На каких условиях стоит передавать авторские права на курс вебинаров

Добрый день.

Я подготовил курс в формате вебинаров по проектированию и провёл его с 5 группами. Пара месяцев ушли на подготовку, потом с каждым проведенным курсом я дорабатывал программу.

Курс состоит из 8 занятий по 2 часа, предназначен для новичков, содержит практические материалы и подразумевает создание учебного проекта.

Компания, в рамках работы с которой я создал и проводил курс, решила формализовать отношения и предложила заключить договор авторского заказа, в рамках которого мной передаются компании исключительные права за некоторое вознаграждение Подразумевается (но не фиксируется документально), что я продолжу вести этот курс.

Как вы считаете:
  • Сколько может стоить вознаграждение на таких условиях?
  • Принято ли в таких ситуациях говорить о роялти?
  • Если я буду продолжать дорабатывать курс, как определяется степень его соответствия тому курсу, который был передан ранее?

С уважением, Дмитрий.


Отвечает Алексей Полехин, руководитель университета «Нетология»

Привет, Дмитрий!

Автор курса не может просто записать курс и уйти в тень. Обычно он максимально содействует жизни программы: работает со студентами, отвечает на вопросы, актуализирует материалы — уже через полгода программа устаревает.

Информации становится всё больше. В подавляющем большинстве она бесплатна. Любой контент, который вы продаёте, через какое-то время обесценится и уйдёт в народ. Теоретические материалы обесцениваются быстрее. Им сложнее конкурировать с оперативным микроконтентом. Конкуренты маленьких курсов — посты на Facebook от экспертов, видео на Youtube, статьи в блогах и конференции.

Контент — лишь верхушка айсберга. На первый план выходит ценность практической составляющей, когда любого студента в рамках любой программы персонально коучат, помогают с его проектом, консультируют и учат работать руками, а не просто обладать какой-то теоретической информацией.

Поэтому решите: готовы вы содействовать курсу и сопровождать его или нет. Если вы отдаёте курс заказчику, то будьте готовы, что материалы из него будут использовать, в том числе без упоминания автора. В тот момент, когда вы отчуждаете вебинар и передаёте его компании, вы перестаёте быть его хозяином. Больше нет авторской программы, есть программа заказчика. Если в будущем вы захотите прости вебинар на эту же тему, контент придётся переработать.

Самый простой вариант оплаты труда автора — процент дохода с курса или прибыли с набора. Тогда эксперт заинтересован и становится маркетинговым элементом. Обычно сумма зависит от экономики продукта и не превышает 20% от оборота.

По моему мнению, оплата гонораром — более разумный подход. Роялти подразумевает, что вам впоследствии будут доплачивать какие-то деньги, но по факту по этой схеме мало кто работает. Механизм ещё нормально законом не отрегулирован, поэтому гонорар надёжнее.

Всегда есть шанс, что на основе вашей программы заказчик сделает другую, подаст под другим углом и перестанет платить роялти. Многое зависит от отношений с компанией и условий договора.


Чтобы задать свой вопрос читателям или экспертам, заполните форму заявки на странице.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Олег Талапов
>>любого студента в рамках любой программы персонально коучат

Не понимаю, почему дальше-то постеснялись: "хэлпят с его проектом, консалтят и тичат работать руками".

Ответить
Развернуть ветку
Максим Радайкин

Вопрос в принципе адресован менеджеру по управлению ip, ну на крайняк юристу в этой сфере, притом практикующему.

Ответить
Развернуть ветку
Avramov Max

В четвертом абзаце, PR менеджер VC, Дмитрий, решил сменить свой пол и стать женщиной.

"решила формализовать отношения и предложила заключить договор авторского заказа, в рамках которого мной передаются компании исключительные права за некоторое вознаграждение"

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Fedorov

»» Компания, в рамках работы с которой я создал и проводил курс, решила формализовать

Вы просто невнимательно читаете.

Ответить
Развернуть ветку
Avramov Max

Эх, придется все же очки покупать...

Спасибо за верное замечание.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Радайкин

Ответ слишком спорный.

Отношения автора и заказчика регулируются договором и положениями 4й части ГК РФ.
Если автор не давал согласия на обезличивание контента - не указание его в качестве автора будет грубым нарушением его авторским прав и отличным поводом на обращение в суд за компенсацией.

Чтобы понять какой совет давать, нужно сначала точно узнать содержание предварительных договоренностей.

В моей практике, обычно шло отчуждение авторских прав в полном объеме для упрощения монетизации контента (единовременный платеж), затем уже выстраивались договоренности касательно доработок и прочего.

Роялти и прочие формы лицензий не особо актуальны, ибо просчитать объемы монетизации не возможно.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Радайкин

Если четких предварительных договоренностей нет, то лучше здраво оценить свои трудо затраты, ценность продукта и платежеспособность клиента, и выставить твердую цену за отчуждение прав без права переработки и с обязательным указанием авторства ( ну и как бонус право на личное не коммерческое использование).

Когда будет нужна очередная доработка выставить цену исходя из того насколько вырос в цене IP и насколько заинтересован приобретатель, тогда можно смело увеличивать прайс за трудозатраты на 2.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда