Взрослые дети на работе: как незавершенная сепарация мешает карьере

Ольга Турышева, Марина Ремпель, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Falpinabook.ru%2Fcatalog%2Fbook-bez-oglyadki-na-mamu%2F&postId=1624732" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Без оглядки на маму. Как обрести внутренние опоры и завершить сепарацию»</a>, издательство «Альпина Паблишер», 2024 г.
Ольга Турышева, Марина Ремпель, «Без оглядки на маму. Как обрести внутренние опоры и завершить сепарацию», издательство «Альпина Паблишер», 2024 г.

Иногда в построении карьеры нам мешают психологические факторы: внутренние ограничивающие убеждения, повышенная тревожность, нестабильная самооценка. Но для меня было неочевидно, что незавершенная сепарация от родителей тоже может влиять на нашу профессиональную реализацию.

В книге «Без оглядки на маму» психологи Ольга Турышева и Марина Ремпель (Малионова) исследуют тему психологического отделения взрослых детей от родителей и обретения внутренней опоры. Мне показалось любопытным взглянуть на эту проблему под углом ее влияния на карьеру.

Ниже поделюсь своими размышлениями и выводами, навеянными чтением книги. Буду рада услышать в комментариях ваше мнение по этой теме, ведь вопрос дискуссионный.

На игле одобрения

Взрослый человек, не завершивший сепарацию от родителей, может испытывать постоянную потребность во внешнем одобрении. Корни этого явления кроются в детском опыте, когда представления ребенка о себе формировались под влиянием оценок значимых взрослых, прежде всего матери. Если в детстве преобладала критика, а не поддержка со стороны родителей, у ребенка могла сформироваться негативная я-концепция, убежденность в собственной «плохости» и никчемности. Став взрослым, такой человек продолжает нуждаться в одобрении окружающих, чтобы чувствовать себя ценным и значимым. Причем это стремление часто носит неосознаваемый, почти навязчивый характер.

В профессиональной сфере эта потребность может проявляться в постоянном поиске позитивной обратной связи от руководства и признания со стороны коллег. Похвала начальника или высокая оценка сотрудников становятся для такого человека подтверждением его компетентности и даже личностной ценности, своеобразной заменой недополученного в детстве родительского одобрения.

Проблема в том, что подобная зависимость от внешних оценок не только мешает развитию адекватной профессиональной самооценки, но и делает человека уязвимым перед возможными манипуляциями. Руководитель или коллеги могут использовать в своих интересах его страх не оправдать ожидания и боязнь критики. Кроме того, постоянная оглядка на мнение окружающих в ущерб своим интересам — серьезный фактор риска эмоционального выгорания.

Склонность к чрезмерному чувству вины

Испытывать иррациональное чувство вины — еще одно возможное следствие незавершенной сепарации от родителей. Если в детстве ребенок часто становился мишенью необоснованных упреков вроде «Из-за тебя моя жизнь не удалась!», он может вырасти с ощущением, что он «всегда и во всем виновен».

Став взрослым, такой человек продолжает обвинять себя за любые трудности — свои и окружающих, даже когда это совершенно нелогично. Чувство вины становится постоянным спутником его жизни, подталкивает к самодеструкции и выбору нездоровых отношений. А в профессиональной сфере эта установка порождает две взаимосвязанные проблемы: перфекционизм и прокрастинацию.

Опасаясь «быть виноватым», человек стремится все выполнять безупречно, но недостижимость этого идеала лишь усугубляет недовольство собой. Концентрируясь на промахах, он обесценивает свои успехи — и корит себя за «недостаточно хороший» результат. Защитой от этой неудовлетворенности может стать прокрастинация — избегание задач из-за страха сделать «недостаточно хорошо». Но и за бездействие человек тоже начинает себя казнить. Получается порочный круг.

Неумение брать на себя ответственность

Инфантильность, то есть сохранение детских моделей поведения во взрослом возрасте, — еще одно возможное следствие незавершенной сепарации. Человек может и в своей профессиональной жизни бессознательно ждать, что кто-то более компетентный будет принимать за него решения и руководить его действиями.

Главная вторичная выгода инфантильности на работе — избегание ответственности за результат. Сотрудник рассуждает так: «Если я ничего не решаю, то и спрос с меня невелик. Зато я застрахован от ошибок, разочарований и критики». Но цена такой позиции — отказ от возможности реализовать потенциал и достичь профессионального успеха. Также инфантильность может давать человеку ощущение безопасности и комфорта — мол, пока я в роли «ребенка», от меня многого не ждут. Однако такая установка мешает развиваться, выходить из зоны комфорта, браться за серьезные проекты и задачи. И что происходит дальше? Правильно, карьера буксует.

Заключение

Словом, тема влияния детского опыта на нашу взрослую жизнь поистине неисчерпаема. В книге «Без оглядки на маму» психологи подробно и доступно раскрывают эту тему, дают практические рекомендации и упражнения для тех, кто хочет проработать свой детский опыт и его влияние на взрослую жизнь.

Мне было бы интересно подумать вместе с вами о том, как отношения с родителями сказываются на построении карьеры. Замечаете, как детские сценарии проявляются в вашей работе? Давайте обсуждать!

77
2 комментария

Про чувство вины очень точно подмечено: как-то и за собой замечала, и за подругами, особенно, когда были значительно младше и процесс сепарации был как будто не завершен

2
Ответить

Интересная тема! Инфантильность и незавершенный процесс сепарации же влияют на удовлетворенность жизни сотрудника, его счастье. Если он чувствует вину, избегает задач, ищет поощрения, а его нет, то он начинает чувствовать себя некомфортно, искать другую работу, надеясь, что там будет лучше. И может находиться в этом круге очень долго...

1
Ответить