Как устроить работу между дизайнером и продактом, чтобы не рисовать концепты в стол

Привет! На связи Алексей Архипов, тимлид дизайнеров, и Наташа Юматова, руководитель продукта. Каждый из нас уже больше 15 лет работает в продуктовых командах, и примерно половину из них — в Авито. Хотим рассказать, как мы устроили работу, чтобы команда брала дизайн-концепты в работу, а не откладывала в долгий ящик.

Со стороны всё может показаться просто: берём долгосрочное продуктовое видение, готовим на его основе дизайн и выкладываем. Но по нашему опыту для результативной работы не хватает ещё пары компонентов:

Для полной картины между тремя этапами должна быть <b>результативная работа</b> в креативной паре и отлаженные <b>процессы внедрения</b>
Для полной картины между тремя этапами должна быть результативная работа в креативной паре и отлаженные процессы внедрения

Добавляем дизайн-концепт в продуктовое видение

Продуктовый вижн — это описание целевого состояния продукта. Оно даёт представление о нашей аудитории, её запросах и потребностях, о конкурентных преимуществах продукта и о том, почему мы считаем работу с этими сегментами пользователей перспективной для бизнеса. Обычно продакт готовит текстовое описание с ответами на эти вопросы.

Мы решили дополнять это текстовое описание дизайн-концептом — макетами для всех ключевых сценариев. Причём обычно это макеты нескольких этапов развития продукта, пошаговый переход от простого к сложному — чуть ниже вернёмся к этому и покажем на примерах.

Появление дизайн-концепта в описании продукта даёт преимущества:

  • Так удобнее работать с командой и заинтересованными лицами: большинству людей проще представить образ результата, когда они видят интерфейсы.
  • Так все одинаково понимают, куда мы идём и каким будет следующий шаг. Это помогает расставлять приоритеты и быстрее развивать продукт.

Вот ключевые этапы, которые надо пройти, чтобы получить проработанный продуктовый вижн и дизайн-концепт:

👉 Изучить аудиторию и потребности. Это набор аргументов для защиты решения и дизайна перед бизнесом и коллегами: исследование рынка, анализ конкурентов и обратной связи пользователей.

👉 Провести дизайн-спринт. Советуем привлечь к первому мозговому штурму и спринту всех, кто работает над продуктом в вашей компании. То есть не только дизайнеров, но и UX-исследователей, инженеров, редакторов, маркетологов. Это поможет сформировать общую картину мира и дополнить ваше видение разной экспертизой.

👉 Собрать описание и макеты — подготовить продуктовое видение и дизайн-концепты. Cоветуем показывать черновики коллегам и собирать обратную связь.

💡 Проработайте промежуточные шаги к долгосрочному видению

Тогда итоговый вариант не будет выглядеть как недостижимая цель, а команде будет проще двигаться итерациями, ведь каждый следующий шаг уже известен. Пример есть на картинке ниже — это наше видение эволюции профессионального профиля на Авито ↓

Первый экран слева — текущий вид профиля, а следующие два — несколько шагов вперёд, наши планы по развитию
Первый экран слева — текущий вид профиля, а следующие два — несколько шагов вперёд, наши планы по развитию

Научились работать в креативной паре как дизайнер и продакт

Формирование креативной пары — тяжёлый труд, в том числе над собой. Нужно научиться слышать друг друга, глубже погружаться в продукт, собирать больше данных для аргументации и предвосхищать вопросы. Плюс такого подхода — детальное описание образа результата, которое упростит работу.

Вот важные особенности нашей работы в паре:

👉 Дизайнер и продакт — равноправные участники процесса. Дизайнер не является заложником чужих решений и полноценно отвечает за то, что делает, берёт на себя роль визионера.

👉 Дизайнер и продакт не боятся спорить. В этом нет ничего страшного: в конфликте у обеих сторон активизируется креативное мышление, рождаются интересные решения, полезные инсайты. Главное — не постесняться вовремя рассказать о рисках, которые вы видите. У нас действует правило «не сказал — продолбал».

Ещё одно правило: мы всегда ищем аргументы в пользу своего мнения — одной фразы «не-а, мне это не нравится» не хватит. У нас есть стадии обсуждений, когда мы принимаем её в качестве обратной связи, но затем всё равно убираем эмоции и добавляем факты. Иногда привлекаем коллег, чтобы они помогли превратить мнение в аргумент.

Например, однажды мы не сошлись во мнениях, когда обсуждали запуск рейтингов и отзывов на Авито. Наташа хотела перестраховаться: сначала запуститься на небольшой город и раскатываться постепенно. Лёша предлагал быть агрессивнее и провести запуск сразу в большом регионе.

Мы перестраховались и запустились в Тынде — это город на 28 тысяч человек в Амурской области. За две недели мы получили всего один отзыв, так что извлекли урок и впредь стараемся не перестраховываться так сильно.

💡 Как сэкономить время на споры

Старайтесь оперировать не мнениями, а гипотезами на проверку — используете любые подходящие способы для быстрых тестов. Например, мы так и сделали, когда выбирали визуальное решение для рейтингов и отзывов ↓

Крайний экран слева — это вариант, который понравился продакту, справа — дизайнеру. В тесте победил третий вариант, посередине :)
Крайний экран слева — это вариант, который понравился продакту, справа — дизайнеру. В тесте победил третий вариант, посередине :)

Сохраняем интерес команды во время внедрения дизайна

Когда у нас уже есть видение продукта мечты, которое принято и одобрено, самое важное — поддерживать огонь в глазах продуктовой команды. Иначе рутина быстро затягивает, растёт риск переключиться на текущие задачи и потерять фокус на продукте мечты.

Вот приёмы, которые помогают нам поддерживать интерес команды:

👉 Выбираем дизайнера-драйвера проекта, в нашем случае это Лёша. Его задача — искать способы двигаться к продукту мечты в рамках текущих задач. Главная фраза дизайнера-драйвера: «давайте сделаем хорошо и станем ближе к дизайн-концепту мечты, ведь всё равно будем трогать этот кусок продукта».

Также можно договориться с командой, что мы регулярно выделяем 5–15% ресурса на доработки и технический долг. Выше мы уже рассказывали, что готовим промежуточные шаги в дизайн-концепте. При таком подходе они играют ключевую роль: у вас под рукой всегда будут готовые макеты, которые можно брать в работу.

👉 Стараемся связать движение к концепту мечты с целями — на спринт, квартал и год. Например, через метрики по улучшению пользовательского опыта или улучшение конверсий. Главное — обращайтесь к дизайн-концепту при постановке целей, чтобы он был ориентиром в работе.

Ещё важно поддерживать продуктовый вижн и дизайн-концепт актуальными. Если на рынке происходят изменения, которые влияют на представление о целевой аудитории или её потребностях, адаптируйте продуктовый вижн и дизайн-концепт и расскажите об этом команде.

👉 Сразу думаем о масштабируемости решений. Стараемся делать единые подходы, компоненты и визуализацию — так удобнее для пользователей и для команды. Это особенно важно, если ваш продукт пронизывает много сценариев, и внесение правок в каждый парализует работу всей команды на недели. Работа с компонентами позволяет избежать таких ситуаций и упрощает решение рутинных задач.

Эти приёмы позволяют нам реализовывать дизайн-концепты мечты, а ещё — быстро реагировать на изменения.

Например, недавно у одного магазина приложений появилось новое условие — у всех пользователей должна быть возможность оставить жалобу на любой UGC-контент. На Авито пожаловаться на отзыв мог только продавец, который его получил, но не каждый пользователь. Из-за этого нам заблокировали раскатку приложения в сторе.

Мы решили проблему за два часа, причём с бэкенда. Нужные экшены уже были заложены в рамках нашего дизайн-концепта и компонентов, просто пока не доехали до прода, потому что в нашем видении возникали чуть позже.

<p>Добавили всем пользователям Авито возможность жаловаться на отзывы за два часа на бэкенде </p>

Добавили всем пользователям Авито возможность жаловаться на отзывы за два часа на бэкенде

Подытожим: как мы устроили работу, чтобы не рисовать концепты в стол

Добавляем дизайн-концепты в продуктовое видение — так в текстовом описании появляются макеты. Это облегчает работу: когда видно интерфейс, проще представить образ результата.

Мы делаем дизайн-концепт не только для долгосрочного видения, но и для промежуточных состояний. Так все понимают, каким будет следующий шаг, а продукт мечты не кажется недостижимой целью.

Работаем в креативной паре, где продакт и дизайнер — равноправные участники процесса и не боятся спорить.

Спорить нестрашно: мы готовим хорошие аргументы и не стесняемся говорить о рисках, чтобы потом не было «а я же говорил!». Чтобы не тратить на споры слишком много времени, превращаем мнения в гипотезы и проводим тесты.

Поддерживаем интерес команды во время внедрения дизайна. Тимлид дизайнеров всегда думает о том, как вклинить движение к видению мечты и доработки в текущие задачи.

Все стараются закладывать это движение в цели на спринт, квартал и год — иначе есть риск погрязнуть в рутине и потерять фокус.

1717