Что делать если не платят по счету, а работы выполнены?

Личный опыт: работаю ИП в сфере разработки технической документации и проектировании пользовательских интерфейсов. Проекты все про ИТ из разных отраслей: веб-платформы, мобильные приложения, CRM, blockchain.

О клиенте

В сфере сотрудничества как фрилансер и как заказчик повидал разное и, казалось, отличаю адекватные требования от булшита. В общем, никогда такого не было и вот опять:

  • Заказчик: ИТ-компания — подрядчик (назовем «клиент»), которая пытается выиграть тендер на разработку крупного веб-портала (назовем «заказчик»).
  • Форма сотрудничества: договор + NDA.
  • Условия работы: time and material (стоимость оценки часа).
  • Ожидаемый результат: приложение к договору, где описан состав работ и оценочной количество часов на работу (техзадание + макеты интерфейса).
  • Форма оплаты: счёт на оплату работ по факту затраченного времени.
  • Предоплата: да, 15 часов.

Мои действия как исполнителя

За пару дней был разработан драфт ТЗ в соответствии с теми требованиями, которые были у клиента, и макет главной страницы, результаты были продемонстрированы с акцентом на том, что это набросок документа, чтобы двигаться в правильном направлении.

На основании обратной связи док ТЗ был переделан на два отдельных документа. Одна версия одного из документов была отправлена заказчику (автору тендера), после чего я участвовал в общем звонке, где со слов заказчика я понял, что требования мне были переданы в искажённом виде.

По итогу разговора были запрошены срочные правки документа, которые были выполнены и переданы клиенту.

За проделанную работу я выставил счет на оплату 50% заложенных в договоре часов. Ожидаю оплату.

Действия клиента

После отправки документов и информации о выставленном счёте была пауза в общении, ответы с задержкой и явные признаки «слива». После разговора с клиентом мне явно дали понять, что оплаты не будет. Отказ мотивировали тем, что заказчик работы не принял (хотя я явно это не знаю). Комментариев по предоставленным документам и работам не получил.

Что дальше

У меня явное чувство, что меня развели. Клиент — типичный «ИТ- предприниматель», делающий свои проекты за счёт субподряда. Я не против такой схемы, но я за уважение к чужому труду и времени.

Кто может проконсультировать с юридической точки зрения и ответить на вопросы:

  • Что делать после сдачи работ и отсутствия за нее оплаты?
  • Дальнейший порядок работы с клиентом? (Сейчас я отправил на email выполненные результаты работы, счёт на оплату, акт на затраченное время, ссылки на пункты договора и приложения).
  • Посмотреть договор и дать рекомендации насчёт правильного взаимодействия с таким клиентом или клиентами в дальнейшем?
  • Написать стоимость услуг юриста в части работы по взысканию заработанных мною денег?

Конструктивные комментарии дайте, пожалуйста, тут или отправьте, на почту info@businessanalytics.pro.

Напишите также те, кому интересно, как всё разрешится.

Спасибо всем откликнувшимся!

1212
33 комментария

Основная рекомендация - работать только по предоплате. Ну, раз уж ты вляпался в такое занятное мероприятие, как работа с оплатой по факту, то тут рекомендации следующие.

Что делать после сдачи работ и отсутствия за нее оплаты?1. Пытаться связаться с заказчиком только в письменной форме. Почему? Всю переписку через e-mail нужно заверить через нотариуса и она будет иметь юридическую силу. Если тебе звонят и начинают что-то обсуждать, сообщи, чтобы писали на email.
2. В случае, если тебе "дают понять", что оплаты не будет, составляешь досудебную претензию (делается быстро через юриста, стоит недорого) и отправляешь ее на e-mail и обязательно по почте заказным письмом на юр. адрес заказчика. Письмо на почте нужно опечатать и отправить "с уведомлением". Что это значит? Когда получатель получит письмо на почте тебе от почты придет бумажка, что письмо забрали (или не забрали). Данная бумажка является фактом, что заказчик получил (или не получил) досудебную претензию в бумажном виде. Все чеки и бумажки нужно сохранить.
3. Если заказчик проигнорировал досудебную претензию, то берешь нотариально заверенную переписку по e-mail, уведомление от почты о доставке заказного письма, и составляешь с юристом исковое заявление. Относишь заявление вместе со всеми документами в арбитражный суд. Если досудебную претензию ты не отправил, то арбитражный суд откажется принимать исковое заявление.
4. В ходе судебного разбирательства нельзя принимать пассивное участие. Проявляй как можно больше активности, ходи на все заседания, судья должен(на) понять, что ты выполнил свои обязательства по договору и тебе очень обидно, что с тобой так несправедливо поступили. Чем больше предоставишь фактов, тем лучше. Чем больше официальных бумаг с ссылками на сообщения по электронной почте, тем лучше и убедительней. Нужно стараться оперировать только фактами с ссылками на нотариально заверенные документы.
5. Обязательно будь инициатором назначения судебной экспертизы. Что это такое подробно расскажет твой юрист. Коротко: сторонний эксперт сделает официальное заключение, что твоя работа выполнена в полном объеме и в установленный срок. Вопросы, на которые ответит эксперт, будут согласованы заранее на судебном заседании. Экспертиза стоит денег, обычно от 15-20 тыс. руб. Не стоит зажимать эти деньги, ведь в случае выигрыша дела все твои представительские расходы вместе с оплатой за работы оплатит заказчик по исполнительному листу. С экспертизой твои шансы на выигрыш дела возрастают в разы.
6. При положительном исходе дела в твою пользу получаешь в арбитражном суде исполнительный лист на взыскание денег с заказчика и ничего не дожидаясь идешь к  приставам. Так будет намного быстрее, нежели ждать пока суд отправит доки приставам.
7. Может быть так, что ты предоставил все документы, которые играют в твою пользу, но судья принял решение не в твою пользу. В случае проигрыша дела собираешь все документы и отправляешь их с юристом во вторую инстанцию. Вторая инстанция рассмотрит документы от первой инстанции и твои документы. С большой вероятностью отправят дело на пересмотр обратно в первую инстанцию.

Всё вышесказанное применимо только в том случае, если у тебя есть договор с подписью и печатью. Если договор на словах, то сам виноват, никаких денег уже 100% не увидишь.

Забудь, только потеряешь время:
Дальнейший порядок работы с клиентом? (Сейчас я отправил на email выполненные результаты работы, счёт на оплату, акт на затраченное время, ссылки на пункты договора и приложения). Написать стоимость услуг юриста в части работы по взысканию заработанных мною денег?

Посмотреть договор и дать рекомендации насчёт правильного взаимодействия с таким клиентом или клиентами в дальнейшем? К сожалению, как бы хорошо не был составлен договор, это не гарантирует, что тебе заплатят. Договор нужно прорабатывать с юристом. И помнить, что лучше всего работать по 100% предоплате. Тут тоже есть изъян, заказчик может захотеть отжать переведенные тебе деньги обратно без каких-либо оснований, и это не редкость.

Если тебе заказчик предлагает изменить какие-то пункты в договоре, не надо это принимать с закрытыми глазами. Нужно во всё вникать и консультироваться, если что-то не совсем понятно. Из-за разной трактовки терминов у тебя может появится совсем другая ответственность.

Если работа ведется по договору, не нужно долго пытаться решать вопрос о деньгах "по человечески". Действовать нужно в рамках договора. Если ты понимаешь, что тебя хотя слить, сразу отправляй обоснованные и мотивированные претензии.

Ну и с мудаками и дебилами работать не надо, коих сейчас пруд пруди. Отсеивать нужно на первом этапе, но это придет только с опытом. Если стоит вопрос: работать с мудаками или мыть полы в макдональдсе, то выбирай макдональдс поближе к дому.

19

Артем, спасибо. Лучший коммент, который можно было ожидать.

3

Вспомнился анекдот. 
Краткая мораль всех сетевых историй о конфликтах заказчиков и исполнителей:
1. Оказываешь услуги? Всегда бери предоплату. Иначе кинут.
2. Заказываешь услуги? Никогда не давай предоплату. Иначе кинут

А по теме - мне кажется что фин. Затраты, потеря времени и нервов, в большинстве случаев не будут стоить возможной выгоды

1

Попался недавно в подобную ситуацию. От себя могу добавить, только появляется вопрос о переводе денег или принятии работ сразу же пишите претензию первым и разрывайте договор, сэкономите время в любом случае.. А также есть ст.717 ТК РФ, которая обязывает заказчика вернуть исполнителю компенсацию за проделанную работу. Это веская статья, которой можно руководвоствоваться при подобных случаях. А также не говорите лишнего по емайлу. 

Комментарий недоступен

Как вы достали все, научитесь работать! Перед каждым пуком - доп соглос с подписью и печатью!
После каждого действия - акт! Чтоб потом плакаться не бегали.

13

вы троль или эксперт с дивана?