Оптимизируем процесс сквозного проектирования — от бизнес-идеи до инфраструктуры

Алексей Грибанов, директор департамента архитектуры проектов «Ростелеком», поделился с Bercut тем, как строится процесс изменений в крупнейшем в России интегрированном провайдере цифровых услуг и решений. Алексей рассказал, об устройстве сквозного проектирования от бизнес-идеи до инфраструктуры: ролях, зонах ответственности, инструментах, а главное — ключевых подходах организации.

Сложная сегментация IT-ландшафта — наследие прошлых лет — и огромное количество единовременно исполняемых проектов и программ являются не самыми удобными предпосылками для формирования процесса сквозного проектирования систем. Тем не менее, вопреки и отчасти благодаря всему этому «Ростелеком» смог обеспечить контроль за связанностью изменений и движение к нужному состоянию IT-ландшафта.

Что из себя представляет Ростелеком?

Восемь предприятий, предоставляющих услуги связи в различных регионах России, в 2011 году были объединены в одну крупную компанию на базе телком-оператора «Ростелеком». Таким образом десять сопряженных между собой ИТ-ландшафтов, каждый из которых ранее являлся самостоятельным отдельным телеком-оператором, привнесли свое наследие в корпорацию. Сегодня «Ростелеком» — это еще и группа компаний, в ее состав входит более 30 организаций. Интересы каждой из них оказывают определенное влияние на все внутренние процессы холдинга.

Недавно к корпорации присоединился альтернативный оператор мобильной связи Tele2, дополнив своими системами самый масштабный ИТ-ландшафт компании в стране, содержащий свыше 3000 информационных систем. Штат ИТ-специалистов «Ростелекома» превышает 6000 человек, распределенных по всем регионам Российской Федерации. И все они вовлечены в те или иные процессы холдинга; более 2000 сотрудников ИТ подразделений непосредственно участвуют в развитии информационных систем.

Оптимизируем процесс сквозного проектирования — от бизнес-идеи до инфраструктуры

Исторические предпосылки

С самого начала развития ИТ-ландшафта «Ростелекома» в 2011 году компания в течение длительного времени придерживалась принципа: «Быстрее, выше, сильнее!».

Нам хотелось поскорее вывести на рынок новые сервисы и продукты, предоставить как можно больше решений и возможностей для наших клиентов.

Алексей Грибанов, Директор департамента архитектуры проектов "Ростелеком"

Это стремление привело к невыгодному сценарию развития ИТ-ландшафта, когда бизнес полностью определяет правила игры, а специалист становится заложником требований заказчика. Во многих бизнес-подразделениях отношения с вендорами выстраивались напрямую, и это привело к тому, что запросы на изменения ландшафта подразумевали внедрение новых систем, а не просто добавление новых функциональностей, так называемых фич. В результате ИТ-ландшафт наполнился большим количеством монолитов, огромным объемом данных и функциями, за которые параллельно отвечают несколько различных систем. При этом все они работали в тесной взаимосвязи, и влияние одной системы нарушало стабильность работы прочих систем и дальнейшее их развитие. К тому же увеличивалась стоимость содержания самих систем из-за пробелов в знаниях специалистов об их устройстве, росла зависимость от вендоров.

Оптимизируем процесс сквозного проектирования — от бизнес-идеи до инфраструктуры

Прежде чем перекраивать структуру и вносить изменения в процессы принятия решений, необходимо было переосмыслить устоявшиеся роли и направления развития информационных технологий. Для изменения ситуации «Ростелеком» использовал комплексный подход.

Оптимизируем процесс сквозного проектирования — от бизнес-идеи до инфраструктуры

Мы определили, что ИТ-специалисты — это не просто люди, выполняющие заказы, а сотрудники, способные полноценно участвовать в развитии компании. В процессе такой культурной трансформации стало очевидно, что нам требуется создать новые процессы. Соответственно, в нашей структуре должны появиться совершенно новые роли. Мы приступили к изучению внутренней ИТ-структуры и увидели, что у нас есть проектные менеджеры, ИТ и бизнес-аналитики, исторически находящиеся в бизнес-подразделениях. Но, учитывая масштабы холдинга, количество систем и заказчиков, с которыми мы взаимодействуем, стало понятно, что ролью одного аналитика нам не обойтись. Помимо детализированной проработки задач в зоне ответственности аналитиков, важно принимать решения, оценивая их влияние на весь ИТ-ландшафт. По этой причине появилось еще несколько ролей, связанных с архитектурными решениями.

Алексей Грибанов, Директор департамента архитектуры проектов "Ростелеком"

ИТ-культура

Чтобы обозначить контрагентам из внутренних подразделений понятную позицию ИТ, был сформирован ИТ-манифест, декларирующий отношение ИТ к проектам и заказчикам. Для повышения эффективности ИТ, был разработан и внедрён принципиально новый подход к формированию самоорганизующихся кругов, который назвали «Karma Framework».

Мы сформулировали для себя задачу не просто выполнять запросы, которые нам поступают, а стать действительно эффективными. Сотрудники ИТ-подразделения в шутливой форме, но с полной серьезностью заявили всем, что могут быть полезными и подходят ко всему ответственно, назначив себе показатель эффективности «карма ИТ» (которая растет при надлежащем исполнении своей работы).

Алексей Грибанов, Директор департамента архитектуры проектов "Ростелеком"

Роли в управлении архитектурой

В ряде случаев бывает сложно провести границу между аналитиками и архитекторами, но в масштабах корпорации это стало возможным. В попытке описать бизнес-процессы «Ростелекома» как организации, выделены пять слоев, каждый из которых раскрывает определенную грань компании со стороны бизнес-подразделений и в зоне ответственности ИТ.

Оптимизируем процесс сквозного проектирования — от бизнес-идеи до инфраструктуры

Это слои информационной архитектуры, одновременно содержащие в себе описания данных, с которыми работают бизнес-подразделения; логических данных в информационных системах; прикладной и интеграционной архитектур с учетом взаимосвязей между большим количеством систем; и технической архитектуры, включающей в себя все техническое обеспечение.

Безусловно, для описания всех архитектурных слоев и управления ими одного специалиста недостаточно, поэтому было введено несколько новых ролей:

  • корпоративного и информационного архитекторов — они смотрят на ИТ-ландшафт в целом и принимают участие в стратегическом планировании его развития на ближайшие 3–5 лет;

  • технических архитекторов, отвечающих за размещение в центре обработки данных (ЦОД) виртуальных сред и информационных систем, а также за сетевую связность между всеми этими конструкциями;

  • solution-архитекторов, от которых требуется чуть менее детальная проработка. Это самые массовые должности. Занимающие их сотрудники работают с проектами и первыми принимают инициативы от бизнес-подразделений, обсуждают проекты с аналитиками и делают первые прогнозы по реализации полученной бизнес-задачи или инициативы;

  • архитектора по интеграции.

Архитектор не может жить одним проектом и мыслить горизонтами одного бизнес-заказа, его задача — определить пожелания заказчика и сформулировать решение, позволяющее получить результат не только на сегодняшний день, но с перспективой дальнейшего ценностного развития продукта. Это возможно только при условии правильно выстроенной внутренней коммуникации.

Задача архитектора – предложить лучшее архитектурное решение для «Ростелекома», не ограничиваясь решением задачи конкретного бизнес-заказчика.

Алексей Грибанов, Директор департамента архитектуры проектов "Ростелеком"

Чтобы обеспечить управляемое взаимодействие между сотрудниками на стадии подготовки проекта к защите на архитектурном комитете, была введена практика предзащиты. На ней архитектор делится с коллегами своими планами по тому или иному решению, обсуждает с ними взаимосвязи со структурами, службами и прочими проектами и рассказывает, как он планирует учитывать эти зависимости. Зачастую в работе ИТ-архитекторов «Ростелекома» может параллельно находиться около 60 и более проектов, по многим из них специалисты готовят архитектурные решения в моменте. Вторая цель, которая решается предзащитными встречами, — выявление похожих проектов, уже реализованных ранее. В процессе проверки может выясниться, что в ИТ-ландшафте уже существуют заготовки, подходящие компоненты, а иногда и целая система, развитие которой может принести желаемый результат. Одновременно с этим решается задача кросс-контроля: при длительной работе над одним проектом сложнее выявлять его недостатки, а взгляд со стороны помогает выявить недочеты. Командная работа и коммуникация с коллегами способствует накоплению собственных корпоративных знаний о ИТ-ландшафте.

Оптимизируем процесс сквозного проектирования — от бизнес-идеи до инфраструктуры

Фазы типового проекта в «Ростелекоме»

Оптимизируем процесс сквозного проектирования — от бизнес-идеи до инфраструктуры

На стадии предпроектного анализа мы отправляем к заказчику сразу трех специалистов: руководителя проекта, ИТ-аналитика и архитектора. Они готовят solution-архитектуру, детальное описание требований и первичную оценку затрат на реализацию проекта. Спустя какое-то время после запуска этот организационный процесс начал давать сбои: участилась эскалация вопросов по действиям того или иного специалиста, затягивались сроки выполнения задач. Чтобы выявить причины этих сложностей, мы проанализировали взаимосвязи сотрудников на стадии предпроектного анализа.

Алексей Грибанов, Директор департамента архитектуры проектов "Ростелеком"
Оптимизируем процесс сквозного проектирования — от бизнес-идеи до инфраструктуры

Процесс происходил следующим образом:

1. Аналитик принимает от бизнес-заказчика запрос (детализирует информацию, помогает точно и системно их описать), готовит бизнес-требования к проекту.

2. Одновременно подключается solution-архитектор, который получает у заказчика важную для него информацию и определяет, какие системы и их функции нужны проекту.

3. Solution-архитектор передает обработанную информацию ИТ-аналитику для подготовки документов, которые передаются в разработку.

На данном этапе стали поступать жалобы от технических архитекторов на отсутствие необходимой информации. Мы погрузились в процесс взаимодействия сотрудников и поняли, где именно происходит коммуникационный сбой.

4. Руководитель проекта подключает технического архитектора.

5. Технический архитектор получает задачу на проработку виртуальных сред и размещение кода в конкретных ЦОД, после чего запрашивает у руководителя проекта дополнительную информацию. У руководителя проекта нет этой информации, и он пытается найти ее самостоятельно из доступных ему источников.

6. Технический архитектор выполняет работу, далее руководитель проекта формирует заявку на изменение инфраструктуры и создание виртуальных сред и передает ее в службу развития инфраструктуры.

7. Коллеги принимают заявку, рассматривают и зачастую возвращают без внесения каких-либо изменений, с дополнительными комментариями.

8. В связи с этим, руководитель проекта снова идет к техническому архитектору пытается уточнить детали. Начинается стадия 3-сторонних переговоров. Тем временем, проектная команда находится в информационном вакууме.

9. Результатом исполнения всех заявок становится создание виртуальных сред, которые позволяют командам разработки разворачивать написанный ими код.

Тем временем, руководитель проекта вязнет в микроменеджменте и сборе информации, что негативно сказывается на скорости и управляемости проекта в целом.

На этапе разбора сложившейся ситуации вскрылись и следующие факты. При разработке технической архитектуры и формировании заявок на выделение виртуальных сред, технический архитектор ожидает получить компонентную архитектуру проекта и матрицу доступов, т. е. описание в терминах IP-адресов, портов и хостов, на которых размещены те или иные компоненты. В документации, которой обладает руководитель проекта, этой информации нет, и он начинает искать ее в сомнительных источниках. Технический архитектор возвращает техническую архитектуру, которую руководитель проекта передает в подразделение развития инфраструктуры и сети. Результат деятельности возвращается в виде виртуальных машин, требующихся доступов, которые отправляются в разработку. Следовательно, не хватает роли специалиста для написания компонентной архитектуры и матрицы доступов.

Оптимизируем процесс сквозного проектирования — от бизнес-идеи до инфраструктуры

Описание ошибок:

Оптимизируем процесс сквозного проектирования — от бизнес-идеи до инфраструктуры

Было принято решение пересмотреть принципы работы всех специалистов, вовлеченных в процесс, и теперь он выглядит следующим образом:

Оптимизируем процесс сквозного проектирования — от бизнес-идеи до инфраструктуры

- Заказчик готовит бизнес-требования.

- ИТ-аналитик принимает их и начинает с ними работать.

- Параллельно с бизнес-требованиями начинает работать solution-aрхитектор, который готовит компонентную архитектуру с матрицами доступов и передает информацию напрямую техническому архитектору.

- Технический архитектор, с этого момента, не просто готовит проект размещения, а напрямую взаимодействует с подразделением инфраструктуры и сети для совместной проработки нюансов размещения виртуальных машин в центрах обработки данных. Далее, он самостоятельно передает команде разработки информацию о созданных виртуальных средах и доступах.

Оптимизируем процесс сквозного проектирования — от бизнес-идеи до инфраструктуры

Таким образом мы снизили объем информационной нагрузки на руководителя проекта. Что важно для меня как руководителя функции архитекторов, мы существенно повысили уровень ответственности специалистов, привлеченных к реализации проекта. С этого момента они по-настоящему вовлеклись в процесс внесения фактической ценности в проект. В результате мы повысили моральный настрой и качество работы проектной команды.

Алексей Грибанов, Директор департамента архитектуры проектов "Ростелеком"
Оптимизируем процесс сквозного проектирования — от бизнес-идеи до инфраструктуры

Выводы:

1. Даже в классической методолгии процессов, нужно быть готовыми к изменению процессов

2. Любое действие должно иметь смысл. Если его нет - избавляйтесь от действия.

3. Нужнее те, кто делает результат "под ключ", а не закрывает только этап процесса

4. Нужно быть готовыми выходить за рамки. PUSH THE LIMITS!

33 показа
324324 открытия
Начать дискуссию