Накрутка поведенческих факторов?

Расследование аномальных явлений в счётчиках Яндекс Метрики и Гугл Аналитики. Требуется ваше мнение, дамы и господа.

​Резкий рост процента отказов
​Резкий рост процента отказов

Неделю назад ко мне обратилась владелица многопрофильной клиники с просьбой оценить результаты работы крупного диджитал-агентства, которое занималось SEO-продвижением сайта в течение года, и директолога, который занимался контекстной рекламой.

Пару дней у меня ушло на получение доступов к счётчикам и кабинетам вебмастеров. Оказалось, что у агентства был доступ только к своему счётчику Яндекс.Метрики, счётчик Гугл Аналитики и кабинеты Вебмастеров им для работы были не нужны.

Два счётчика Яндекс Метрики

Посмотрев сайт в режиме проверки целей, я обнаружил два счётчика Яндекс Метрики на сайте.

Два счётчика Яндекс Метрики на одной сайте​
Два счётчика Яндекс Метрики на одной сайте​

Как оказалось, агентство не знало о существовании второго счётчика и никогда не использовало режим проверки целей.

Для взаимопонимания введём термины:

  • 1-й счётчик - счётчик Яндекс Метрики, о котором агентство не знало и не настраивало;
  • 2-й счётчик - счётчик Яндекс Метрики, который установило и настроило агентство.

Сравним показания счётчиков по посетителям за один год:

​Показания двух счётчиков на одном сайте
​Показания двух счётчиков на одном сайте

Видим, что показания счётчиков не совпадают, и с марта на апрель наблюдается резкий скачок на 1-м счётчике. В марте агентство начало активную работу.

Рост процента отказов

Такие же резкие изменения с марта на апрель произошли в показателе отказов:

​Показатели отказов двух счётчиков
​Показатели отказов двух счётчиков

Проверил настройки счётчиков:

  • Оба счётчика получают данные только с нужного домена;
  • Оба счётчика установлены на всех страницах сайта;
  • 1-й счётчик установлен через Google Tag Manager, 2-й - вставлен непосредственно в код сайта.
  • Во 2-м счётчике настроена фильтрация по IP-адресам и целым интервалам IP-адресов.

При этом некоторые интервалы заданы не так, как указано в справке Яндекс Метрики, что со слов Данилы из поддержки Метрики неправильно:

Письмо из техподдержки Яндекс Метрики​
Письмо из техподдержки Яндекс Метрики​

Как интерпретируется некорректная запись 77.XX.XXX.82—93 он так и не ответил (вместо XX в реальности записаны цифры).

Аномалии Google Ads

Если разбить всех посетителей по источникам, и добавить данные счётчика Google Analytics, то получается интересная картина:

Что мы видим:

  • Органический трафик совпадает, но Google считает по-другому.
  • Трафик с Яндекс Директ совпадает во всех трёх счётчиках.
  • Трафик с Google Ads на 1-м счётчике зашкаливает. При этом данные 2-го счётчика, Google Analytics и отчёта Google Ads совпадают (при этом Analytics не был синхронизирован с Ads).

Поскольку Google Ads точно знает, сколько было рекламных переходов, то получается, что 1-й счётчик зарегистрировал переходы с ненастоящими UTM-метками рекламной системы Google Ads.

Отказы в Google Analytics

Рост процента отказов в счётике Google Analytics
Рост процента отказов в счётике Google Analytics

В счётчике Google Analytics процент отказов тоже резко вырос, но вырос он с марта на апрель, а с сентября на октябрь. При этом всплеска посетителей, как вы видите, нет.

Сравниваем данные с 3-х счётчиков

Сравним данные по посетителям с 3-х счётчиков:

Данные по посетителям с 3-х счётчиков​
Данные по посетителям с 3-х счётчиков​

Получается, что 2-й счётчик и Google Analytics общий трафик считают одинаково.

Сравним показатели отказов с 3-х счётчиков:

​Данные по отказам с 3-х счётчиков
​Данные по отказам с 3-х счётчиков

Видим, что в августе что-то произошло, и данные по отказам с 1-го счётчика и счётчика Google Analytics через некоторое время сравнялись.

Изменились, скорее всего, алгоритмы Аналитики, поскольку настройки никто не трогал. Ну или алгоритмы накрутки, если таковые всё-таки были.

Что говорит агентство?

Сначала агентство говорило, что счётчики настроены неправильно.

Потом они говорили, что 1-й счётчик грузится быстрее, т.к. встречается раньше в коде сайта. Аргумент, что оба счётчика грузятся асинхронно (браузер не ждёт загрузку одного скрипта, чтобы продолжить работу), прокомментирован не был.

Потом они говорили, что IP-адреса, с которых приходят "отказники" не входят в их настроенные фильтры. По данным Яндекс Метрики так и есть, если не учитывать некорректную настройку интервалов IP-адресов.

Данные Метрики по IP-адресам посетителей, пришедших с UTM-меткой Google Ads:

IP-адреса из Яндекс Метрики​
IP-адреса из Яндекс Метрики​

Некорректно настроенные фильтры:

​Неправильно настроенные фильтры в Яндекс Метрике
​Неправильно настроенные фильтры в Яндекс Метрике

Данил сказал, что нужно интервалы задавать одним из следующих способов:

  • 77.XX.XXX.82—77.XX.XXX.93
  • 77.XX.XXX.82/93

А теперь, вдруг, "отказники" пропали:

После разбора полётов процент отказов начал падать
После разбора полётов процент отказов начал падать

Сегодняшняя позиция агентства — это не мы, это ваш директолог что-то мутит.

Промежуточные итоги

  • Как только диджитал-агентство по SEO и директолог начали работу, резко увеличилась посещаемость на "скрытом" счётчике Метрики и так же резко выросли отказы до 80%.
  • Google Analytics зафиксировал всплеск отказов до 60% через 5 месяцев работы. При этом всплеска по посещаемости не было.
  • Агентство, судя по информации техподдержки Яндекс Метрики, некорректно настроило свой счётчик, на котором никаких всплесков нет.
  • Всплеск вызван переходами с UTM-метками Google Ads. При этом эти метки не принадлежат реальным рекламным кампаниям Google Ads.
  • Как только агентство и директолог узнали о существовании первого счётчика, отказы и посещаемость по первому счётчику поползли вниз.

Я уверен, что здесь что-то нечисто. SEO-агентство реально вывело на первую страницу сайт по некоторым целевым запросам. Но субъективно сайт просто ужасен: переспамленные махровые SEO-тексты, картинки из фотостоков, страницы по 20+ Мб.

Я думаю, что это накрутка поведенческих факторов. Накрутка как-то связана с UTM-метками Google Ads. Целых 5 месяцев накрутчикам удавалось скрываться от Google Analytics.

Что говорит Яндекс

Собрав материалы, я отправил их Елене Першиной — медийное лицо Мастерской Яндекса. Елена отправила меня в саппорт. Саппорт ответил в своём армейском духе:

Ответ техподдержки Яндекса​
Ответ техподдержки Яндекса​

Так что, если кто-то со стороны Яндекса может помочь завершить расследование — мы всем vc.ru будем только рады!

А что думаете вы? Может, это моя паранойя? Может, это директолог что-то мутит? Или какой-нибудь веб-сервис сканирует сайт?

Что это за аномалия?
Диджитал-агентство по SEO что-то мутит
Директолог что-то мутит
Это какие-то роботы сканируют сайт
Это нормально
Не знаю
9 комментариев

Ждал эпичного финала с линчеванием виновных, а тут такой облом.. 

5
Ответить

Воды на лонгрид приличный налил автор, а по делу ничего. Зря потратил время, читая это

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Погодите, я что-то не понял главного.
Трафик, позиции, заявки, лиды, звонки и т.п. - вот это вот всё было в результате работ по SEO и контексту?
Отбивается в плюс?
Если да - то какая разница, что они там крутят?

1
Ответить

Тут скорее показать заказчику "вон те охламоны вас наёпывали, а я пресек это и буду вам верно служить. Давайте подписывать долгосрочку скорее"

Ответить

Со слов владелицы клиники результата в виде новых пациентов нет. Но это проверить трудно: вместо CRM - тетрадка, статистика по заявкам и звонкам не собирается. Сейчас это всё исправляется.
Мой вопрос касается аномальных всплесков. Что это и как можно интерпретировать?

Ответить

А если посмотреть отказы только по сегменту контекстной рекламы? Может быть там и будет ответ директолог или нет?

Ответить