Как Bercut помогает Tele2 создавать продукты по другим правилам

Долгое время Bercut находился в тени оператора. Технологические решения, которые поставляла компания, многое изменили в работе телеком-гиганта. Платежи через смартфон, сохранение номера при смене оператора, возможность продавать неиспользованный трафик — всё это стало возможным в том числе благодаря BSS-партнёру.

Как Bercut помогает Tele2 создавать продукты по другим правилам

История сотрудничества компаний насчитывает более 17 лет. За это время Tele2 нарастила абонентскую базу в России до 44,6 млн человек. Технические решения Bercut, поставщика биллинговых систем с 25-ти летним опытом, позволили создать и улучшить сотни новых продуктов для Tele2 других партнеров Bercut с общей абонентской базой более 300 млн абонентов.

Чем известен Bercut сегодня

Компания Bercut основана в 1995 году в Санкт-Петербурге, специализируется на разработке и поставке технологических решений для операторов связи и сервис-провайдеров. Среди клиентов ― Tele2, «МегаФон», МТС, VEON, ALTEL, «СберМобайл» и десятки телеком-компаний в России и за рубежом.

Выручка предприятия по итогам 2019 года увеличилась на 80,9% по сравнению с предыдущим отчётным периодом. Bercut вошёл в топ-100 ИТ-компаний России.

С чего начиналось сотрудничество Bercut и Tele2

Tele2 в России основана шведской группой компаний Tele2 AB на базе сетей, приобретённых в Российской Федерации в 2003 году. С начала работы на новом рынке Tele2 использует программные продукты Bercut. Разработчик биллинговых систем поставил комплекс технических решений, который максимально эффективно встроился в работу шведской инфраструктуры.
Среди них:

  • конвергентная система биллинга IN@Voice;
  • платформа управления абонентским сервисом и создания дополнительных услуг UNICA;

  • платформа EXPERA для предоставления абонентам VAS-услуг (Value Added Services), приносящих дополнительный доход.

Эти и другие решения Tele2 использовала для оказания услуг российским клиентам.

Первые десять лет — период роста Tele2 в России

В 2005 году оператор запустил международный Callback-роуминг и снизил расходы клиентов на звонки в заграничных поездках. Это стало возможным, в частности, благодаря быстрому внедрению услуги на системах Bercut.

Через год Tele2 преодолела рубеж в 5 млн абонентов и присоединила ряд сайтов «Индиго GSM», что стало стимулом для развития BSS-решения.

Bercut в короткие сроки осуществил миграцию без расширения комплекса, полноценно запустил онлайн-тарификацию услуг.

С вхождением в холдинг Tele2 четырёх новых операторов, работавших под брендом «Индиго», российская лицензионная зона на GSM-покрытие увеличилась. Возможность пользоваться услугами оператора появилась у 38 млн человек.

В 2011 году Bercut реализовал мобильные платежи на базе биллинга IN@Voice и системы мобильной коммерции. Клиенты Tele2, число которых достигло уже 20 млн человек, стали оплачивать мобильную связь со своего смартфона. Платежи стали удобнее, а выручка и лояльность абонентов выше.

Автономная ИТ-инфраструктура Tele2

В 2013 году начала формироваться автономная ИТ-инфраструктура Tele2. Это связано с тем, что группа «ВТБ» приобрела российское подразделение у шведского концерна. Замену корпоративных шведских ИТ-систем на российские взял на себя Bercut.

Внедрение интеграционной платформы организации доступа к партнёрскому контенту SPACE и услуги управления мелодиями вызова Ring Back Tone позволило оперативно повторить функциональность шведского решения. ИТ-ландшафт расширился для создания новых коммерческих моделей оператора и развития продуктовой линейки.

Платформа организации доступа к партнёрскому контенту SPACE сделала взаимодействие с контент-провайдерами проще и эффективнее. В выигрыше вновь оказались абоненты. У них появился удобный доступ к большему количеству информационно-развлекательных сервисов, высокое качество обслуживания и гибкие тарифы.

Программные комплексы Tele2 получили технологичный интерфейс (API), оптимизировали ресурсы бизнеса, сделали работу удобнее. Архитектура ИТ-ландшафта трансформировалась из монолитной в сервис-ориентированную модульную (SOA — англ. service-oriented architecture), обладающую большей масштабируемостью и бизнес-возможностями.

2013 год оказался революционным для российского телекома. Впервые абоненты получали законодательное право сохранять свой привычный номер телефона при смене оператора. Услугу назвали Mobile Number Portability (MNP). Поставщикам мобильной связи, включая Tele2, пришлось искать технологическое решение, которое поддержало бы её реализацию. Bercut за рекордно короткие три месяца справился с задачей с помощью развёрнутой BSS-платформы IN@Voice.
По данным Центрального НИИ связи (ЦНИИС), за 8,5 месяцев с момента запуска MNP было зарегистрировано всего 763 000 заявления на перенос номера, при этом только в период с января по ноябрь 2018 года 4 млн россиян сменили операторов с сохранением номера. Больше всего номеров (27%, т.е. более 1 млн) было перенесено на сети «Т2 РТК холдинга» (Tele2).

Очередной успех принесла Tele2 новая рекламная концепция «Честность», которую оператор анонсировал в 2014 году. В её основе лежала максимально прозрачная и гибкая тарифная политика. Так, например, некоторым абонентам стали доступны бесплатные звонки внутри сети. Гибкость настроек обеспечила биллинговая система IN@Voice.

Tele2 стала федеральным оператором

Интеграция мобильных активов «Ростелекома» принесла Tele2 статус федерального оператора и рекордные 35 млн абонентов. Потребовалось перевести 13 млн абонентов на 20 сайтах «Ростелекома» в базу Tele2. Несмотря на сложность ― каждый сайт представлял собой отдельную компанию со своими ИТ-решениями, системами и линейками продуктов — Tele2 и Bercut совместными усилиями провели миграцию всего за полгода.

Получив федеральные лицензии 2G/3G и 4G, Tele2 стала оказывать услуги в 65 регионах страны. Bercut уже имел опыт работы с технологиями и предложил решение на базе платформы Real Time Integration Suite (RTIS) собственной разработки. Адаптированная к инфраструктуре сотового оператора платформа дала возможность быстро создавать и запускать сложные абонентские сервисы и решения, в том числе с применением сетей 3G и LTE.

Позже Bercut расширил ранее установленные программные комплексы и произвёл технический редизайн услуг. 22 октября 2015 года оператор запустил в коммерческую эксплуатацию сеть в стандартах 3G и 4G в Москве и Московской области.

Значимой вехой в обслуживании корпоративных клиентов Tele2 стал 2016 год. Повысить эффективность и развить взаимодействие с дилерами и агентами позволила интеграция биллинга с системой гибкого формирования клиентских документов и системой контроля складских запасов (СУС, система управления складами).

Абоненты оператора смогли подключиться к Tele2 в магазинах «М.Видео», «Техносила», DNS, в офисах «ВСК», в отделениях «Росгосстрах-банка» и «Хоум Кредит Банка». Количество точек продаж альтернативных каналов дистрибуции в 2016 году увеличилось на 26% и составило 71 тысячу объектов.

В Московском регионе в короткий срок было открыто 500 монобрендовых салонов и модулей. Общее количество торговых точек составило 120 тысяч.

В 2017 году Tele2 запустила новую коммуникационную платформу «Другие правила». Она стала основой принципиально другого подхода во всех аспектах деятельности компании, в том числе в продуктовой политике. Оператор сфокусировался на инновационных продуктах, ставших революционными для телеком-рынка.
Первым в этой серии был сервис «Перенос остатков», реализованный на платформе RTIS, которую внедрили в 2014 году.

В этом процессе Bercut становится не просто вендором, а solution-партнёром Tele2 — экспертным центром для разработки новых бизнес-моделей работы с клиентами. Теперь Bercut предлагает не просто ИТ-решения, а готовые бизнес-продукты для абонентов Tele2. Начинается тесная работа команд ИТ-специалистов и продуктового маркетинга в связке.

Впоследствии сервис «Перенос остатков» стал основой для целого ряда будущих идей прорывных услуг, в частности «Обмен минут на Гб» и «Делись гигабайтами».

Возможности интеллектуальной платформы оператора значительно расширились в 2018 году с внедрением Service Broker, построенной на базе технической платформы Bercut EXPERA. Решение оптимизировало конфигурацию на SSP/MSC, сократив объём и сроки внесения изменений в работу сервисов.

С 2018 года Bercut активно оптимизирует разработку и запуск коммерческих продуктов Tele2. Так, система Bercut Test Engine (BTE) позволила автоматизировать и в два раза сократить тестирование некоторых услуг.

В 2019 году на базе биллинговой системы IN@Voice и платформы RTIS создан самый резонансный, не имеющий аналогов в нашей стране продукт — «Маркет Tele2». На первой в стране онлайн-площадке для продажи минут и гигабайтов «Маркет Tele2» абоненты могут выставлять и приобретать свои лоты.

Только за первый месяц работы площадки количество выставленных лотов превысило один миллион, общий объём размещённого в сервисе интернет-трафика составил свыше 1 Пб. 2,5 млн пользователей Tele2 при равном количестве покупателей и продавцов выставили на продажу более 50 млн минут и 400 тысяч SMS.

В сентябре этого же года на базе Bercut BRE (Business Rules Engine) официально запускается услуга «Выгодно вместе», позволяющая клиентам объединяться в группы для получения выгоды, к примеру скидки на абонентскую плату. Специальные условия действуют при своевременной оплате и зависят от количества абонентов в группе.

Партнёрство Tele2 и Bercut сегодня и завтра

В феврале 2020 года ГК «Ростелеком» в лице Tele2 заключила сделку по приобретению Bercut. Слияние призвано сократить затраты Tele2 на поддержание биллинга, ускорить запуск новых услуг и корректировки действующих сервисов.

Слияние компетенций команд Tele2 и Bercut — закономерное и логичное развитие нашего многолетнего сотрудничества. Биллинг является критически важной структурой, которая обеспечивает жизнеспособность процессов компании, и слияние стало следующим этапом эволюции бизнеса. Tele2 быстро реагирует на запросы пользователя и предугадывает модные течения в телекоме, что помогает нам задавать тенденции на рынке мобильной связи. Интеграция гарантирует ещё более эффективный вывод на рынок революционных продуктов Tele2 и позволяет сохранить статус оператора, работающего по другим правилам.

Алексей Телков, технический директор Tele2

Для Bercut интеграция означает, что компания станет ближе к бизнес-процессам и идеям оператора, откроет новые возможности для создания и развития новых продуктов.

Сказать, что у Bercut за плечами 17 лет работы с Tele2, будет неверно. Это не просто работа, это долгосрочное партнёрство. Именно «партнёрство» всегда было отличительной чертой Bercut в работе с клиентами. Быть экспертом в технологиях и комплексных решениях — это постоянно находить ответ на вопрос: «Как наши продукты и решения могут помочь клиенту?». А для этого необходимо понимать, как устроен бизнес твоего клиента, какие перед ним стоят задачи, анализировать и понимать тренды отрасли. И сегодня для этого появились новые возможности. Сегодня мы перешли на новый этап партнёрства, когда мы действуем как единая, сплочённая команда, получаем синергию от объединения компетенций, опыта, процессов. Это позволит Tele2 запускать больше инновационных продуктов, а нам — гордиться тем, что принимали полноценное участие в их создании.

Андрей Богданов, генеральный директор Bercut
66
6 комментариев

Комментарий недоступен

6
Ответить

Больше всего раздражает, что приложение оператора присылает уведомления в стиле: «Только сейчас роллы по скидке»

4
Ответить

А ФАС одобрил сделку? 
Странно, когда оператор Теле2 выкупает производителя биллинга и для МТС. 

2
Ответить

Добрый день, Николай!
Спасибо за ваш комментарий! За время существования Bercut, а это более 25 лет, наша компания работала со многими операторами связи и сервис-провайдерами в России и за рубежом. Продуктовый портфель Bercut не ограничен продуктом IN@Voice (система биллинга), нами поставляются и другие решения для развития бизнеса. Присоединение Bercut к ГК «Ростелеком» произошло с соблюдением всех требований законодательства. 

Ответить

Ваша позиция понятна, но не думаю, что остальные покупатели ваших систем в восторге от того кому вы продались и сделают выводы при апгрейде софта. 

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить