Новые форматы занятости: как ковид и дефицит меняют рынок труда

Новые форматы занятости: как ковид и дефицит меняют рынок труда

Рынок труда всегда отражает изменения, происходящие в обществе и экономике. И сегодня невозможно говорить о них без привязки к ковидным ограничениям. Управляющий директор Авито Работы и Авито Услуг Артем Кумпель в интервью для РБК размышляет, как повлияла пандемия на тренды рынка труда, и как в дальнейшем могут развиваться взаимоотношения его участников.

Меняется структура занятости и поведение людей

— Пандемия в целом изменила наше восприятие мира, и в частности, ускорила инновации на рынке труда, на что без вынужденных ограничений могло бы уйти 5-10 лет. Но этот срок сократился до нескольких месяцев и все мы довольно быстро адаптировались. Россияне трудоспособного возраста освоили новые форматы занятости и получили от этого карьерную и материальную выгоду.

— В первую очередь, все стали по-другому относиться к дистанционной работе. Многие работодатели теперь ищут сотрудников в других регионах, что даёт людям больше возможностей для карьерного роста и более высокий доход. Удалённые специалисты работают не только в IT-сфере или в call-центрах, но и в производственных компаниях, онлайн-школах, строительных организациях, что ещё пять лет назад казалось невозможным.

— На нашей платформе ежемесячно ищут работу около 17 млн человек: от курьеров и продавцов до бухгалтеров и менеджеров. Авито выстраивает экосистему вокруг разнообразных форматов занятости, найма и услуг, поэтому мы видим ситуацию с разных сторон, предлагаем массу возможностей для соискателей и упрощаем процесс подбора персонала для работодателей.

Есть ажиотажный спрос на массовый персонал

— Раньше считалось, что в массовых профессиях приток соискателей бесконечен. Но естественная убыль населения России растёт, число трудовых мигрантов из стран СНГ сокращается, и конкуренция за персонал значительно увеличилась. В борьбе за сотрудников компании привлекают кандидатов и из других регионов, и из смежных отраслей, так, например, нередко происходит в строительстве или e-commerce.

— Чтобы закрыть дефицит кадров, работодатели также повышают зарплаты, расширяют корпоративные бонусные программы. Компании берут на себя затраты на оформление медкнижек и прохождение медосмотров. Сотрудники могут рассчитывать на полис ДМС, включающий стоматологическую помощь, им предоставляют льготные или бесплатные обеды, абонементы в фитнес-залы, организуют транспорт для доставки домой после смен.

Растёт спрос на подработку

— Подработка всё более востребована и среди соискателей, и среди работодателей. Толчком к развитию этого тренда стала опять же пандемия. Компании задумались о сокращении затрат и оптимизации бизнес-процессов, люди — об источнике дополнительного дохода и сохранении или улучшении своего материального положения

— Мы видим достаточно большой рост спроса на подработку и совместно с сервисом part-time исполнителей GigAnt развиваем проект «Авито Подработка». Среди наших клиентов есть много крупных ретейлеров, таких как «ВкусВилл», «Азбука Вкуса», «Пятерочка». Мы помогаем бизнесу найти временных помощников, а исполнителям — подобрать удобное время и место для дополнительного заработка.

Меняется отношение к фрилансу и фрилансерам

— Компании всё охотнее перекладывают часть регулярной работы с штатных сотрудников на фрилансеров. Они могут быть графическими дизайнерами, репетиторами, таксистами и практически любыми другими специалистами. Часто их нанимают для выполнения разовых проектных задач, а впоследствии сотрудничество становится постоянным.

— Самих внештатников тоже привлекают такие взаимоотношения. Ведь для многих трудовой договор уже не является единственным вариантом трудоустройства, потому что меняются и менталитет, и экономика. Однако я не думаю, что самозанятость станет доминирующим форматом. Какая-то часть людей, даже среди зумеров, желает постоянно работать на одном месте.

— Общество привыкает к фрилансу как к нормальному формату занятости и перестаёт считать фрилансеров бездельниками. Их также поддерживают на государственном уровне. И job-платформы оберегают пользователей. Например, на Авито Услугах проводится верификация заказчиков по паспорту, на Авито Работе — проверка благонадёжности работодателя. А в «Авито Подработке × GigAnt» мы страхуем риски клиентов и гарантируем выплату исполнителям.

Современные тренды продолжат развиваться

— Всё новое рождается через то, что изначально задумывалось как временное решение каких-то проблем. Внештатные форматы пришли надолго и будут развиваться, так как люди поняли, что могут зарабатывать на 20-30% больше. А компании нашли возможность закрывать свои пиковые потребности в персонале, оптимизировать загрузку, в том числе на время отпусков и больничных основных сотрудников. Но вряд ли это вытеснит постоянную занятость и в итоге рынок достигнет баланса.

— Также отмечу, что границы между форматами и привычными схемами занятости размываются. Один человек может выступать в разных ролях на рынке труда. Как офисный работник с понедельника по пятницу, как репетитор-фрилансер по выходным и одновременно как заказчик услуг. И мы в Авито видим, как внутри платформы происходит такое взаимодействие.

— И ещё один момент. Соискатели сейчас легче меняют свои подходы к профессии, обращая внимание как на потенциальный заработок, так и на возможность обучаться чему-то новому. Установка «одна профессия на всю жизнь» всё менее актуальна, люди стали избирательнее и диверсифицируют свои навыки. Молодому поколению это даётся проще, но и те, кто относится к возрасту 40+, тоже адаптируются к новшествам и изменениям.

Полный текст интервью доступен по данной ссылке.

11 показ
1.5K1.5K открытий