Aliexpress Россия
2878

Получить важное из обеих культур: как в AliExpress Russia объединяют корпоративные ценности России и Китая

Усердная работа и много 😇😀👍🤪😎.

В закладки

В октябре 2019 года Mail.ru Group, Alibaba Group, «Мегафон» и РФПИ объявили о запуске совместного бизнеса в сфере электронной коммерции. Теперь в «AliExpress Россия» входят российские подразделения маркетплейсов AliExpress, Tmall и Pandao. В совет директоров новой AliExpress Russia вошли представители всех партнёров, а руководителями стали два гендиректора — от Mail.ru Group и от AliExpress.

Крупные китайские компании обычно предпочитают захватывать новые рынки, выкупая местные проекты и строя свой бизнес на их базе. В России всё пошло по-другому — Alibaba начала развивать маркетплейс вместе с локальными партнёрами. И это первый в истории компании случай.

Часть российских сотрудников несколько лет проработали в глобальном офисе AliExpress, а потом вернулись обратно и привезли с собой китайский подход к работе. Так в новой компании зарождается собственный культурный код, который объединяет опыт двух стран.

Сотрудники, которые пришли после создания совместного предприятия или рассматривают компанию в качестве потенциального работодателя, будут работать в новых реалиях, объединяющих лучшие корпоративные ценности России и Китая.

Традиционно считается, что китайцы и русские — это совершенно разные нации, у которых нет ничего общего. Но при ближайшем рассмотрении можно рассмотреть одинаковые национальные черты.

Очень много работы!

Во многих китайских ИТ-компаниях распространена культура трудоголизма — сотрудники работают шесть дней в неделю по 12 часов (с девяти утра до девяти вечера).

При этом компании не требуют от сотрудников работать сверхурочно, они делают это добровольно, понимая, насколько высока конкуренция за работу.

В России сфера электронной коммерции активно трансформируется, сотрудники решают новые и интересные задачи. Люди сильно вовлечены: это видно по их отдаче и вовлечению в новые проекты. В нашей компании мы ценим и поощряем тех, кто относится к своей работе с большим энтузиазмом.

Миф о культе руководителя

Китайскую корпоративную культуру часто оценивают как жёсткую иерархию, а подвергнуть сомнению решения начальства — значит проявить неуважение.

Китайцы действительно строго относятся к иерархии в коллективе, но обсуждения в компании только приветствуется. Любой вопрос можно обсудить с кем угодно, в том числе с заграничными коллегами.

В компании, например, есть корпоративный мессенджер, через который можно написать даже самому Джеку Ма, чтобы попросить совета — им могут пользоваться и сотрудники в России.

Указывать на ошибки руководства можно и нужно. Но это не стоит делать публично — в китайской культуре тот, кто жалуется, теряет лицо, так как не смог добиться нужного результата самостоятельно. Китайцы напоминают о проекте всеми возможными способами, есть даже неформальное правило: если про задачу не сказали три раза, значит она не так важна.

При этом для китайских коллег чрезвычайно важен личный контакт и чувство сопричастности и коллективного духа. Руководитель и сотрудники всегда должны быть в контакте. Это почти полностью исключает кабинеты и закрытые пространство. Личный контакт с руководством означает и то, что начальство постоянно вовлечено в задачи команды, проблемы. Семейственность вообще свойственна китайской культуре и поэтому важно, чтобы у руководителей был персональный контакт с каждым из сотрудников.

В компании действует принцип move fast — нужно уметь быстро признавать промахи и устранять их последствия. Это особенно важно в молодом бизнесе вроде AliExpress Russia: сфера электронной коммерции в России динамично развивается, и каждая ошибка может отразиться на бизнесе. Достаточно хорошее решение лучше, чем его отсутствие.

На самом деле методы управления в России бывают гораздо более директивными, чем в Китае. Например, когда в России сотрудник устраивается на испытательный срок, то, как правило, сразу получает конкретные задачи от начальства. От их выполнения зависит, останется ли он в компании.

У китайцев другой подход: на испытательном сроке новый сотрудник проходит тренинги, погружается в новую среду, сам выбирает путь достижения цели, а после — защищает свою работу перед руководством и коллегами.

Для нас очень важно честное понимание и определение поведения и отношений, которые мы хотим видеть во всей компании. Поэтому мы совместно с командой сформировали систему ценностей компании.

Сейчас мы находимся в поиске процессов и систем, которые помогут этой культуре прижиться. И с испытательным сроком мы нашли решение, которое позволило достигать бизнес-целей, сохраняя при этом насыщенную среду, в которой каждый сотрудник чувствует драйв и неограниченную возможность для развития. Такой подход предполагает постановку целей новым работникам по принципу SMART.

Одна из китайских мудростей, которую часто вспоминают в AliExpress Russia — «Только злые духи ходят прямыми дорогами». Она характеризует гибкость, с которой китайцы подходят и к дедлайнам, и к планированию вообще. Главное для них — цель, а пути её достижения могут меняться на ходу.

Культурный код: «мимимишность» 😅 😇

Китайцы постоянно используют эмодзи и смайлики, даже в деловой переписке: там, где российский сотрудник напишет сухое и вежливое письмо, китайский может ограничиться одним эмодзи. Обсуждения в общих чатах сопровождаются огромным количеством смайликов — так китайцы дают понять, что получили и прочли сообщение. А также выразили уважение собеседнику.

Российским сотрудникам бывает сложно к этому адаптироваться. А для многих китайских коллег поначалу русские воспринимаются довольно суровыми. Для нас сейчас очень важно формировать привычки и практики, которые помогут сотрудникам и компании. Подобные проблемы адаптации и восприятия обычно решает личная встреча и фокус на отношениях и взаимодействии. Так, например, мы внедрили программу Lunch club, которая по определенному алгоритму находит любому желающему сотруднику компанию для совместного обеда.

Стоит отметить, что китайские коллеги очень чутко относятся к местным традициям и локальным практикам — если объяснить им, почему в стране принято вести дела именно так, они быстро адаптируются. А еще мы договорились о важности уважения другой культуры, личного пространства и о том, что we speak english.

Многочисленные исследованиям уже не раз показывали, что кросс-культурные корпорации становятся самыми успешными и именно в обмене опытом, знаниях и разных подходах и кроется секрет успеха. Одна из текущих ценностей в «AliExpress Россия» — сила в различии. Именно в этом и есть одно из ключевых преимуществ и уникальность нашей команды.

Никаких закрытых чатов

Китайцы — сторонники полной прозрачности в работе. О заведении закрытых или анонимных чатов для обсуждения любых вопросов речи даже не идёт. Китайским сотрудникам важно единение, синергия на рабочем месте.

Яркий пример — отношение сотрудников к еженедельным отчётам о проделанной работе. Российские сотрудники часто воспринимают требование составлять их как не самую полезную форму бюрократии: руководство получает сотни таких отчётов, читать их все у него возможности нет, а значит производство таких отчётов — пустая трата времени.

Коллеги из Китая такой подход не разделяют: для них еженедельные отчёты — способ создать во всей компании единое информационное поле, поделиться планами, обсудить важные вопросы. Им и в голову не приходит, что кто-то может счесть отчёты бесполезными. Одна из наших важнейших HR-задач — найти баланс в подобных вещах.

Такой подход сейчас называют «уникальной китайской бирюзой». В Alibaba Group есть специальные долгосрочные образовательные программы от Джека Ма и Дэниэла Чжана для тысячи лучших сотрудников, где с одной стороны есть мастер-классы от лидеров программы, с другой — приглашенные профессора из MIT, Гарварда и других университетов рассказывают о новых методиках управления. Китайцы их изучают и внедряют у себя лучшее.

Например, мои китайские коллеги в «AliExpress Россия» (участники подобных программ) приверженцы «Теории U» Отто Шармера и организационного модели Роберта Кигана и Лизы Лэйхи авторов известной книги «Культура для каждого. Как стать организацией осознанного развития».

Раскладушки для послеобеденного сна

Конечно, есть. От традиций всё-таки не убежишь 🛌.

На самом деле у китайцев и русских, которые работают в «AliExpress Россия», гораздо больше общего, чем различий. Главные элементы корпоративной культуры в активно развивающемся e-commerce: системы, отношения и практики, которые базируются на ценностях.

В первую очередь это ответственность за результат, решительность и скорость, упорство и вдохновение. Наша основная HR-задача — создать такую среду, где все эти элементы будут находиться в балансе друг с другом и придерживаются основной линии ценностей компании. Не стоит бояться работы в многонациональных командах, ведь именно компании, в которых смешано больше всего культур, национальных особенностей и опыта, становятся самыми успешными.

{ "author_name": "Aliexpress Россия", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 16, "likes": 10, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "aliexpress", "id": 101785, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 23 Jan 2020 10:55:50 +0300", "is_special": false }
0
16 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

Автору нужно статьи про Северную Корею писать. Хорошо получается. Волчий менеджмент али уже хорошо описан как и все минусы азиатских корпораций в принципе. Здесь их очень мягко обошли)

Ответить
7

Судя по тексту статьи автор еще работает в компании, так что про менеджмент либо хорошо либо никак )))

Ответить
2

Привет! AliExpress сейчас – это новая компания, которую создали вместе с российскими инвесторами в октябре прошлого года. И менеджмент у компании наполовину российский, наполовину китайский, кстати. Но и про китайский менеджмент я бы так говорить не стала – сама работаю здесь (признаю, правда, только три месяца, но пока волков не заметила!)

Ответить
2

пока волков не заметила

 Ну это до первой проблемы

Ответить
0

Буду держать в курсе)

Ответить
0

Похоже на отзыв с алиэкспресса.

Ответить
4

"Обсуждения в общих чатах сопровождаются огромным количеством смайликов" - полный ахтунг.

Ответить
1

если не перегибать то всё норм. очень помогает доносить мысли

Ответить
1

Хоспади, лучше бы вы не писали, что у вас люди работают по 12 часов 6 дней в неделю и не дай бог, вы вашему начальнику смайлик в чате не поставите, коммунистическая партия Китая вас расстреляет. А про Корп культуру мейлру и ее отсутствие давно наслышаны. Адская химера получилась, короче)

Ответить
0

Я, кстати, 5 лет проработала в Mail.ru Group и нигде не видела лучшей корпоративной культуры, хотя работала в разных компаниях: и международных, и российских. А на ваш взгляд где лучшая корпоративная культура?

Ответить
0

Конечно не видели. Более или менее нормальная корпоративная культура в Яндексе. 

Ответить
–1

Рекомендую воздержаться от обучения до изобретения вакцины. 

Ответить

Прямой эфир