем доступность нужна бизнесу

Цифровая доступность сегодня является императивом со всех сторон: этической, юридической, а теперь еще и с точки зрения бизнеса. Бизнес, следующий принципам доступности, теперь может:

  • Охватить более широкую аудиторию. Практика инклюзивного дизайна означает, что охват продуктов будет намного выше — по оценкам Всемирной организации здравоохранения, более 1 миллиарда человек в мире живут с той или иной формой инвалидности. Люди с ограниченными возможностями как и любые другие хотят покупать вещи, пользоваться доставками и общаться в соцсетях.
  • Улучшить пользовательский опыт: дружелюбные и интуитивно понятные интерфейсы обычно являются результатом доступного дизайна, приносящего пользу всем, а не только пользователям с особенными потребностями.
  • Соответствие юридическим стандартам: в большинстве юрисдикций соблюдение стандартов доступности цифровых продуктов — это юридическое обязательство. Примером могут служить Закон об американцах с ограниченными возможностями в США и Европейский закон о доступности в ЕС. Соблюдение этих стандартов позволяет не попасть под юридическую ответственность и создать положительный имидж своему бренду.
  • SEO-оптимизация: поисковые системы лучше ранжируют именно инклюзивные веб-сайты. Многие элементы доступности, такие как альт-текст и правильная структура заголовков, также могут улучшить SEO. Это означает лучшую видимость в результатах поиска, а значит и увеличение трафика и конверсии.

Кстати, знание технологий доступности полезно и специалистам — оно дает преимущество на рынке труда, хороший сотрудник знает принципы доступности и использует их в работе В целом, инвестиции в доступность можно рассматривать не только как соблюдение требований или следование этике, но и как преимущество для бизнеса или специалиста в перспективе.

Заключение

Доступность не должна быть «изюминкой» цифрового мира или просто его элементом. Она должна быть критически неотъемлемой частью этического дизайна современных цифровых продуктов. Главная задача доступного цифрового продукта — не только улучшение пользовательского опыта, но и помощь и поддержка инклюзивного общества. Сами технологии, которые будут продолжать трансформироваться, означают, что инклюзивный дизайн требует постоянной работы и тестирования. Во многом доступные интерфейсы — это инвестиция, которая непременно окупится в будущем.

11
Начать дискуссию