Не просто медальки: в Альфа-Банке появился отдельный раздел для заданий с призами

Новый подход к геймификации принёс плоды уже на этапе пилота.

Не просто медальки: в Альфа-Банке появился отдельный раздел для заданий с призами

Летом 2024 года Альфа-Банк в тестовом режиме запустил «Задания и награды» — раздел приложения с элементами геймификации. Человек выполняет задания от банка, а взамен получает не только виртуальную награду, но и бонус с реальной выгодой, например, повышенный кешбэк. Этой опцией уже могут пользоваться три миллиона клиентов банка, а до конца года «Задания и награды» станут доступны абсолютно всем пользователям. Рассказываем, как появился продукт, подводим первые итоги запуска и делимся планами по развитию.

Что такое «Задания и награды»

«Задания и награды» позволяют получать выгоду и банку, и клиенту. Банку достаются лояльные пользователи, активно использующие его продукты. Клиентам — увлекательный опыт, повышенный кешбэк и другие бонусы на понятных условиях.

Задания, прогресс их выполнения и награды отображаются в приложении. Например:

  • Кешбэк 15% в категории «Продукты» за покупки на 30 000 рублей до конца месяца.
  • Кешбэк 10% в категории «Фастфуд» за сохранение остатков на счетах на уровне от 15 000 рублей до конца месяца.
  • Повышенный кэшбэк в категории «Такси» за покупки в Альфа-Тревел на сумму от 15 000 рублей до конца месяца.
Не просто медальки: в Альфа-Банке появился отдельный раздел для заданий с призами

Новые задания появляются каждый месяц. Если выполнить одно или несколько в срок, в следующем месяце активируются заработанные награды.

Условия подбираются индивидуально с учётом активности клиента так, чтобы задания были выполнимыми. Например, если человек тратит по карте в среднем 20 000 рублей в месяц, можно предложить ему бонус за увеличение расходов до 25 000 рублей (но не 100 000).

«Всё начиналось с простых игр»

Не просто медальки: в Альфа-Банке появился отдельный раздел для заданий с призами

«Всё начиналось с простых игр, где можно выиграть деньги и другие бонусы. Так мы проверяли гипотезу: если человек чаще заходит в приложение банка ради игры, будет ли он также чаще взаимодействовать с другими продуктами и сервисами? Гипотеза подтвердилась — теперь мы запускаем игровые механики регулярно, и они становятся более сложными. Геймификация позволяет клиентам получать больше выгоды от банка и удовлетворять базовые психологические потребности: чувство собственной важности, любопытство, радость достижений».

Руслан Сюбаев, руководитель департамента онлайн-продаж

Альфа-Банк развивает геймификацию клиентского опыта в приложении более трёх лет — как показала практика, это хороший способ увеличивать лояльность клиентов, продвигать продукты и стимулировать их использование.

Яркий пример — барабан суперкешбэка, который работает с 2022 года. Дополнительно к возможности выбрать категории повышенного кешбэка, каждый месяц у клиентов есть шанс выиграть суперкешбэк до 100% в ещё одной случайной категории. Это происходит с помощью игровой механики: пользователь крутит барабан и смотрит, какой бонус выпадет в этот раз.

С запуском раздела «Задания и награды» банк вышел на следующий уровень геймификации. Главное отличие от аналогичных сервисов некоторых конкурентов в том, что награды в Альфа-Банке — это не только картинки на экране в виде медалек. В первую очередь это действительно полезные награды, которые дают реальную выгоду.

«В борьбе за внимание клиентов нужны оригинальные решения»

Не просто медальки: в Альфа-Банке появился отдельный раздел для заданий с призами

Одна из ключевых задач любой долгосрочной программы лояльности — поддерживать интерес аудитории на длинном отрезке времени. Было понятно: без реальной пользы для клиентов играть вдолгую не получится.

«Возможно, награды в виде простых картинок и медалей могут сработать в небанковских сервисах — например в приложениях для изучения языков или в фитнес-приложениях. С онлайн-банкингом ситуация другая. В борьбе за внимание клиентов необходимо предлагать оригинальные и понятные решения, которые будут выделяться на фоне конкурентов. Клиенты будут гораздо активнее пользоваться продуктами банка за реальное вознаграждение, тем более когда им предельно ясно, что именно они получат за то или иное действие».

Дмитрий Соколов, руководитель департамента развития программы лояльности

Чтобы найти идеальное решение, в Альфа-Банке провели исследования — и получили важный инсайт: Выгода — главное. Но похвала нужна тоже.

Оказалось, многие клиенты хотят, чтобы приложения их хвалили — и выбирают сервисы, где эта функция хорошо реализована: от трекеров привычек до онлайн-курсов. Чтобы сделать сильный продукт, который нравится аудитории, в Альфа-Банке объединили два подхода: реализовали и материальное, и эмоциональное вознаграждение сразу — реальный бонус плюс виртуальная награда.

Дизайн интерфейса также разрабатывали с учетом этих вводных: понятные вознаграждения и условия, шкала с отображением прогресса выполнения задания и черно-белое изображение ачивки, которое по достижении цели становится цветным.

Что было самым сложным и важным в разработке

Не просто медальки: в Альфа-Банке появился отдельный раздел для заданий с призами

Когда речь заходит о продуктах с элементами геймификации, пользователю критически важно сразу видеть результат своих действий, — иначе интерес к игре пропадает. Чтобы «научить» движок, который управляет всем сегментом лояльности в приложении, работать в режиме реального времени, его полностью переписали. Теперь все операции засчитываются онлайн: это касается и прогресса в «Заданиях и наградах», и расчёта кешбэка — его сумму клиент теперь тоже видит сразу после оплаты.

Пожалуй, самой трудной и самой важной задачей в процессе разработки было то, чтобы данные отображались в приложении даже не через минуту, а мгновенно. Несколько команд проделали большую совместную работу и добились того, что когда человек покупает, скажем, чашку кофе, он тут же видит прогресс — транзакция засчиталась в «Заданиях и наградах». Суммы кешбэка тоже стали отображаться сразу, а не через 2–3 суток, как раньше.

Что получилось и что дальше

Проводить масштабную аналитику пока рано, но первые результаты работы «Заданий и наград» уже есть:

  • До 50% клиентов выполняют хотя бы одно задание. Это в несколько раз выше ожиданий Альфа-Банка.
  • Пользователи, которые выполняют задания, в среднем тратят по карте в два раза больше по сравнению с остальными.
  • Запущено более десяти заданий, их количество растет каждый месяц. Они связаны не только с тратами. Например, сейчас банк внедряет задание на поддержание определенной суммы на счетах и картах.

Одним из больших обновлений в ближайшее время станет появление долгих заданий, которые можно выполнять в течение нескольких месяцев вместо одного. Параллельно в банке работают над сложными заданиями, для выполнения которого нужно совершить несколько разных действий.

Команды стремятся сделать и задания, и награды максимально разнообразными: предлагать не только кешбэк, но также скидки, бесплатные опции, повышенные проценты по вкладам, и другие ценные призы.

«Уже на этапе пилота “Задания и награды” показывают себя как прорывной формат программы лояльности, продолжая тренды геймификации, которые мы расширяем. Этот инструмент станет ключевым для укрепления лояльности клиентов и настоящей киллер-фичей на рынке. В отличие от конкурентов, мы не ограничиваем кешбэк-инструменты клиентов, а наоборот, развиваем их, позволяя кастомизировать свои инструменты лояльности. Уже совсем скоро мы откроем “Задания и награды” для всех клиентов, и каждый сможет за дополнительную активность получить выгоду от нас».

Дмитрий Соколов, руководитель департамента развития программы лояльности
2121
66
19 комментариев

Выгода — главное. Но похвала нужна тоже Мне так начальник на работе говорит)

6
5
Ответить

Примерно так ощущаю себя, когда получаю дополнительный кэш за задания

2
1
1
Ответить

Жиза, особенно когда получил подарочные акции на 2к

Ответить

Пользователи, которые выполняют задания, в среднем тратят по карте в два раза больше по сравнению с остальными.

А это точно причинно-следственная связь?

2
Ответить

Скорее корреляция

Ответить

Альфа-Банк развивает геймификацию клиентского опыта в приложении более трёх лет — как показала практика, это хороший способ увеличивать лояльность клиентов, продвигать продукты и стимулировать их использование

Тут жирный плюс ставлю, ибо лучше в такое играть и получать что-то, чем просто тратить время на обычные игры на телефоне при этом ничего не получая)

1
Ответить

Радует, что вместо пиксельных шоколадных медалей дают действительно полезные награды, везде бы так

Ответить