«Платить силой мысли, а не картой»

Как дети изобретают новые сервисы в исследовательском центре Альфа-Банка.

«Платить силой мысли, а не картой»

Что если оплачивать покупки можно будет силой мысли? Или научить банковский терминал понимать собачий язык? Взрослым это покажется фантастикой, но в Alfa Research Center — исследовательском центре Альфа-Банка — уверены: детское воображение рождает прорывные идеи. Здесь создали уникальное пространство, где школьники проектируют цифровые сервисы будущего, без ограничений и готовых шаблонов. Рассказываем, как новое поколение не просто использует современные технологии, но и изобретает новые.

Место для совершения открытий

«Платить силой мысли, а не картой»

— Как вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься? — спрашивает ребят 6–8 лет исследователь Alfa Research Center Антон, который сегодня выполняет роль ведущего.

— Будем первооткрывателями! — уверенно выкрикивает самый бойкий мальчик.

Для совершения первых детских открытий у Альфа-Банка есть идеальное место — Alfa Research Center. Здесь сотрудники тестируют цифровые (и не только) продукты. Например, анализируют, какие функции действительно нравятся пользователям, а какие вызывают непонимание и раздражение, как клиенты принимают решения и чего ждут от продуктов и сервисов. Главная особенность ARC — применение передовых технологий. Это позволяет не просто собирать отзывы, а буквально «сканировать» эмоции и подсознательные реакции людей.

Теперь в Alfa Research Center проводятся квесты для детей разных возрастов — от первоклашек до подростков. Они показывают, что создание новых цифровых продуктов — это интересно и увлекательно. Такие квесты требуют тщательной подготовки и слаженной работы команды исследователей ARC. Сначала ребятам проводят экскурсию по лаборатории. Здесь смоделирована обстановка отделения банка, рабочего кабинета в офисе, гостиной в квартире и даже вагона метро. Кругом — высокотехнологичные гаджеты, основной инструмент специалистов Центра. Здесь дети сталкиваются с технологиями не как обычные пользователи, а как настоящие исследователи.

«Платить силой мысли, а не картой»

Начинается первый эксперимент: выбираем испытуемого — им вызывается 8-летний Андрей — а остальные готовятся примерить на себя роль испытателей. Мальчик убегает в «офисный кабинет», где установлены специальные камеры и айтрекеры, а мы остаемся в небольшом зале следить за происходящим по огромным мониторам во всю стену. На них — сам испытуемый, данные с датчиков, которые отслеживают настроение и реакции Андрея, и разноцветные кривые графиков.

— Сейчас Андрею будут показывать отрывки из мультфильмов, а мы постараемся понять, интересно ли ему, радостно или, может быть, грустно, — объясняет ведущий Антон.

Эксперимент ещё по-настоящему не начался, а красная шкала уровня счастья Андрея уже поползла вверх — он явно получал удовольствие от процесса.

Остальные ненадолго ощутили себя внутри мультфильма «Головоломка». Дети увидели, как распознаются эмоции и превращаются в цифровые данные на экране. Оказалось, разгадывать их не так уж сложно и очень увлекательно, если у тебя есть умные приборы и ты понимаешь, как они работают. Это не магия, а инструменты, которые уже сегодня помогают делать технологичные сервисы удобнее и «дружелюбнее». Такой эксперимент помогает развивать в детях не только любознательность, но и эмоциональный интеллект — навык, который будет востребован в любой профессии будущего.

«Поколение ALFA — дети, которые родились в 2010–2020-х годах — будет создавать финтех завтрашнего дня. Они уже придумывают новые технологии для компаний будущего. И мы прямо сейчас зовём ребят в Альфа-Банк — не дожидаясь, пока они вырастут».

Алексей Гиязов, директор по маркетингу, дизайну и привлечению клиентов

Идём дальше гулять по центру, и внимание ребят привлекает макет вагона метро.

«Платить силой мысли, а не картой»

В нём специалисты Alfa Research Center тоже проводят свои исследования — ведь общественный транспорт одно из мест, где человек часто взаимодействует с разными мобильными приложениями. Сегодня макет ненадолго становится игровой площадкой. Если в настоящем метро нельзя использовать поручень вместо каната, то в исследовательском центре изобретателям можно всё.

Как платить собакой?

«Платить силой мысли, а не картой»

Наигравшись, дети отправляются творить. Сегодня задача — придумать «платилку», то есть устройство, которое сможет заменить банковскую карту или смартфон для оплаты покупок. Идея может быть любой, главное — самостоятельно нарисовать от руки прототип, описать, из чего он сделан, и объяснить, как он будет работать и в чем его «фишка».

Мероприятие началось с небольшого разговора о том, чем увлекается каждый из участников, какие любит мультфильмы и игры. Это нужно не только для того, чтобы раскрепостить и заинтересовать детей. Ведущие в это время делают заметки, а потом, основываясь на интересах ребенка, помогают ему направить фантазию в нужное русло — так, чтобы процесс был увлекательным для любого участника, а результата добился каждый.

Дети получают планшеты и фломастеры и начинают увлеченно рисовать. Немного помощи ведущих и магии искусственного интеллекта для обработки изображений — и плоды фантазии превращаются в мини-презентации с красочными картинками прототипов только что придуманных технологий.

Девочка Арина собирается платить собакой — и непременно живой, а не игрушечной. Но вопрос, как именно это будет происходить, ставит её в тупик. Кажется, теперь квест начинается для самих ведущих — помочь ребенку воплотить эту смелую идею. Но специалисты Alfa Research Center готовы и к такому повороту событий.

«Платить силой мысли, а не картой»

Когда все идеи сформулированы, промты написаны, прототипы «платилок» нарисованы и превращены нейросетью в мультяшные картинки, вся группа собирается в амфитеатре перед большим экраном, и маленькие первооткрыватели презентуют перед собравшимися свои устройства.

«Я придумал такое платье, у которого сзади бант, а спереди листочки. Их можно отрывать по одному и платить ими где угодно. А ночью приходят эльфы и вешают на платье новые листочки, и так каждый день», — объясняет свою концепцию Захар.

Все аплодируют. После презентаций дети наперебой делятся впечатлениями, какая «платилка» им понравилась больше всего и почему. Среди идей — очки для оплаты взглядом, чип бесконтактной оплаты, который вживляется самым забывчивым прямо в руку, ну и, конечно, собака, подающая лаем команды платежному терминалу. Мысли взрослых в этот момент явно не покидает платье, платежная способность которого волшебным образом восстанавливается каждую ночь.

Этот квест — не просто игра. Он даёт детям возможность почувствовать себя настоящими изобретателями; учит не просто фантазировать, а структурировать свои идеи и объяснять их другим; показывает, как даже самые неожиданные задумки могут обретать реальную форму. А ещё — дети видят, что создание цифровых продуктов может быть веселым и захватывающим процессом, где нет неправильных ответов, а есть пространство для экспериментов.

Создаём Супер-приложение

«Платить силой мысли, а не картой»

Для детей постарше — немного другая программа. Подростков во время экскурсии по ARC по-настоящему увлекает рассказ о технологиях. Все с интересом слушают о том, как понять, какие эмоции на самом деле испытывает человек, не задав ему ни единого вопроса; каким образом камера улавливает практически незаметные глазу изменения мимики лица; как по данным айтрекера определить, что интересно смотрящему в данную секунду. Ну и, конечно, первым делом подростков заинтересовало, как «хакнуть систему» — возможно ли обмануть датчики и детекторы, не дать им считать реальные эмоции или заставить неправильно их интерпретировать. На этот вопрос у ведущих тоже есть обстоятельное научное объяснение.

На воркшопе для старшей группы креативное задание посложнее. Все разбиваются на команды и придумывают технологии будущего. Задача — создать банковский суперапп, мобильное приложение, которое объединяет множество разнообразных сервисов и функций на одной платформе. Начинается мозговой штурм, ребятам помогают ведущие. Участники «накидывают» идеи, обсуждают их потенциал и возможные способы реализации — все как в офисе у взрослых.

«Платить силой мысли, а не картой»

Для подростков программа становится окном в мир современных профессий. Примеряя на себя роли UX-дизайнеров и разработчиков они не просто узнают о технологиях, а учатся мыслить как создатели цифровых продуктов. Многие сразу задумываются о практической стороне своих идей — как сделать сервисы более удобными и функциональными. Такой опыт показывает, что за каждым приложением стоит не просто код, а живые люди и их потребности.

Ребята 13–15 лет выдают идеи, осмыслить которые будет сложно большинству неподготовленных взрослых. Миша придумал встроить в суперапп функцию «бесконтактной радиочастотной системы оплаты», уверенно описав ее технические особенности и принципы работы. Кажется, в этот момент удивились даже ведущие-исследователи.

Многие участники задумывались о социальной стороне технологий и отталкивались в своих идеях от принципов инклюзивности. Например, что приложение должно автоматически подстраиваться под людей с проблемами со зрением, а для незрячих должна быть доступна оплата голосом через специального цифрового помощника. С таким новым поколением мир будущего точно станет не просто технологичнее, а лучше и добрее.

В Alfa Research Center подросткам показали, что банковская сфера — это не скучный мир счетов и переводов, а пространство для инноваций, где можно менять реальность через технологии. Такой опыт дает возможность «прокачать» важные практически для любой профессии навыки: умение презентовать свои идеи, мыслить системно, вникать потребности тех, для кого создается продукт.

«Платить силой мысли, а не картой»

Ребята уходили из Центра с горящими глазами. Все спешили поделиться впечатлениями с пришедшими за ними родителями — о том, как они «читали» чужие эмоции, придумывали собственные устройства и удивляли исследователей своими знаниями и идеями. В завершение квеста каждый участник получил фотографии на память и подарки.

«Мы создали в Alfa Research Center уникальную образовательную среду. Здесь технологии перестают быть чем-то сложным и далёким. Они становятся помощниками и инструментами для творчества. Дети и подростки уходят отсюда с уверенностью: любую идею, даже самую необычную, можно воплотить в жизнь».

Алексей Гиязов, директор по маркетингу, дизайну и привлечению клиентов

И кто знает — возможно, именно эти ребята через несколько лет придумают то, что изменит наши повседневные привычки.

А вот, что Alfa Research Center предлагает представителям среднего и крупного бизнеса:

44
2
38 комментариев