В 2022 году на Авито вырос интерес к новым отраслям, где появляются новые возможности для роста и развития бизнеса

По итогам 2022 года интерес предпринимателей к поиску объектов для инвестиций в категории готового бизнеса и франшиз на Авито вырос на 16%.

  • Самыми востребованными направлениями в категории готового бизнеса остаются компании торговой сферы и общественного питания: в структуре спроса на платформе суммарно они занимают более 36%. По сравнению с 2021 годом покупкой магазинов и пунктов выдачи заказов интересовались на 6% активнее, а компаниями общественного питания – на 31% чаще;

  • При этом наиболее высокие темпы роста спроса показали компании, специализирующиеся на оказании стоматологических и медицинских услуг (рост спроса на 90% год к году) , объекты туристической инфраструктуры (+84% к 2021 году) , а также предприятия индустрии красоты (рост спроса на 71% к 2021 году) ;

  • По итогам 2022 года интерес к покупке франшизы на платформе вырос на 10% по сравнению с годом ранее. Самыми популярными направлениями для развития франшизы стали стоматология и медицина (рост спроса в 8,8 раз) , предприятия общественного питания (+85%) и туристические объекты (+75%) ;

  • В ТОП-5 городов с наибольшим ростом спроса на покупку готовых компаний и франшиз вошли Владивосток (+46%) , Сочи (+34%) , Москва (+31%) , Ростов-на-Дону (+25%) и Краснодар (+23%) .

«Ежемесячно объявления в категории »Готовый бизнес и франчайзинг” на Авито просматривают более 3 млн уникальных пользователей, и их число постоянно растет. Около 77% из них – опытные предприниматели, которые официально занимаются бизнесом или его развитием. Это значит, что порядка 40% компаний сегмента МСП находится в постоянном поиске новых возможностей и направлений для развития через Авито. Рост спроса на готовый бизнес в 2022 году был обусловлен сразу несколькими факторами. С одной стороны, сформировался новый класс инвесторов, которые ранее работали в крупных компаниях и сейчас готовы рассматривать покупку и развитие собственного бизнеса с целью диверсификации доходов. С другой, выросла привлекательность вложений в готовый бизнес со стороны профессиональных инвесторов, которые в приобретении компаний видят новый инструмент инвестирования, либо же инвестируют в отрасли, где сейчас прогнозируется быстрый рост бизнеса. Так, стабильным остается спрос на компании, связанные с развитием интернет-каналов продаж и дальнейшим проникновением онлайн-торговли в регионы. При этом в отраслях, где сейчас появляются новые возможности для развития бизнеса, как, например, медицинская сфера, туристическая отрасль и автобизнес, спрос растет более высокими темпами. Перспективной остается тема франшиз: по итогам 2022 года спрос вырос на 10%, и интерес к их покупке будет набирать обороты за счет развития отечественных франшиз, которые сейчас заняли ниши, где ранее доминировал иностранный бизнес”.

Илья Дудковский, руководитель макрокатегорий “Готовый бизнес и франчайзинг”

Готовый бизнес

В 2022 году на Авито вырос интерес к новым отраслям, где появляются новые возможности для роста и развития бизнеса

Самой востребованной категорией при выборе готового бизнеса на Авито в России стали магазины и пункты выдачи, по итогам 2022 года спрос на предприятия в этой сфере вырос на 6% по сравнению с 2021 годом. Наиболее быстрорастущим спрос на такой бизнес оказался в Челябинске, Москве и Сочи – магазины и ПВЗ в этих городах искали на 38%, 30% и 20% чаще соответственно.

Спрос на интернет-магазины (включая магазины на маркетплейсах) вырос на 54% за год, что связано с активным развитием онлайн-каналов продаж, которое наблюдается в последние годы. Наибольший интерес такой бизнес вызвал у предпринимателей Астрахани и Улан-Удэ – здесь его рассматривали к приобретению в 2,5 раза и в 2,1 раза чаще соответственно. В 2022 году средняя стоимость готового интернет-магазина на Авито в России составила 100 000 рублей, с прошлого года цена не изменилась.

Спрос на компании общественного питания за год вырос на 31%. Наибольший интерес бизнес в сфере общепита вызвал у предпринимателей Владивостока и Калининграда – здесь его рассматривали к приобретению на 95% и 82% чаще соответственно. В 2022 году средняя стоимость заведения общепита на Авито в России составила 390 000 рублей, на 47% ниже, чем в 2021 году.

Компаниями в сфере красоты в 2022 году интересовались на 71% больше пользователей Авито, что обусловлено относительной простотой бизнес-процессов, широким выбором доступных предложений, а также наличием фактически готовой инфраструктуры. Чаще всего покупку салонов красоты и косметологических центров рассматривали в Ульяновске и Саратове – спрос в этих городах вырос в 2,5 раза и в 2,3 раза соответственно.

О покупке автомастерских и сервисных центров для автомобилей российские предприниматели задумывались на 43% чаще в 2022 году. Ключевым фактором роста спроса стало сокращение запасов комплектующих на складах официальных дилеров и автопроизводителей, что делает обслуживание автомобилей перспективным направлением для вложения капитала с быстрой окупаемостью. Автобизнесы оказались в 2,5 раза более востребованными в Новокузнецке, а в Сочи – в 2,3 раза. В 2022 году покупка автобизнеса на Авито в России обходилась в среднем в 750 000 рублей (-50%) .

Также россияне активно искали туристические и строительные компании – по сравнению с 2021 годом спрос на них вырос на 84% и 4% соответственно. Чаще всего покупку турфирм рассматривали в Хабаровске (рост спроса в 15 раз) и Новокузнецке (рост спроса в 10 раз) , а строительных предприятий – в Астрахани (рост спроса в четыре раза) и Ульяновске (рост спроса в 2,5 раза) . В 2022 году средняя стоимость туристического бизнеса на Авито в России составила 6,9 млн рублей (+6%) , а строительных компаний – 300 000 рублей (-25%) .

Спрос на стоматологические и медицинские компании вырос на 90% за год. Их популярность в 2022 году была обусловлена активным расширением программ ДМС в регионах. Наибольший интерес такой бизнес вызвал у предпринимателей Рязани и Уфе – здесь его рассматривали к приобретению в 6,5 раз и 5,4 раз чаще соответственно. Приобрести медицинское учреждение на платформе в России можно в среднем за 1,8 млн рублей, на 13% дороже, чем в прошлом году.

Спрос на производственные и сельскохозяйственные отрасли растет несколько иными темпами в связи с тем, что такие сферы требуют от инвесторов специфических знаний. В то же время они интересны, так как позволяют зайти в ниши, которые раньше занимал иностранный бизнес. Кроме того, в отличие от сфер туризма, медицины и автобизнеса, в данных отраслях присутствует более высокая база. Так, предприниматели искали производства на 3% чаще по сравнению с 2021 годом. Самый яркий рост спроса на заводы зафиксирован во Владивостоке – такие предприятия стали востребованее на 90% по итогам года. Кроме того, активно рассматривали к приобретению производственный бизнес в Новокузнецке (+50%) и Улан-Удэ (+49%) . Вырос спрос и на сельскохозяйственные компании – их искали на 24% чаще по сравнению с 2021 годом. Сельскохозяйственный бизнес стал наиболее привлекательным для предпринимателей из Хабаровска (рост спроса в 12 раз) .

“В 2022 году на Авито значительно вырос интерес к бизнесу в новых отраслях. Мы видим, что лидирующие позиции как в спросе, так и в предложении заняли ПВЗ. Потенциал роста этого бизнеса в перспективе следующих нескольких лет связан с популярностью электронной коммерции и ростом количества онлайн-заказов, поэтому сейчас он наиболее привлекателен для инвесторов. Растущий интерес к инвестированию в гостиничный бизнес можно объяснить несколькими факторами. В первую очередь, объективные ограничения на зарубежные поездки, которые усиливаются в последние два года, сформировали спрос на варианты отдыха внутри страны. Кроме того, развитие госпрограмм по поддержке внутреннего туризма, в частности, программы туристического кэшбэка, а с этого года – и программы субсидирования пассажирских перевозок, стимулировали интерес к альтернативным видам отдыха – отдых на природе, экотуризм или оздоровительные и спа-программы. На этом фоне не менее важным фактором остается совокупность капиталоемкости и трудозатрат постройки такого объекта с нуля. В случае с автобизнесом ключевыми факторами роста спроса стали изменение структуры рынка и сокращение запасов комплектующих на складах производителей и официальных дилеров, что делает обслуживание автомобилей перспективным направлением для вложения капитала с быстрой окупаемостью”.

Илья Дудковский, руководитель макрокатегорий “Готовый бизнес и франчайзинг”

Самые востребованные франшизы

В 2022 году на Авито вырос интерес к новым отраслям, где появляются новые возможности для роста и развития бизнеса

В 2022 году эксперты Авито зафиксировали растущий интерес инвесторов к покупке франшиз – по сравнению с 2021 годом спрос на франшизы на платформе в России увеличился на 10%. В связи с растущей популярностью франчайзинга средняя стоимость паушального взноса увеличилась на 18% с прошлого года и составила 295 000 рублей.

С уходом иностранных франчайзи этот сегмент открыт для российских компаний. Так, наиболее активно растет спрос на франшизы в таких отраслях, как стоматология и медицина (рост спроса в 8,8 раз) , общественное питание (+85%) и туризм (+75%) . Приобрести франшизы таких бизнесов на платформе в России можно в среднем за 700 000 рублей, 340 000 рублей и 490 000 рублей соответственно.

«В текущих рыночных условиях, когда эффективность привычных инструментов инвестирования становится менее предсказуемой, как никогда актуальным становится поиск новых возможностей. На этом фоне мы видим растущий спрос на покупку франшиз или объектов готового бизнеса. Выбирая между приобретением готового бизнеса и франшизы, менее опытные предприниматели могут оказаться не всегда готовы к рискам, которые связаны с управлением бизнесом предыдущими владельцами, и предпочесть начать самостоятельно дело "под крылом» уже известного франчайзера. Дополнительным преимуществом покупки франшизы является доступ к уже популярному и раскрученному мастер-бренду с лояльной аудиторией, готовым пулом поставщиков и отработанными бизнес-процессами, которые можно быстро и легко тиражировать”.

Илья Дудковский, руководитель макрокатегорий “Готовый бизнес и франчайзинг”
11