{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Красные флаги – как понять, что пора валить с проекта

В бизнесе или на свидании в кофейне – люди везде пытаются казаться лучше, чем они есть. И если дейтинг приучил свайпать при первом же «не нравится», то в работе мы обычно даем шансы – ведь идеалов же не бывает… Хотя есть аж 4 красных флага, увидев которые нужно срочно, СРОЧНО ВАЛИТЬ!

На связи Тихон Вечерский, маркетолог журнала Awake.

Disclaimer: в материале я делюсь историями из своей практики, собственными наблюдениями и решениями. Статья будет полезна подрядчикам и фрилансерам – людям вне штата, кому проще выйти из рабочих отношений. Бизнес и простые советские работяги – читайте на свой страх и риск!

Нет адекватной структуры управления

Однажды я подрядился работать на компанию руководителем отдела маркетинга. Да, на словах это звучало так – по факту же, никакого отдела маркетинга в компании не было, он испарился с уходом предыдущего маркетолога. Меня и партнера привлекли взамен, чтобы залатать эту пробоину и организовать работу – но получается, что для всей команды мы продолжали оставаться подрядчиками.

Например, служба безопасности тормозила наши запросы, раз за разом долго выясняла, можем ли мы приходить за определенными данными. И даже когда руководство вносило ясность, что мы тоже руководители, что мы имеем доступы – на нас продолжали смотреть косо.

На том же проекте мы 1,5 месяца собирали по крупицам так называемые «дела», которые, будь все адекватно и нормально, нам должны были передать в начале сотрудничества. Сами подумайте: как вы будете достигать целей и результатов, для которых вас пригласили, если для этого не подготовлено все необходимое? Да еще и на самостоятельную подготовку не дают времени.

Другой пример, из классики. Вы устраиваетесь в современный модный стартап, где красивый коворкинг и, так называемая, «горизонтальная структура управления» – когда нет вертикали власти, а все руководят всеми, в зависимости от задач. Казалось бы, звучит круто – и ведь программисты же как-то придумали такую систему, значит она эффективна?

Но есть проблема, тот самый камень преткновения, о который разбивались как мизинчики, так и целые цивилизации – человеческий фактор.

Если в компании не все гладко с адекватным управлением, то его горизонтальность неизбежно будет приводить к ситуациям, когда вы придете к человеку с задачей, а он в ответ обидится, унизится или просто пошлет вас.

Вы скажете: но ведь это норма, в том смысле, что да, это баг, и он легко фиксится – достаточно прийти к руководству и потребовать урегулировать вопрос. Однако такие горизонтальные структуры, по моему опыту, для того и применяют, чтобы сотрудники сами между собой все решали.

Когда «старшие» не определены, железный трон занимает самая грозная горилла – имейте это в виду.

Является ли это прямым сигналом, что прямо сейчас следует покинуть компанию, что дальше в ней у вас не будет будущего? Нет. Но это точно красный флаг, который не стоит игнорировать. Скажу даже так: нужно отдавать себе отчет, что дальше будет так же. Если для вас это стресс и напряг – то меньше его не станет, придется научиться страдать.

Нездоровая коммуникация

Одна из постоянных задач подрядчика – вести коммуникацию. Провести весь день на созвонах и в переписках – самый популярный лот в алко-бинго маркетолога. И как будто бы для многих очевидно, что если каждый день вас кроют трехэтажным, то это как минимум не норма, а вообще – явный признак, что сотрудничество пора сворачивать. Но вот вопрос: а если мата нет?

Когда всей командой пытаетесь понять: уже пора валить или еще нет

Где грань между адекватной нормой и запредельным нарушением ваших границ? Как понять, что уже нужно перестать терпеть?

Сначала дам бесячий, прямо-таки мерзкий ответ, который меня самого каждый раз раздражает: решать только вам. Простите, но это правда. Я знаю реальные примеры компаний, где люди общаются только матом, как в армии – и ничего, все чувствуют себя прекрасно, безопасно и довольно. И знаю обратные примеры – где я сам, без задней мысли, без иронии, на полном серьезе приходил к человеку с обычным вопросом или задачей, а в ответ получал мексиканскую трагикомедию.

Все зависит лишь от ваших личных границ и мерок адекватности.

А теперь дам несколько маркеров, которые лично для меня определяют, что коммуникация перестала быть здоровой:

1. Игнор – он же гостинг, одна из самых мощных манипуляций. В состоянии неопределенности люди склонны поддаваться догадкам, ломать себе голову, как Хатико сидеть над перепиской в ожидании ответа. Сами понимаете, в итоге никто этого не оценит, все лишь пострадают.

Я привык глубоко погружаться в проект, вовлекаться в том числе эмоционально. И со всей серьезность воспринимать эмоциональность клиента. Поэтому, если от меня что-то хотят, а затем пропадают, не отвечают – для меня это красный сигнал.

Например, заказчик хочет, чтобы работы шли быстрее и все поднажали. Я начинаю активно вести переписку, задавать вопросы – ответы или поступают далеко не сразу (скажем, через неделю), или не поступают вовсе без ваших постоянных пинков – это плохой сигнал, красный флаг.

2. Оскорбления – даже не знаю, нужно ли здесь подробно расписывать? Да, черт побери, когда вас кроют матом, унижают, подтрунивают, иронизируют – это не круто! Конечно, у большинства из нас есть хотя бы один друг, с которым мы привыкли вести коммуникацию именно так, щекоча друг другу нервы. Однако подрядчик и заказчик – не друзья. И в деловом общении оскорбления на 100 % красный флаг.

3. Позиция жертвы – или бесконечная драматизация на пустом месте. Тот самый случай, когда вторая сторона закатывает глаза и риторически восклицает: «Ну что это, ну почему! За что мне все это! Я о многом прошу? Вы издеваетесь надо мной?» – и далее по списку.

Во-первых, сама по себе драматизация высасывает из вас кровь. Тут чуть-чуть, там чуть-чуть – и вот вы уже в дурке, восстанавливаете кукушку. Во-вторых, вы всегда будете в позиции оправдывающегося. Ну и в-третьих – скорее всего, вам за такие приколы просто-напросто не платят. Вы точно готовы терпеть их бесплатно?

4. Непоследовательность – сегодня вас просят подготовить пул статей, а завтра спрашивают, почему вы вместо этого не сдали годовой отчет. Вас нанимают для решения проблемы с конверсиями, а в итоге требуют рост трафика. И все в таком духе – от вас хотят сегодня одного, а завтра другого. Что самое забавное – даже пруфы здесь вряд ли помогут.

Ну почему так всегда??

5. Недоверие – когда вам открыто говорят или тонко намекают, что не доверяют, не верят в вас, боятся с вами работать. И при этом работают. Знаете такие компании? Я знаю, и рекомендую всем, кто сталкивается с недоверием, всерьез задуматься о прекращении сотрудничества.

6. Нарциссизм – если откровенно, для меня все перечисленное выше – разные признаки нарциссизма. Он может проявляться комплексно, может по одному из пунктов. Однако все же стоит сказать о самой сути этой проблемы. Лучше сразу на примере.

Представьте, что вы созваниваетесь с клиентом. Вы руководитель отдела, обсуждаете другого руководителя – клиент должен ему написать. И клиент говорит, чтобы вы написали сообщение сами, от его лица. Понимаете, да? Представьте его довольное ухмыляющееся лицо: ему нравится, что вы не сможете отказаться – а вы не сможете, правда же? Вы – марионетка в его руках, вы даже сообщения пишете за него, а он лишь наблюдает, с хитрым прищуром.

Вот это и есть нарциссизм – и, кстати, пример абсолютно реальный, из моей собственной практики. Такой клиент хочет капризничать, он хочет, чтобы вы носились с ним, развлекали его – и при этом успевали работать и делать ему результаты. Он хочет блистать, он хочет все решать, хотя нанял для этого вас и не готов разбираться.

Каждый из этих пунктов – местами маленький, а местами и огромный красный флаг. Еще раз – лично я бы не стал из-за одноразового игнора разрывать отношения. Однако каждый следующий маркер будет делать ситуацию радикально серьезнее – просто потому что я уже проходил такие приключения, и, поверьте мне, они того не стоят. Только если ваш наниматель – Абрамович или Дуров, которые готовы платить достаточно за ваши страдания.

Нарушение договоренностей

Я всегда работаю только по предоплате – таково правило, оно неизменно абсолютно всегда и для всех проектов, на которые меня привлекают. Однажды один клиент сначала обговорил изменение условий, чтобы оплата была не сразу на месяц вперед, а еженедельно равными частями.

Как можно догадаться, в итоге он доплачивал остатки месячного платежа уже в следующем периоде – оплату за июль смог полностью закрыть только в августе. И в августе же внезапно забыл о наших договоренностях: «какая предоплата, вы чего?»

Клиенты, когда ты согласился на постоплату

Можно ли пойти навстречу и пересмотреть договоренности? Безусловно, да! Однако ни в коем случае нельзя позволять их нарушать.

Другой пример. Я договорился вести проект за определенную сумму – например, в 100 тысяч рублей. И в процессе понимаю, что за такой прайс не вывожу фактический объем работы, поэтому где-то начинаю забивать на дедлайн, где-то просто скипаю «лишние» задачи и договоренности.

Такая необязательность – обратная сторона медали. Подробнее о причинах необязательности исполнителей я рассказал отдельно – читайте здесь.

Получается, что договоренности могут нарушаться с обеих сторон. Это может происходить намеренно, может быть стечением обстоятельств. Однако системность нарушений определенно подводит к мысли: а может, пора свалить? В этом месяце оплату задержали на неделю – готов ли я к тому, что в следующем ее в принципе не будет?

Типичный работодатель, если не давать ему отпор

Снижение объемов работы и выплат

Поймите правильно: если при сохранении уровня оплаты вам снижают объем работы – это круто! Однако будем честны: чаще всего вместе с объемами снижается и уровень оплаты. Если вы делали 10 статей за 100 тысяч, то, когда объем статей снизится до одной, вы и зарабатывать будете уже не соточку, а всего десятку.

Пример абсолютно реальный: около полугода мы готовили для одного из проектов ежемесячно статьи в количестве 8 штук. Изначально мы взяли проект именно на такой объем с перспективой его дальнейшего увеличения, потому что мы не биржа, чтобы делать каждому встречному по 1-2 статьи.

Спустя полгода нам сказали, что статей больше не нужно, зато мы будем готовить по 2-3 мини-кейса в месяц. Мы не согласились на микробюджет и свернули сотрудничество, хотя вполне можно было было потерпеть, подождать – и многие так бы и поступили.

Спустя 4 месяца проект вернулся к нам, уже с адекватным предложением, и мы возобновили сотрудничества на более интересных условиях.

Тихон Вечерский, маркетолог журнала Awake

Снижение объемов – не всем очевидный, однако сильный маркер. Если в вас заинтересованы, то объемов и выплат становится больше и больше от периода к периоду. Резкое снижение указывает на то, что извлекать выгоду из проекта вы уже не можете. Тогда вопрос: если вы не волонтер, не сестра милосердия – то зачем это все, зачем откладывать уход?

Когда после всех урезаний бюджета продолжали надеяться на лучшее

В заключение

Хоть я и маркетолог, но этот текст никогда не войдет ни в один из учебников по маркетингу. В нем нет формул, не рассказывается о направлениях маркетинга или инструментах, как в других моих статьях.

Однако этот материал очень важен для меня, потому что насыщен личной болью и штуками, о которых мало кто говорит. Возможно, потому что местами это базовые вещи. Но черт, как же много в мире базы, которая неизвестна и непонятна большинству.

Лично я никогда не натыкался на материалы, в которых мне бы прямо объяснили, когда нужно брать и валить с проекта:

1. Когда нет четкой структуры управления – потому что неизбежно утонешь в разборках.

2. Когда коммуникация токсична и нездорова – потому что она сожрет все твое время, а заработанные богатства уйдут на психотерапевта или быстрый дофамин.

3. Когда нарушаются договоренности – потому что нет уверенности в завтрашнем дне.

4. Когда снижаются объемы – потому что карьерная деградация лишь усилит энтропию.

В любом случае каждый маркетолог и любой другой специалист рано или поздно столкнется с этим – да, это не часть науки, но часть трудового быта. И возможно, кому-то покажется чрезмерным именно сваливать с проекта при виде одного из этих красных флагов. Могу понять, ситуации бывают разные.

Опытным путем лично для себя я определил, что нет смысла страдать ради чего-либо, если не получаешь от этого отдачу. И в первую очередь это касается работы. Просто помните, что вы у себя одни такие – цените и работайте с теми, кто будет ценить вас. В долгосроке это принесет горзадо больше, чем "токсичные" деньги в моменте.

Телеграм Журнала Awake – там анонсы статей с нашего сайта и VC, размышлизмы и дайджесты.

Содержание скрыто
Показать
0
31 комментарий
Написать комментарий...
Игорь Лупандин

Классная статья! Плюсую насчет концовки – что себе дороже работать с токсичными клиентами, даже если те и платят. Как правило, именно от таких клиентов у меня и было выгорание

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Спасибо! А можете привести пример?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Лупандин

Ну например я работал инхаус-маркетологом, где мне платили по тем временам достаточно неплохой оклад, но очень часто на меня орали (как и на всех остальных работников). В конечном счете ушел оттуда, потому что тяжело какими-либо деньгами компенсировать это давление

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Володина

Только что ушла с проекта- где Вы описали 90% ситуаций) Спасибо за статью, не одной плохо😅

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

А что для вас стало последней каплей, и вы решили уйти из проекта?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Володина

Просто поняла, что нет энергии вкладываться в это больше

Ответить
Развернуть ветку
Тихон Вечерский

Страшно было уходить?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Володина

Нет🤣

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Вот - пример отличной статьи для офисных хомячков !
Вместо тысячи слов:

Ответить
Развернуть ветку
Тихон Вечерский

Когда ради пояснения одного мема нужно написать целую статью)))

Думаете, на удаленке с этим проблем нет?

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Спасибо, стараемся)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Лупандин

Отличная статья, информативная. Насчет примеров к позиции жертвы — вообще в точку. Когда работал в офисе, после выпадов от своего начальника можно было прямиком ехать в дурку)

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Спасибо! А что за выпады от начальника, например?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Лупандин

Самый яркий пример — в офисе сбились настенные часы, а по воле судьбы я сидел рядом с ними. Из-за этого босс прошляпил свой созвон, потому что ориентировался по этим часам. В итоге он начал жаловаться мне, что-то в духе: "Ты что, не заметил, что на часах неверное время? Мог бы и поправить, я что, многого прошу?"

Ответить
Развернуть ветку
Есения Королькова

Это вроде и смешно и грустно одновременно

Ответить
Развернуть ветку
Тихон Вечерский

Почему смешно и почему грустно?)

Ответить
Развернуть ветку
Есения Королькова

Ты только мой комментарий прочитал?)

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Я просто не понял, что именно тут смешно в этой истории, а что грустно) Поэтому и спросил)

Ответить
Развернуть ветку
Есения Королькова
Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Какой ужас)

Ответить
Развернуть ветку
Star Chill

Во-первых, сама по себе драматизация высасывает из вас кровь. Тут чуть-чуть, там чуть-чуть – и вот вы уже в дурке, восстанавливаете кукушку.- ахаха если бы все так просто было бы в дурках не было бы свободных коек

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

А как тогда должно быть?)

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Окей, а может у читателей есть еще какие-нибудь сигналы, по которым они понимают, что с проекта пора валить?

Ответить
Развернуть ветку
Just Michael

Когда говорят,- Прошу отнестись к этому с пониманием

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Перед чем вам это говорили?

Ответить
Развернуть ветку
Workspace

Отлично, спасибо! Не страшно после таких статей на рынке присутствовать?)

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Кто не рискует тот не зарабатывает просмотры)

Ответить
Развернуть ветку
Билли Бургер

Осталось научиться уходить...

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

А что лично вам может мешать сделать это?

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Побольше бы такого

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Чего именно?)

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда