Аудит vs Налоговая проверка: Кто кого?

В последние годы наметился заметный рост активности Федеральной налоговой службы (ФНС) России в части проведения налоговых проверок. Однако происходит это не столько за счет увеличения численности инспекторов, сколько за счет технологического и аналитического превосходства, которое ведомство наращивает ежегодно. За этим трендом стоят не только глобальные тенденции цифровизации, но и конкретные отечественные разработки - АИС «Налог-4», системы анализа цифрового следа, блокчейн- счета и многие другие инновационные инструменты.

В этой статье мы подробно разберём, в чем коренные отличия между классическим (или инициативным) аудитом и налоговой проверкой, почему ФНС всё чаще обнаруживает налоговые нарушения заблаговременно и как бизнесу защититься упреждающим аудитом. Особое внимание инструментам и методикам, применяемым в обоих случаях, а также оптимальной стратегии компании для снижения налоговых рисков.

1. Суть явления: Аудит и налоговая проверка. Что кого ждет?

Аудит - это независимая проверка финансовой отчетности, бухгалтерских документов и прочих аспектов деятельности организации, целью которой является подтверждение достоверности, полноты и соответствия финансовых данных установленным стандартам. Аудит может быть обязательным (например, для публичных акционерных обществ) или инициативным, который проводится по решению руководства организации для оценки состояния учета, выявления рисков или подготовки к возможным проверкам.

Основные черты аудита:

  • инициируется самой компанией (чаще её руководством или учредителями);
  • проводится независимой сторонней организацией (аудиторской фирмой, имеющей лицензию и штат аттестованных специалистов);
  • цели – контроль достоверности отчетности, снижение рисков, улучшение управленческой эффективности;
  • результат – аудиторское заключение и, при необходимости, перечень рекомендаций по устранению выявленных нарушений.

Налоговая проверка – это форма государственного контроля исполнения налогового законодательства организациями и индивидуальными предпринимателями. В отличие от аудита, инициатором в данном случае является ФНС, а основная цель – выявление и пресечение нарушений налогового законодательства, а также доначисление недоимок, штрафов и пени.

Основные черты налоговой проверки:

  • инициируется налоговым органом (ФНС) в порядке, определенном Налоговым кодексом РФ;
  • проводится представителями государства, обладающими широкими полномочиями вплоть до истребования документов, допроса сотрудников и проведения выездных мероприятий;
  • результат – акт проверки. При необходимости – доначисление налогов, штрафов и пеней, административные или уголовные дела.

2. Почему ФНС всё чаще анализирует цифровой след компании?

Начиная с конца 2010-х годов ФНС России стала одной из главных драйверов цифровизации госсектора. В основу нового подхода легли:

  • автоматизированные информационные системы (АИС), такие как "Налог-4" – мощные аналитические платформы, обрабатывающие многотерабайтные массивы данных о расчетах компаний и физических лиц в режиме близком к реальному времени. Здесь стекаются сведения о счетах, движении средств, налоговой и бухгалтерской отчетности, таможенных операциях, кассовых чеках, выписках из банков и даже данных мобильных операторов;
  • блокчейн-счета и контроль цифровых транзакций – современные способы отслеживания операций, невидимых стандартной банковской системе. Особенно в части криптовалют, аффилированных лиц и сложных схем вывода средств за рубеж;
  • кросс-платформенный мониторинг – интеграция данных из разных источников: электронные площадки, ГИС ГМП, портал госуслуг, СМЭВ, реализация "прозрачного" НДС (сквозной мониторинг счетов-фактур).

Как это работает на практике

Все вышеуказанные системы объединяются в единую аналитическую среду, где для каждой компании формируется своеобразный "цифровой профиль", включающий:

  • степень прозрачности деятельности;
  • типичные показатели выручки, расходов, налоговой нагрузки;
  • структуру расчетов с контрагентами;
  • рисковые операции (дробление, цепочки "обналички", схемы ухода от налогов);
  • карточки директорского состава, бенефициаров, связей и пр.

Если выявлен необычный (аномальный) цифровой след, например резкие скачки оборотов, подозрительные контрагенты, снижение уплаты ключевых налогов по сравнению с отраслевыми средними или даже необычные маршруты передвижения топ-менеджеров, ФНС с большой долей вероятности инициирует камеральную или выездную проверку.

Примеры «триггеров» внимания ФНС:

  • последовательность и однотипность операций с «однодневками»;
  • несоразмерно низкая налоговая нагрузка против сектора;
  • заниженный "цифровой след" (например, расходы на ГСМ по автопарку - 0 руб. за год при наличии машин);
  • недостоверные или массово сменяемые учредители, адреса, типичные для «фирм-однодневок»;
  • отсутствие реальных трудозатрат в электронных документах/отчетности, нестыковка данных «человеческих» факторов;
  • разрывы в цепочках поставок (например, потерянные отгрузки между поставщиком и покупателем).

Почему это выгодно самой ФНС?

Традиционная модель (плотная проверка каждой середнячковой фирмы) малоэффективна в современной экономике, а вот риск-ориентированный анализ позволяет:

  • резко уменьшить долю «случайных» проверок (тем самым снизить нагрузку на добросовестный бизнес);
  • сконцентрироваться только на объектах с реально подозрительными данными;
  • процессуально подготовиться заранее, собрав исправные доказательства еще до выездных мероприятий;
  • в разы повысить показатель доначисления и сбора налогов.

В цифровую эпоху бизнесу уже не удается скрыть проблемные операции под ворохами бумажных документов.

3. Как провести инициативный аудит бухгалтерского и налогового учета «на опережение»

Почему самостоятельная проверка лучше, когда она раньше?

Инициативный аудит – это добровольная, не продиктованная законом проверка учета и отчетности, призванная заблаговременно выявить и устранить уязвимости, которые могут быть выявлены налоговой инспекцией. Главное отличие – он не проводится своими силами. Аудит должен поручаться исключительно независимой (внешней) фирме.

Ключевые аргументы в пользу независимости аудитора:

  • заблаговременное выявление ошибок;
  • повышение качества учёта и отчётности;
  • оптимизация налоговой нагрузки;
  • подготовка к возможной налоговой или контролирующей проверке;
  • защита интересов руководства и собственников;
  • снижение вероятности блокировки счетов и доначислений.

Когда проводить инициативный аудит

  • перед сдачей годовой отчётности и уплатой крупных налогов;
  • перед крупными сделками, реорганизацией, выходом на новые рынки;
  • если в компании сменился собственник или главный бухгалтер;
  • при резком росте оборотов, появлении сложных договоров, подозрительных/«схематозных» операций;
  • после изменений в налоговом или бухгалтерском законодательстве.

Автор

Екатерина Васенкова

  • Высшее образование: с отличием по направлениям - юридическое (гражданско-правовая специализация) и учетно- финансовая (специализация банковское дело)
  • С 2012 года является налоговым консультантом.
  • Опыт работы: более 8 лет в международных аудиторских компаниях
  • Руководитель управленческой и международной отчетности в крупной страховой компании
Начать дискуссию