Ввести специальный режим и не использовать узкие формулировки: как запатентовать или засекретить важную информацию

Отрывок из книги «Своровали? Накажи!» о защите интеллектуальных прав от юриста Алексея Башука и редактора Максима Ильяхова, которую выпустило издательство «Альпина PRO».

Ввести специальный режим и не использовать узкие формулировки: как запатентовать или засекретить важную информацию

Как обойти чужой патент и не дать обойти свой

«Обойти патент» — значит использовать такое решение, в котором не будет воплощен каждый признак формулы или его эквивалент, если речь об изобретении. Чем больше признаков удастся исключить и заменить, тем вернее обходной путь. При этом нужно постараться сделать так, чтобы получившийся продукт был как минимум не хуже запатентованного и выдерживал конкуренцию на рынке.

Давайте посмотрим еще разок на наши формулы лопат и подумаем, как мы могли бы сделать лопату с пульсометром так, чтобы она не попадала под формулу патента. Начнем с простого: возьмем патент с лишними признаками в формуле.

Лопата, включающая деревянный черенок, пластмассовую ручку и штык U-образной формы, отличающаяся тем, что на ручке закреплен с помощью клейкой ленты пульсометрический датчик, соединенный с аккумулятором емкостью от 500 до 3000 мA·ч и модулем передачи данных, взаимодействующим со смартфоном.

Тут легко: делаем металлический черенок вместо деревянного, или ставим аккумулятор помощнее, или все сразу, чтобы уж наверняка. Получается другое решение. Изобретатель сам подложил себе свинью с такой узкой формулой и теперь это играет против него.

Теперь давайте посмотрим на формулу пошире:

Лопата, включающая черенок, ручку и штык, отличающаяся тем, что на ручке закреплен пульсометрический датчик, соединенный с модулем передачи данных и аккумулятором.

Тут есть признак «пульсометрический датчик закреплен на ручке». Если мы сделаем лопату с датчиком на черенке, то это будет уже другое решение. Не так удобно для покупателей, но не фатально. Или посмотрите признак про аккумулятор — можно сделать лопату с датчиком на батарейках (продаются отдельно). Использование патента окажется под вопросом.

Если бы мы хотели расширить патент, нужно было бы убрать из формулы указание на то, где именно на лопате закреплен датчик. Плюс можно было бы указать не на наличие аккумулятора, а, например, на наличие разъема для подключения элемента питания.

Вот формула, которую было бы сложнее всего обойти:

Лопата, включающая черенок, ручку, штык, отличающаяся тем, что содержит пульсометрический датчик и модуль передачи данных.


Патент с такой широкой формулой получить непросто. Возможно, в ходе экспертизы придется все-таки сузиться и добавить подробностей. Но для изобретателя, как правило, выгоднее заявиться с широкой формулой и точечно сузить ее по запросу эксперта, чем изначально подать заявку с узкой формулой.

Если вы понимаете, как работают патенты, вам не составит труда обойти дурной патент с узкой формулой — поменяете, условно, деревянный черенок на металлический и все. А если вы получили патент с толковой широкой формулой, то конкурент уже не сможет выпустить такой продукт на рынок, не нарушив ваши права. Ему придется или делать что-то проще и хуже вашего, или потратить кучу денег на разработки и изобретение решений, которые не охватываются вашеи формулой.

Важный момент: если взять все признаки и добавить сверху еще несколько, то обойти патент не получится.

Допустим, конкурент добавляет к нашей лопате фонарик и подает патентную заявку на пульсометрическую лопату с фонариком.

Формула выглядит, например, вот так:

Лопата, содержащая черенок, штык и ручку, на которой закреплен пульсометрический датчик, соединенный с модулем передачи данных и аккумулятором, отличающаяся тем, что на ручке закреплен фонарь.

Роспатент, возможно, и выдаст патент — почему бы и нет, решение же новое. Только вот его изобретение окажется зависимым от нашего: если мы не разрешим ему использовать наше изобретение, то он и не сможет выпускать свои лопаты «как наши, только еще и с фонариком». Оно и справедливо — в таких лопатах будет использован каждыи признак нашего изобретения.

На этом месте возникает соблазн сказать, мол, вот оно, так и знал — патенты тормозят научно-технический прогресс. Тут я бы предложил обратить внимание вот на что: даже если изобретатель лопаты с фонариком не сможет договориться на лицензию с владельцем первого патента, то рано или поздно первый патент истечет, а патент на такую же лопату с фонариком продолжит действовать. Тогда и настанет черед второго изобретателя зарабатывать на своем исключительном праве.

Как видите, «обход» патента — это соревнование. Изобретатель берет чужой патент и придумывает, как решить эту же техническую задачу другим способом, как еще можно усовершенствовать технологию. Дальше он получает свой патент, его последователи — свои патенты, в итоге получаются целые патентные последовательности, по которым можно увидеть, как развиваются технологии. Каждый патент — это новая ступенька, по которой все выше и выше поднимается научно-технический прогресс.

Как защитить секреты бизнеса

У каждой компании есть свои важные знания, документы и наработки. Они ценны тем, что неизвестны никому, кроме особо приближенных. Их можно и нужно защищать — засекречивать.

Смысл коммерческой тайны не в том, чтобы ограничить чью-то свободу труда. Ее смысл в том, чтобы участники рынка конкурировали честно и не использовали бесплатно разработки, созданные на деньги бывших работодателей.

Конечно, с тайной и секретами не все так просто. Чтобы взыскать деньги с нарушителя, нужно заранее правильно оформлять документы, а потом само нарушение нужно еще найти и доказать. Это непросто, но возможно, поэтому давайте разбираться, как.

Есть список сведений, которые секретить нельзя:

— сведения, публикуемые в открытых государственных реестрах;

— сведения об угрозе безопасности людей и производства, нарушении законодательства;

— сведения о работниках: количество и состав, условия труда, система оплаты, задолженности сотрудникам.

Последнии пункт особенно интересен. Если известныи блогер Юрий спросит вашего сотрудника «Сколько вы зарабатываете?», а тот в ответ выдаст всю систему оплаты труда и покажет в камеру справку по форме 2-НДФЛ, то наказать его за разглашение коммерческой тайны не получится. Но это не значит, что вы теперь в принципе должны рассказывать эти сведения всем подряд. Просто тот, кто их знает, не обязан их скрывать.

Обратная история: журналист спрашивает у вас, сколько получают ваши сотрудники, — вы имеете право не отвечать. Не потому, что это секрет, а потому, что вы не обязаны отчитываться об этом перед незнакомыми людьми. Но если вдруг они узнают — могут опубликовать в журнале, и ничего им за это не будет.

Есть еще кое-какие исключения, но большинства компаний и предпринимателей они не касаются. А вот все, что не запрещено секретить, можно.

Сейчас будет немного нудно: я попробую объяснить, чем отличается коммерческая тайна от секретов производства. Это пригодится, чтобы разобраться, как защитить в своем деле те штуки, которым не помогут патенты и авторские права. Возможно, именно этот раздел спасет вас в конфликте с нечестными конкурентами, сотрудниками или бывшими партнерами.

И еще заброшу удочку: про секреты и тайны хорошо знают злодеи, которые продают липовые франшизы на сотни тысяч рублей, а потом не возвращают паушальные взносы, выигрывают суды и оставляют деньги себе. Чтобы не попасть в ловушку мошенников, нужно знать их схемы — об этом поговорим дальше, а сначала разберемся, как все устроено.

Потенциально секретные сведения делятся на три группы:

1. Организационные и экономические сведения. Например: оргструктура, планы, стратегии, отчетность, программы обучения и аттестации, результаты исследования рынка, структура цены, положения о скидках.

2. Производственные и технические сведения. Например: рецепты, составы, чертежи, инструкции, результаты исследовании, проекты, гипотезы, шаблоны.

3. Сведения о способах осуществления профессиональнои деятельности. Например: инструкции, скрипты, регламенты, политики, правила, протоколы, и так далее.

Для защиты этого хозяйства есть два инструмента: режим коммерческой тайны и секреты производства. Коммерческая тайна защищает сведения из первои категории — оргструктуру, ценообразование, скидки и другую информацию. Секреты производства касаются двух остальных пунктов — что и как производить и как работать. В зависимости от того, что вам нужно защитить, будут различаться документы, порядок защиты и нюансы.

Коммерческая тайна — это один из режимов конфиденциальности, как, например, государственная или служебная тайна. «Режим» — это не просто «мы так решили», а целая пачка документов, описывающих правила работы с тайными сведениями. Они должны быть приняты внутри организации, подписаны руководством и сотрудниками. В частности:

  • нужно составить положение о коммерческой тайне в компании;
  • определить перечень тайных сведений;
  • ввести режим в действие приказом директора;
  • промаркировать тайные сведения грифом «коммерческая тайна»;
  • ознакомить сотрудников под подпись со всеми документами;
  • завести учет доступа.

Сеичас главное понять вот что: если всех этих документов нет, значит, и коммерческои тайны у компании нет. Можно сколько угодно писать в договорах положения о конфиденциальности и коммерческой тайне, но если сам режим на предприятии не введен, эти положения никак не помогут. Те, кто этого не знает, так суды по коммерческои тайне и проигрывают.

Второй важный момент: коммерческую тайну может иметь только тот, кто ведет коммерцию, — предприниматель или компания. Обычныи человек коммерцией заниматься не может, а значит, и коммерческих тайн у него быть тоже не может.

Коммерческая тайна — это единственный способ юридически защитить организационные и экономические сведения бизнеса, например план продаж, программу обучения сотрудников, оргструктуру или маркетинговое исследование. Какие-то из этих документов формально защищаются и авторским правом, но большой пользы это не приносит, ведь документы ценны не как произведение, а тем, что конкуренты не знают их содержания. Поэтому такие данные и защищают коммерческой тайной.

Секреты производства — это уже не просто информация, а конкретные решения и способы действий. Например, порядок приготовления кофе, рецепт соуса, состав химиката, инструкция менеджера по продажам, чертежи еще не запатентованного устройства или сведения о точной настройке приборов. Это научно-технические и профессиональные решения, которые позволяют компании получить коммерчески ценный результат.

Чтобы защитить секрет производства, достаточно просто принимать разумные меры для сохранения конфиденциальности: указывать на секретность сведений в договорах, передавать эти сведения каким-то личным способом, не публиковать их.

Секрет производства может принадлежать обычному человеку, а не только компании. Она может внедрить режим коммерческой тайны для защиты секретов производства, но это необязательно.

Секрет производства (его еще называют «ноу-хау») — это объект интеллектуальных прав, наравне с патентами, произведениями и товарными знаками. У секрета есть правообладатель, у правообладателя есть исключительное право, этим правом можно распоряжаться. Я могу передать исключительное право на секрет производства, а могу разрешить им пользоваться за деньги — продать лицензию.

Утрированный пример. Представьте, что домохозяйка придумала рецепт очень вкусного соуса и решила продать его владельцу ресторана. Ценность рецепта не только в том, что соус получается вкусный, а в том, что другие кафе его не знают и не могут повторить. Сам по себе текст рецепта не важен — авторское право тут не поможет. Запатентовать рецепт соуса — ну тоже так себе история: технический результат тут вряд ли найдется, да и как потом в случае чего доказывать нарушение — тоже не очень понятно. А вот секрет производства — самое то. Можно заключить договор и обменять права на деньги.

Суть разницы между коммерческой тайной и секретом производства можно описать так:

Секрет производства можно «взять и сделать», а тайну можно просто знать или не знать.

Вообще сопоставлять вот так в лоб коммерческую тайну и секреты производства юридически неправильно. Коммерческая тайна — это режим охраны, а секрет производства — объект интеллектуальных прав. Но для вас как для предпринимателя это просто два инструмента, которые отличаются в деталях, а в целом защищают информацию по одной логике:

1. Сведения имеют коммерческую ценность за счет неизвестности посторонним.

2. У посторонних нет легального свободного доступа к сведениям.

3. Обладатель сведении принимает необходимые меры для сохра- нения конфиденциальности.

В начале главы я обещал рассказать, как играют на секретах производства некоторые хитрые франчаизеры. Дальше у нас будет целыи раздел про франшизы, но про это даваите расскажу тут.

Чтобы закон начал защищать патенты или знаки, их нужно зарегистрировать — пройти госэкспертизу, которая проверит, соответствует ли объект всем требованиям. А в случае с тайнами и секретами никаких проверок и регистрации нет. В законе всего несколько условий охраны конфиденциальнои информации: эта информация должна обладать коммерческои ценностью в силу неизвестности посторонним, а ее владелец должен принимать меры по сохранению конфиденциальности.

Как видите, все условия охраны секретов и тайн в руках самого предпринимателя. Он сам решает, что считать своим секретом и сколько этот секрет будет стоить. Нет никаких специальных независимых оценщиков или экспертов, которые со стороны знакомились бы с информацией и потом кивали с умным видом, мол, да, мы видели, там секреты ого-го, стоят своих денег. Никакой новизны (как в патентах) тут никто не проверяет, что захотел — то и засекретил. А теперь схема отъема денег у граждан:

1. Блогер курит кальян и фантазирует на тему «Как должен работать компьютерный клуб». Он упаковывает свои фантазии в вордовский документ «Инструкция по открытию клуба и найму сотрудников + бизнес-план взрывного роста.docx».

2. Находит потенциального покупателя франшизы, размещает на его слуховых органах макаронные изделия: мол, мы все знаем, как надо делать, но это Коммерческая Таина © ® TM, поэтому приобщим к великим знаниям только после заключения договора.

3. Заключают договор о предоставлении права использования ноу-хау. По договору человек всего за 99 900 рублеи (вместо 3 млн рублеи, только сегодня) получает от франчайзера секрет производства — тот самый вордовский файлик.

4. Франчайзи открывает заветный «Инструкция по открытию клуба и найму сотрудников + бизнес-план взрывного роста.docx» и видит вместо ожидаемого секрета неотвратимого коммерческого успеха какую-то муть: фантазии предпринимателя, рерайт бизнес-книжек, корявые схемы, кучку ошибок и улыбающихся людей с фотостока.

5. Франчайзи подает в суд на расторжение договора, а суд справедливо отвечает: «Батенька, ну вы весь перечень сведений получили? Получили. С секретом производства ознакомились? Ознакомились. И что вы теперь хотите?»

Для франчайзи секрет производства — это кот в мешке. Нельзя получить секрет, посмотреть его, а потом сказать «ой, да я все это и так знал, верните деньги». Точнее, сказать-то можно, только вот вернуть деньги большинству покупателей франшиз не удается.

Вот так и получается: можно насобирать все что угодно в файлики, назвать это «секретом производства» и продавать сколько влезет за сколько вздумается. И «продавец» секрета юридически будет совершенно прав: посмотреть в мой мешочек стоит сто рублей, не хочешь — не плати, а раз ты уже посмотрел, то все.

1111
2 комментария

А реклама разве не должна маркироваться?

Читал, редкостная дрянь немного распиаренная Ильяшиным