Развитие биллинговых систем в телекоммуникациях
Биллинговые системы (от англ. bill — счет) обеспечивают расчет абонентской платы и выставление счетов по каждому абоненту, хранят полную информацию о тарифах и истории действий абонентов, помогают вести взаиморасчеты с другими поставщиками услуг.
Первая биллинговая система появилась 1868 г. и предназначалась для взаиморасчетов между операторами телеграфной связи. Тогда же начала набирать популярность система отложенного платежа или платежа по счету за фактически использованные товары и услуги, когда клиентам отправлялись счета с подробным описанием расчетов. Современные биллинговые системы для рынка телекоммуникаций начали появляться в 90-х годах XX века.
Первая версия биллинга Bercut
Первым оператором, у которого была установлена биллинговая система разработки Bercut, стал ОАО «Связьинформ», оказывавший услуги связи в Челябинской области. Система IN@Voice отвечала за прием платежей, выставление счетов, тарификацию голосовых вызовов, SMS и интернет-трафика.
С 2000 по 2002 гг. IN@Voice пополнил ИТ-ландшафт еще двух операторов связи: «СтавТелеСот» и «Мобиком-Кавказ». «СтавТелеСот» (сейчас принадлежит ПАО «ВымпелКом») охватывал 61% всей абонентской базы Ставропольского края. ЗАО «Мобиком-Кавказ», 100% дочернее предприятие ОАО «МегаФон», предоставлял услуги в Северо-Кавказском укрупненном регионе.
Биллинг решал несколько ключевых задач:
непрерывный учет затрат на предоставленные услуги связи;
- расчет стоимости, налогов и дополнительных платежей;
- управление и контроль баланса абонента;
- информирование об отсутствии средств на балансе абонента;
- гибкая тарификация;
- детализация расходов и финансовая отчетность.
Уже тогда биллинговая система Bercut позволяла не только выставлять счета за услуги связи, но тарифицировать трафик в режиме реального времени. Конечно, по сравнению с сегодняшним днем, функциональность была элементарной: биллинг мог принять платеж, отменить его и выставить счет абоненту.
Что же изменилось за эти годы в устройстве биллинговых систем и как это повлияло на мобильных операторов и абонентов?
Изменения в биллинге
Смена парадигмы продаж, когда в центре внимания оказались предпочтения клиентов, стала стимулом для создания новых ИТ-решений. Их целью стали получение и анализ данных о конечных потребителях и разработка продуктов, ориентированных на их потребности. Пожелания самого мобильного оператора отошли на второй план.
Онлайн-тарификация
Первоначально все поставщики связи использовали офлайн-тарификацию, при которой сетевые устройства и биллинг обменивались специальными CDR-файлами. Списание денежных средств со счета абонента производилось по факту оказания услуг. Со временем абоненты становились более требовательными. Они хотели видеть, сколько средств у них на счете здесь и сейчас, так что системам пришлось учиться тарифицировать сессии в режиме реального времени.
Разделение трафика на типы
С повышением доступности интернета возросло и количество типов трафика. Потребовалось адаптировать биллинг так, чтобы он мог тарифицировать отдельно, например, YouTube и WhatsApp или же наоборот — не тарифицировать их. Это позволило сделать пакеты услуг более удобными для абонентов, и пользователи мобильного интернета перестали переплачивать за трафик. В частности, появились такие продукты, как безлимитные мессенджеры.
Списание абонентской платы
Подход к списанию абонентской платы со временем тоже становился более гибким. Прежде биллинговая система списывала денежные средства со счета абонента раз в месяц, теперь частоту и периодичность списания можно было настраивать. Благодаря этому мобильные операторы смогли предложить абонентам удобные схемы оплаты, а абоненты перестали переплачивать за периоды, в которых они не пользовались услугами.
Эволюция методов списания
В разное время использовались различные методы списания абонентской платы. Они зависели от модели потребления услуг и целей мобильного оператора в тот или иной момент времени. Например, при кредитной схеме абонент вносил платеж по факту оказания определенного объема услуг. На смену этому некогда популярному методу пришел авансовый, при котором плата списывается в начале периода.
Когда-то биллинговая система рассчитывала и взимала плату только за фактические дни использования услуги. Потом абоненты стали платить ежемесячно, не задумываясь о том, пользуются они услугой или нет, появилась возможность масштабировать сумму абонентской платы в зависимости от длительности использования услуги.
Вся информация, которая требуется для корректного списания средств со счета абонента (тариф, период использования и пр.), хранится в биллинговой системе. IN@Voice анализирует данные и принимает решение о сроках и суммах списания.
Эпоха customer experience
Постепенно фокус внимания операторов связи сместился на клиентский опыт: в обиход вошли понятия Customer Experience и User Experience.
За совершение определенных действий или подключение конкретных услуг операторы стали предлагать абонентам дополнительные бонусы и скидки (т.н. «пряники»). Впервые начали появляться пакеты услуг (bundle).
Минуты превратились в пакеты
Пятнадцать лет назад все находились на тарификации pay-as-you-go (PAYG), когда оплата производилась исходя из фактического потребления минут за определенный период. Например, в голосовой связи бесплатными сначала были 10 секунд разговора в минуте, затем 5 секунд, и многие абоненты для экономии средств старались уложиться в эти отрезки.
С появлением пакетных тарифных планов абоненты получали в рамках тарифного периода определенный объем трафика за фиксированную стоимость. Это избавило их от необходимости проверять баланс после каждого звонка; главным стало количество оставшихся ресурсов в пакете. Тарификация PAYG сменилась на bundle.
Перенос остатков
Активное развитие OTT-сервисов (англ. Over The Top — предоставление видеоуслуг через интернет) привело к тому, что операторы связи стали восприниматься исключительно как канал для передачи интернет-трафика. При этом борьба за абонентскую базу продолжалась, и требовались все более привлекательные решения для абонентов. Именно тогда впервые возникла идея переноса остатков с одного тарифного периода на другой. Чтобы предоставить абонентам такую возможность, необходимо было реализовать в IN@Voice определенные настройки. Именно развитие этой функциональности в дальнейшем позволило запустить уникальный для России продукт ― «Маркет Tele2», онлайн-площадку для продажи минут и гигабайтов из пакета услуг абонента.
Mobile Number Portability
Когда проникновение мобильной связи превысило 100% (к слову, в России оно сейчас составляет более 170%, т.е. едва ли не у каждого абонента есть две SIM-карты), пришло осознание, что емкость рынка заполнена и дальнейший рост совершается в профицит. В этой ситуации разумнее было направить силы на удержание существующих абонентов, нежели на привлечение новых. Тем более что причины, по которым абоненты могли желать сменить оператора, были. Одна из них — нередкие случаи ошибочного списания средств. Однако, ради сохранения привычного номера телефона, абоненты чаще всего были вынуждены смириться с неудобствами. 2013 год оказался революционным для российского телекома. Абоненты получили законодательное право сохранять свой номер телефона при смене оператора. Новая услуга получила название Mobile Number Portability (MNP).
С отменой «мобильного рабства» стало ясно, что насыщение абонентской базы не является препятствием для ее роста: благодаря MNP абоненты получили возможность с легкостью переходить от одного оператора к другому. У операторов же появился дополнительный стимул для борьбы с оттоком. Дело в том, что, по законодательству, за каждым оператором закрепляется свой диапазон абонентских номеров. При переходе абонента к другому поставщику связи хост-оператор теряет номер и его номерная емкость уменьшается, что сказывается на доходах.
Персонализированный подход
Потеря номерной емкости, высокая стоимость привлечения нового абонента ― причины, по которым поставщикам связи приходится бороться за своих клиентов. При этом стоимость удержания абонента значительно ниже стоимости привлечения нового, даже с учетом скидок. Понимание этого привело к тому, что операторы начали персонализировать свои продукты. Так появились новые сервисы:
тарифные планы-конструкторы, когда абонент может сам настроить необходимое количество трафика;
персональные скидки;
- эксклюзивные предложения — для конкретных абонентов в конкретный момент времени и др.
Подобные сервисы разрабатываются на биллинговой системе в связке с тарификационной платформой. Подход, при котором скидки, хранящиеся в IN@Voice, применяются единовременно ко всей абонентской базе, перестает быть востребованным, и функциональность биллинга развивается в сторону персонализированных предложений. При этом важно сохранить удобство администрирования, не утяжеляя объемы хранимой информации и не усложняя структуру системы. Ведь для того, чтобы в три клика создать одну услугу для одного абонента, крупному оператору, чья абонентская база достигает 80 млн абонентов, необходимо совершить 240 млн кликов.
Роуминг
Вместе с персональными скидками развивались и роуминговые предложения. Прежде нередко случалось так, что средства за пребывание в роуминге продолжали списываться на протяжении нескольких месяцев после возвращения абонента в домашнюю сеть. Это было связано с отсутствием онлайн-роуминга. Операции, произведенные пользователем в гостевой сети, записывались в TAP-файл (Transferred Account Procedure) и передавались в домашнюю сеть. Операторы связи обменивались TAP-файлами, взимали на их основании абонентскую плату, при этом каждый месяц вели взаиморасчеты между собой.
Со временем начал развиваться онлайн-роуминг по протоколу CAMEL. Это существенно упростило взаиморасчеты с абонентом и между поставщиками связи. Услуги перестали тарифицироваться по postpaid-методу: запрос на сервис стал приходить домашнему оператору непосредственно в тот момент, когда абонент совершал действие.
Партнерский контент
Казалось бы, еще совсем недавно абоненты получали картинки через SMS. Доставка такого контента осуществлялась с помощью CPА (Content Provider Access Platform) решений, которые обязательно интегрировались с биллингом. В Bercut для этого использовалась платформа организации доступа к партнерскому контенту — SPACE. SPACE решал задачу правильного доступа партнеров к биллингу и контролировал фрод.
За пару десятилетий партнерский контент сильно изменился. С появлением смартфонов и прямого доступа в интернет любой абонент может легко найти и скачать то, что ему интересно. Спрос сегодня определяют более комплексные предложения: подписки, услуги по проверке автоштрафов, ставки на спорт и другие сервисы.
Когда-то совершить звонок без SIM-карты было невозможно, т.к. соединение шло через сеть GSM. Появление смартфона с учетной записью Apple ID, которая позволяла звонить через FaceTime или iMessage, оставило мобильных операторов в стороне. Стремительное развитие мессенджеров повлекло за собой удешевление интернет-трафика, а это в свою очередь привело к увеличению его потребления. Люди перешли на общение в мессенджерах через Wi-Fi.
В поисках дополнительных источников дохода поставщики связи обратились к партнерствам. Чтобы придать своим услугам дополнительную ценность, операторы стали внедрять в тарифные планы т.н. бенефиты: чашки кофе на фудкортах, книги в электронных библиотеках, подписки на онлайн-кинотеатры и платное видео. Это поставило перед IN@Voice новую задачу — вести учет и тарификацию партнерского контента и сервисов. Система должна была научится сообщать партнеру о том, что абонент подключил услугу, что с него списаны денежные средства или что он по какой-то причине заблокирован.
С развитием партнерских программ IN@Voice потребовался мощный API (Application Programming Interface), чтобы обеспечить удобство управления, регламентировать уровни доступа к биллингу и сохранить безопасность информации об абонентах. Развитие экосистем задействует множество продуктов в ИТ-ландшафте оператора (campaign management, личные кабинеты, m2m-платформы), которым требуется информация из биллинга. Поэтому API развивается и совершенствуется по сей день.
Безопасность абонентов
К биллинговой системе предъявляются серьезные требования по безопасности и хранению персональных данных об абонентах. Сохранность информации во многом контролируют мобильные операторы. Биллинговая система устанавливается на сервер в локальной сети оператора, что фактически исключает к ней доступ извне. Дополнительный уровень защиты обеспечивается установкой файрволов и строгим контролем доступа на основе ролевой модели, реализованной в Bercut IN@Voice. Она регламентирует набор полномочий, который необходим пользователю или группе пользователей для выполнения определенных рабочих задач. Оператор может настраивать права и роли в соответствии со своей политикой предоставления доступа. При этом все действия пользователей логируются, и служба безопасности оператора всегда может произвести полную проверку.
Прорывной период для IN@Voice
По-настоящему прорывным моментом для Bercut IN@Voice стало вынесение из архитектуры биллинга TAR@SCP — тарификационной платформы, которая отвечает за тарификацию всех сервисов оператора. Это позволило существенно упростить архитектуру IN@Voice, оптимально распределить процессы с точки зрения функциональности, ускорить разработку продуктов.
Bercut провел масштабирование IN@Voice и увеличил производительность системы. В рамках проекта были расширены возможности работы с подсистемами отчетности, в портфеле продуктов Bercut появилcя набор инструментов Business Intelligence & Analytics Suite ― для хранения, построения, оценки аналитических моделей и принятия эффективных управленческих решений. В 2014-2015 гг. Bercut произвел масштабную миграцию 13 млн абонентов с 20 сайтов «Ростелекома» в базу Tele2.
А как у вас дела с eSIM?
Добрый день, Анастасия! eSIM в России на сегодняшний день запущен несколькими операторами и работает достаточно успешно, в условиях отсутствия единой законодательной базы. Основным стоп-фактором для запуска eSIM в 2020 году стало отсутствие системы удаленной идентификации абонентов. Однако, российские операторы сориентировались, и каждый нашел свой выход из ситуации. Некоторые предлагают пройти процедуру идентификации в офисе, другие предлагают пройти идентификацию через сайт или приложение «Госуслуги». Пока технология не запущена в официальную коммерческую эксплуатацию, все запуски являются тестовыми. eSIM уже протестирован одним из операторов, использующих билинговую систему Bercut IN@Voice. IN@Voice подключал абонентов с использованием eSIM, активировал виртуальные sim-карты, тарифицировал услуги и проводил обслуживание. Стоит отметить, что для проведения тестов по eSIM, на стороне биллинговой системы не потребовалось доработок со стороны Bercut.