Красные флаги – как понять, что пора валить с проекта

В бизнесе или на свидании в кофейне – люди везде пытаются казаться лучше, чем они есть. И если дейтинг приучил свайпать при первом же «не нравится», то в работе мы обычно даем шансы – ведь идеалов же не бывает… Хотя есть аж 4 красных флага, увидев которые нужно срочно, СРОЧНО ВАЛИТЬ!

На связи Тихон Вечерский, маркетолог журнала Awake.

Disclaimer: в материале я делюсь историями из своей практики, собственными наблюдениями и решениями. Статья будет полезна подрядчикам и фрилансерам – людям вне штата, кому проще выйти из рабочих отношений. Бизнес и простые советские работяги – читайте на свой страх и риск!

Красные флаги – как понять, что пора валить с проекта

Нет адекватной структуры управления

Однажды я подрядился работать на компанию руководителем отдела маркетинга. Да, на словах это звучало так – по факту же, никакого отдела маркетинга в компании не было, он испарился с уходом предыдущего маркетолога. Меня и партнера привлекли взамен, чтобы залатать эту пробоину и организовать работу – но получается, что для всей команды мы продолжали оставаться подрядчиками.

Например, служба безопасности тормозила наши запросы, раз за разом долго выясняла, можем ли мы приходить за определенными данными. И даже когда руководство вносило ясность, что мы тоже руководители, что мы имеем доступы – на нас продолжали смотреть косо.

На том же проекте мы 1,5 месяца собирали по крупицам так называемые «дела», которые, будь все адекватно и нормально, нам должны были передать в начале сотрудничества. Сами подумайте: как вы будете достигать целей и результатов, для которых вас пригласили, если для этого не подготовлено все необходимое? Да еще и на самостоятельную подготовку не дают времени.

Другой пример, из классики. Вы устраиваетесь в современный модный стартап, где красивый коворкинг и, так называемая, «горизонтальная структура управления» – когда нет вертикали власти, а все руководят всеми, в зависимости от задач. Казалось бы, звучит круто – и ведь программисты же как-то придумали такую систему, значит она эффективна?

Но есть проблема, тот самый камень преткновения, о который разбивались как мизинчики, так и целые цивилизации – человеческий фактор.

Красные флаги – как понять, что пора валить с проекта

Если в компании не все гладко с адекватным управлением, то его горизонтальность неизбежно будет приводить к ситуациям, когда вы придете к человеку с задачей, а он в ответ обидится, унизится или просто пошлет вас.

Вы скажете: но ведь это норма, в том смысле, что да, это баг, и он легко фиксится – достаточно прийти к руководству и потребовать урегулировать вопрос. Однако такие горизонтальные структуры, по моему опыту, для того и применяют, чтобы сотрудники сами между собой все решали.

Когда «старшие» не определены, железный трон занимает самая грозная горилла – имейте это в виду.

Является ли это прямым сигналом, что прямо сейчас следует покинуть компанию, что дальше в ней у вас не будет будущего? Нет. Но это точно красный флаг, который не стоит игнорировать. Скажу даже так: нужно отдавать себе отчет, что дальше будет так же. Если для вас это стресс и напряг – то меньше его не станет, придется научиться страдать.

Нездоровая коммуникация

Одна из постоянных задач подрядчика – вести коммуникацию. Провести весь день на созвонах и в переписках – самый популярный лот в алко-бинго маркетолога. И как будто бы для многих очевидно, что если каждый день вас кроют трехэтажным, то это как минимум не норма, а вообще – явный признак, что сотрудничество пора сворачивать. Но вот вопрос: а если мата нет?

Когда всей командой пытаетесь понять: уже пора валить или еще нет

Где грань между адекватной нормой и запредельным нарушением ваших границ? Как понять, что уже нужно перестать терпеть?

Сначала дам бесячий, прямо-таки мерзкий ответ, который меня самого каждый раз раздражает: решать только вам. Простите, но это правда. Я знаю реальные примеры компаний, где люди общаются только матом, как в армии – и ничего, все чувствуют себя прекрасно, безопасно и довольно. И знаю обратные примеры – где я сам, без задней мысли, без иронии, на полном серьезе приходил к человеку с обычным вопросом или задачей, а в ответ получал мексиканскую трагикомедию.

Все зависит лишь от ваших личных границ и мерок адекватности.

А теперь дам несколько маркеров, которые лично для меня определяют, что коммуникация перестала быть здоровой:

1. Игнор – он же гостинг, одна из самых мощных манипуляций. В состоянии неопределенности люди склонны поддаваться догадкам, ломать себе голову, как Хатико сидеть над перепиской в ожидании ответа. Сами понимаете, в итоге никто этого не оценит, все лишь пострадают.

Я привык глубоко погружаться в проект, вовлекаться в том числе эмоционально. И со всей серьезность воспринимать эмоциональность клиента. Поэтому, если от меня что-то хотят, а затем пропадают, не отвечают – для меня это красный сигнал.

Например, заказчик хочет, чтобы работы шли быстрее и все поднажали. Я начинаю активно вести переписку, задавать вопросы – ответы или поступают далеко не сразу (скажем, через неделю), или не поступают вовсе без ваших постоянных пинков – это плохой сигнал, красный флаг.

Красные флаги – как понять, что пора валить с проекта

2. Оскорбления – даже не знаю, нужно ли здесь подробно расписывать? Да, черт побери, когда вас кроют матом, унижают, подтрунивают, иронизируют – это не круто! Конечно, у большинства из нас есть хотя бы один друг, с которым мы привыкли вести коммуникацию именно так, щекоча друг другу нервы. Однако подрядчик и заказчик – не друзья. И в деловом общении оскорбления на 100 % красный флаг.

3. Позиция жертвы – или бесконечная драматизация на пустом месте. Тот самый случай, когда вторая сторона закатывает глаза и риторически восклицает: «Ну что это, ну почему! За что мне все это! Я о многом прошу? Вы издеваетесь надо мной?» – и далее по списку.

Во-первых, сама по себе драматизация высасывает из вас кровь. Тут чуть-чуть, там чуть-чуть – и вот вы уже в дурке, восстанавливаете кукушку. Во-вторых, вы всегда будете в позиции оправдывающегося. Ну и в-третьих – скорее всего, вам за такие приколы просто-напросто не платят. Вы точно готовы терпеть их бесплатно?

4. Непоследовательность – сегодня вас просят подготовить пул статей, а завтра спрашивают, почему вы вместо этого не сдали годовой отчет. Вас нанимают для решения проблемы с конверсиями, а в итоге требуют рост трафика. И все в таком духе – от вас хотят сегодня одного, а завтра другого. Что самое забавное – даже пруфы здесь вряд ли помогут.

Ну почему так всегда??
Ну почему так всегда??

5. Недоверие – когда вам открыто говорят или тонко намекают, что не доверяют, не верят в вас, боятся с вами работать. И при этом работают. Знаете такие компании? Я знаю, и рекомендую всем, кто сталкивается с недоверием, всерьез задуматься о прекращении сотрудничества.

6. Нарциссизм – если откровенно, для меня все перечисленное выше – разные признаки нарциссизма. Он может проявляться комплексно, может по одному из пунктов. Однако все же стоит сказать о самой сути этой проблемы. Лучше сразу на примере.

Представьте, что вы созваниваетесь с клиентом. Вы руководитель отдела, обсуждаете другого руководителя – клиент должен ему написать. И клиент говорит, чтобы вы написали сообщение сами, от его лица. Понимаете, да? Представьте его довольное ухмыляющееся лицо: ему нравится, что вы не сможете отказаться – а вы не сможете, правда же? Вы – марионетка в его руках, вы даже сообщения пишете за него, а он лишь наблюдает, с хитрым прищуром.

Вот это и есть нарциссизм – и, кстати, пример абсолютно реальный, из моей собственной практики. Такой клиент хочет капризничать, он хочет, чтобы вы носились с ним, развлекали его – и при этом успевали работать и делать ему результаты. Он хочет блистать, он хочет все решать, хотя нанял для этого вас и не готов разбираться.

Красные флаги – как понять, что пора валить с проекта

Каждый из этих пунктов – местами маленький, а местами и огромный красный флаг. Еще раз – лично я бы не стал из-за одноразового игнора разрывать отношения. Однако каждый следующий маркер будет делать ситуацию радикально серьезнее – просто потому что я уже проходил такие приключения, и, поверьте мне, они того не стоят. Только если ваш наниматель – Абрамович или Дуров, которые готовы платить достаточно за ваши страдания.

Нарушение договоренностей

Я всегда работаю только по предоплате – таково правило, оно неизменно абсолютно всегда и для всех проектов, на которые меня привлекают. Однажды один клиент сначала обговорил изменение условий, чтобы оплата была не сразу на месяц вперед, а еженедельно равными частями.

Как можно догадаться, в итоге он доплачивал остатки месячного платежа уже в следующем периоде – оплату за июль смог полностью закрыть только в августе. И в августе же внезапно забыл о наших договоренностях: «какая предоплата, вы чего?»

Клиенты, когда ты согласился на постоплату
Клиенты, когда ты согласился на постоплату

Можно ли пойти навстречу и пересмотреть договоренности? Безусловно, да! Однако ни в коем случае нельзя позволять их нарушать.

Другой пример. Я договорился вести проект за определенную сумму – например, в 100 тысяч рублей. И в процессе понимаю, что за такой прайс не вывожу фактический объем работы, поэтому где-то начинаю забивать на дедлайн, где-то просто скипаю «лишние» задачи и договоренности.

Такая необязательность – обратная сторона медали. Подробнее о причинах необязательности исполнителей я рассказал отдельно – читайте здесь.

Получается, что договоренности могут нарушаться с обеих сторон. Это может происходить намеренно, может быть стечением обстоятельств. Однако системность нарушений определенно подводит к мысли: а может, пора свалить? В этом месяце оплату задержали на неделю – готов ли я к тому, что в следующем ее в принципе не будет?

Типичный работодатель, если не давать ему отпор
Типичный работодатель, если не давать ему отпор

Снижение объемов работы и выплат

Поймите правильно: если при сохранении уровня оплаты вам снижают объем работы – это круто! Однако будем честны: чаще всего вместе с объемами снижается и уровень оплаты. Если вы делали 10 статей за 100 тысяч, то, когда объем статей снизится до одной, вы и зарабатывать будете уже не соточку, а всего десятку.

Пример абсолютно реальный: около полугода мы готовили для одного из проектов ежемесячно статьи в количестве 8 штук. Изначально мы взяли проект именно на такой объем с перспективой его дальнейшего увеличения, потому что мы не биржа, чтобы делать каждому встречному по 1-2 статьи.

Спустя полгода нам сказали, что статей больше не нужно, зато мы будем готовить по 2-3 мини-кейса в месяц. Мы не согласились на микробюджет и свернули сотрудничество, хотя вполне можно было было потерпеть, подождать – и многие так бы и поступили.

Спустя 4 месяца проект вернулся к нам, уже с адекватным предложением, и мы возобновили сотрудничества на более интересных условиях.

Тихон Вечерский, маркетолог журнала Awake

Снижение объемов – не всем очевидный, однако сильный маркер. Если в вас заинтересованы, то объемов и выплат становится больше и больше от периода к периоду. Резкое снижение указывает на то, что извлекать выгоду из проекта вы уже не можете. Тогда вопрос: если вы не волонтер, не сестра милосердия – то зачем это все, зачем откладывать уход?

Когда после всех урезаний бюджета продолжали надеяться на лучшее
Когда после всех урезаний бюджета продолжали надеяться на лучшее

В заключение

Хоть я и маркетолог, но этот текст никогда не войдет ни в один из учебников по маркетингу. В нем нет формул, не рассказывается о направлениях маркетинга или инструментах, как в других моих статьях.

Однако этот материал очень важен для меня, потому что насыщен личной болью и штуками, о которых мало кто говорит. Возможно, потому что местами это базовые вещи. Но черт, как же много в мире базы, которая неизвестна и непонятна большинству.

Лично я никогда не натыкался на материалы, в которых мне бы прямо объяснили, когда нужно брать и валить с проекта:

1. Когда нет четкой структуры управления – потому что неизбежно утонешь в разборках.

2. Когда коммуникация токсична и нездорова – потому что она сожрет все твое время, а заработанные богатства уйдут на психотерапевта или быстрый дофамин.

3. Когда нарушаются договоренности – потому что нет уверенности в завтрашнем дне.

4. Когда снижаются объемы – потому что карьерная деградация лишь усилит энтропию.

В любом случае каждый маркетолог и любой другой специалист рано или поздно столкнется с этим – да, это не часть науки, но часть трудового быта. И возможно, кому-то покажется чрезмерным именно сваливать с проекта при виде одного из этих красных флагов. Могу понять, ситуации бывают разные.

Опытным путем лично для себя я определил, что нет смысла страдать ради чего-либо, если не получаешь от этого отдачу. И в первую очередь это касается работы. Просто помните, что вы у себя одни такие – цените и работайте с теми, кто будет ценить вас. В долгосроке это принесет горзадо больше, чем "токсичные" деньги в моменте.

Телеграм Журнала Awake – там анонсы статей с нашего сайта и VC, размышлизмы и дайджесты.

2424
31 комментарий

Классная статья! Плюсую насчет концовки – что себе дороже работать с токсичными клиентами, даже если те и платят. Как правило, именно от таких клиентов у меня и было выгорание

5
Ответить

Спасибо! А можете привести пример?

Ответить

Только что ушла с проекта- где Вы описали 90% ситуаций) Спасибо за статью, не одной плохо😅

5
Ответить

А что для вас стало последней каплей, и вы решили уйти из проекта?

Ответить

Вот - пример отличной статьи для офисных хомячков !
Вместо тысячи слов:

4
Ответить

Когда ради пояснения одного мема нужно написать целую статью)))

Думаете, на удаленке с этим проблем нет?

1
Ответить

Спасибо, стараемся)

Ответить