Никакой удаленки, только офис – как мы будем всех контролировать?
К 2028 году 73% всех отделов будут иметь удаленных сотрудников
С 2010 года количество людей, работающих удаленно хотя бы раз в неделю, выросло на 400%99% людей хотят работать удаленно хотя бы один день в неделю до выхода на пенсию
Но почему тогда офисы?
За год работы в проджект-менеджменте и HR-команде у меня уже дергается глаз, когда я слышу фразу: "Никакой удаленки, только офис". Почему же многие компании до сих пор не готовы предоставить сотрудникам возможность работать удаленно, предлагая вместо этого различные "плюшки" для работы в офисе? Давайте разберемся, откуда взялась удаленка и почему к ней до сих пор относятся скептически.
Почему работодатели все еще боятся отпускать сотрудников из офиса?
В марте 2020 года компании массово перешли на удаленку из-за пандемии. Раньше многие сомневались в таком формате, но Но обстоятельства заставили всех адаптироваться, и, к удивлению многих, сотрудники начали использовать свое время более эффективно – Стэнфордский университет выяснил, что удаленные работники на 13% более продуктивны
После пандемии работодатели начали звать всех в офис, но сотрудники уже привыкли к удаленке. У работодателей возникли вопросы:
- Как убедиться, что сотрудники действительно работают, а не отвлекаются?
- А как эффективно управлять командой на расстоянии?
- Как мне давать ему данные и не бояться, что их сольют?
- Мне нужен ответ от него в моменте, а тут мне ещё и ждать когда он ответит, а вдруг не ответит?
Вместо поиска решений многие настаивают на работе в офисе. но если рынок адаптировался, пора и работодателям мыслить шире
Более продуктивны ли люди, работающие из дома?
Проблема в том, что "продуктивность" — это неоднозначная метрика. Что это: количество строк кода, среднее время внесения изменений или количество часов, проведенных за компьютером?
Чтобы ответить на вопрос что является метрикой продуктивности в Вашей компании для сотрудников надо четко понимать что вы хотите получить от сотрудника на данной позиции – какая его функция внутри компании? Но для начала нужно понимание вашего продукта в целом
Пример из практики
У нас был кейс, где мы реформировали и выстраивали отдел продаж.
Точка А (исходная ситуация):
- Отдел продаж не выполнял свои обязанности.
- Сотрудники постоянно угрожали увольнением.
- Работа велась на бумажках, без использования современных инструментов.
- Отсутствовала CRM-система.
Точка Б (цель):
- Создать отдел продаж, который мог бы работать без оклада, только на процентах.
- Перевести сотрудников в офис (или сначала на удаленку, а затем в офис).
Собственник был уверен, что сотрудники должны работать в офисе, но на старте мы не понимали, зачем именно офис и почему удаленка невозможна. В процессе работы мы выяснили, что компания не была готова к удаленному формату из-за отсутствия четкого понимания продукта и функционала сотрудников – нахождение в офисе иллюзорная обманка – “ я держу всё под контролем”. Но на самом деле было непонятно, как измерять эффективность.
На старте работы мы:
- Провели интервью с собственником и сотрудниками.
- Уточнили, какие результаты ожидаются от отдела продаж.
- Предложили метрики для KPI, которые можно использовать для достижения конкретных целей:
- Увеличение выручки и объема продаж.Ориентация на прибыльность и маржинальность.Привлечение клиентов и рост клиентской базы.
- Проанализировали текущие процессы и составили функциональную карту с регламентом рабочего дня сотрудника.
- Изучили функционал и предложили инструменты для оптимизации рабочих процессов.
Затем мы перешли к внутренней работе с отделом продаж:
- Определили целевую аудиторию.
- Разработали скрипты продаж.
- Провели диалог с сотрудниками, чтобы понять их потребности и ожидания.
Мы пришли к выводу, что компания не была готова к удаленке, так как не было четкого понимания продукта и задач сотрудников. Эффективность невозможно было измерить без ясных целей и процессов.
Если сотрудник понимает, что от него требуется, и это заложено в его внутреннюю мотивацию и у него есть инструменты как на это повлиять, он будет выполнять свои задачи.
А готова ли моя компания к удаленному формату?
Чтобы определить, готовы ли вы к переходу на удаленный формат или что необходимо настроить для этого, важно учитывать следующие аспекты:
- Четкое понимание продукта и задач сотрудников.
- Наличие KPI и метрик для измерения эффективности.
- Настроенные инструменты для удаленной работы (CRM, трекеры, видеоконференции).
- Процессы для защиты данных и их обмена.
- Отработанные каналы коммуникации (мессенджеры, почта, Slack).
- Регулярные планерки и отчеты для контроля задач.
- Система мотивации, адаптированная для удаленки.
- Механизмы для сбора обратной связи от команды.
- Готовность оперативно вносить изменения в процессы.
Удаленная работа – это не временный тренд, а новая реальность. Вместо того чтобы бояться изменений, стоит использовать их в свою пользу. Современные технологии и грамотное управление позволяют не только сохранить, но и повысить продуктивность сотрудников, где бы они ни находились. Вопрос не в том, как контролировать, а в том, как создать условия для эффективной работы. И если вы готовы мыслить шире, то удаленка станет не проблемой, а вашим конкурентным преимуществом