{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

PR в стартапе: как и кому рассказать о себе после выхода на рынок?

Как попасть в топовые СМИ, зачем раскручивать основателя и почему вы должны быть первым, кто расскажет вашу историю? Директор по маркетингу Briskly Вероника Климова делится историей о том, как почти год PR был единственным способом продвижения стартапа.

Briskly - это технологический стартап, который с 2019 года делает приложение для покупок без персонала B-Pay. С помощью него покупатели сканируют штрихкоды товаров и оплачивают их прямо в смартфоне, в обход кассы и очередей.

Приложение уже работает в Азбуке Вкуса и других магазинах, а также на АЗС, в кафе и даже в умных микромаркетах. К апрелю 2020 года мы подключили 11 тысяч торговых точек по всей России, а приложение скачали 50 тысяч пользователей. Кроме того, мы разрабатываем железные решения для автономной работы магазинов, умных холодильников и кафе.

PR в стартапе - это когда стремительный рост требует раз в месяц пересматривать стратегию коммуникаций. Сегодня ты - магазин-контейнер без персонала, завтра приложение, через неделю - платформа.

Кто аудитория продукта

Приложением B-Pay пользуются покупатели-инноваторы. В их телефоне с большой вероятностью вы найдёте каршеринг, заказ еды и даже GPS-трекер для кота. Но чтобы у них был выбор, мы должны регулярно добавлять новые торговые точки. Можно сказать, у нас два типа аудитории:

  • b2b — предприниматели, сетевые ритейлеры, владельцы магазинов и кафе, которые хотят использовать нашу технологию в своем бизнесе, чтобы сократить расходы на персонал и улучшить сервис;
  • b2c — люди, которые скачивают и используют приложение B-Pay.
Общаться в момент покупки ни с кем не нужно

Для каждой из этих аудиторий мы разрабатываем отдельную стратегию продвижения, но пока акцент идет на ритейлеров: чем больше магазинов и организаций подключатся к нашей системе, тем удобнее будет пользователям искать поблизости торговые точки.

Наша цель — создать экосистему, в которой магазины разгружают персонал от избытка работы и имеют дополнительный канал продаж, а покупатели — используют приложение B-Pay для экономии своего времени.

Как рассказать о себе рынку и будущим клиентам

С одной стороны, для привлечения b2b-клиентов мы подключили стандартные инструменты интернет-маркетинга — контекст и таргет. Однако, ничто не даёт такого результата на старте, как PR. Он имеет гораздо более широкие охваты и прогревает всю воронку ритейлеров, которые видели наше объявление в поиске. Публикации повышают доверие, что очень важно для стартапа. Поэтому мы развиваем направления, связанные с контент-маркетингом и PR:

  • работаем с журналистами отраслевых СМИ и вместе выпускаем новости, статьи и кейсы о том, как эффективно использовать продукт;
  • создали обучающий портал для ритейлеров с базой статей, что делать после подключения к приложению. Ссылки на эти статьи даём в серии рассылок. Это снижает нагрузку на менеджеров по продажам;
  • участвуем в выставках и планируем собрать свою конференцию.

С какими СМИ сотрудничаем

Попасть в топовые СМИ, такие как «Ведомости», «Коммерсантъ», «РБК», если вы никому не известный стартап - довольно сложно. Именно поэтому эти издания считаются журналистикой высшего пилотажа, они публикуют проверенные факты о компаниях, которые известны большому количеству людей. Для публикации должен совпасть ряд критериев:

  • вы попадаете в информационную повестку;
  • ваша новость важна социально или экономически для большого количества людей:
  • у вас фигурируют серьёзные цифры, известные фамилии или бренды (и самое главное — они могут это подтвердить);
  • желательно, чтобы это был эксклюзив.

Одним словом, спросите себя: почему людям важно об этом знать?

Стартапу проще всего попасть в крупные издания в коллаборации с каким-нибудь брендом. Например, вы делаете пилотный проект для одного из крупнейших сотовых операторов — об этом напишут. Но в заголовке вас могут не указать.

Редко, но метко

Поскольку у стартапа мало ресурсов, рекомендуем выбрать стратегию, где вы не создаёте много информационного шума, а делаете заявления «редко, но метко». Для меня это рассылка пресс-релиза не чаще, чем раз в месяц.

А раз у вас один шанс в месяц быть опубликованным, нужно четко определить те издания, которые получат новость. Как правило, это 2-3 лучших издания вашей отрасли, вы их точно знаете. По такому же принципу я отбираю СМИ, для которых мы упаковываем кейсы и пишем статьи.

Для нас в приоритете:

  • Деловые СМИ — "Forbes", "Ведомости", "Коммерсантъ", "Inc.", "Секрет Фирмы", Их читают предприниматели и инвесторы, которых может зацепить наш продукт. После упоминания в таких изданиях доверие покупателей стремительно возрастает.
  • СМИ об IT и стартапах. Это VC, Rusbase и их аналоги. Если вас нет на этих площадках, то никто не узнает, что вы стартап.
  • Отраслевые СМИ — конкретно для Briskly это любые площадки, связанные с ритейлом (например, Retail.ru и Retailer.ru), с ними мы держим плотный контакт.
  • Развлекательные и новостные издания для широкой аудитории — ресурсы по типу The Village, Meduza и другие опубликуют вас, если ваш проект социально значим и напрямую влияет на жизнь людей.

Запаситесь терпением. Когда вы продвигаете компанию с нуля, вес у неё появится не раньше чем через 6 месяцев. Первое время вы будете много писать в пустоту.

Когда супермаркет «Азбука Вкуса» анонсировали, что они тестируют наше приложение для оплаты продуктов без кассира B-Pay, то этот инфоповод вызвал резонанс в медиа. Мы даже дали комментарий для «Ведомостей»:

Основатель Briskly Глеб Харитонов подтвердил сотрудничество с ритейлером. Для разработчика это не первое внедрение, отметил он: с технологией работает несколько несетевых магазинов – два магазине в «Сколково» и др. В сетевой рознице это первый опыт, уточнил он.

После «Ведомостей» эту новость подхватили все — The Village, «Коммерсантъ», ICT Moscow, Retailer, Tinkoff и другие издания.

Как работать с журналистами, чтобы ваша публикация вышла

В нашей отрасли, если вас нет на Retail.ru и Retailer.ru, считайте, что вас не существует. Мы сообщаем в эти два издания обо всех значимых проектах, которые рождаются в компании. Сначала присылаем новость, уточняем факты, получаем обратную связь, а дальше - распространяем везде.

Начать работу с таким изданием лучше с кейса о себе. Чтобы в последующих новостях можно было поставить на вас ссылку с предысторией проекта. Наш путь на Retail.ru начался со статьи «Как российский стартап Briskly запускает магазины без персонала».

С этой же статьи мы впервые попали «в народ» через «Яндекс.Дзен». У нас стояла utm-метка на сайт компании (ставить метки обязательно всегда, если редакция не против). В этот день из комментариев мы узнали о себе много нового...

Комментарии о Briskly на Яндекс.Дзен

В итоге, суммарно со статьи было более десяти тысяч переходов, и она принесла нам два крупных контракта и более 200 обращений по продукту «микромаркеты». Так что Дзен работает, но если вы заходите сразу с блога крупной площадки. На нашем корпоративном Дзене - 2,5 грустных подписчика и мы не успеваем его развивать.

Технологии в помощь

Также мы работаем с отраслевыми изданиями через сервис журналистских запросов Pressfeed. Это специальная платформа, где журналисты от пяти тысяч редакций оставляют запросы с темой будущей публикации и ищут экспертов, которые готовы поучаствовать в статье.

Эксперту (или PR-специалисту компании) нужно ответить по теме и его мнение попадёт в материал. Через Pressfeed делать публикации можно бесплатно, однако мы предпочитаем покупать минимальный или средний тариф. На старте, лучший способ массово познакомиться с журналистами — зайти к ним через чат или запросы. В комментарии к запросу можно предлагать свои темы. Например, на сервисе мы общались с изданием Shopolog — это еще одна площадка о российской торговле.

Так выглядит типичный запрос

Кстати, с RusBase.ru, Retail.ru и Retailer.ru можно тоже сотрудничать через Pressfeed — редакции постоянно оставляют там запросы с поиском экспертов.

Конечно, не забываем про статьи на VC — мы, как и все стартапы, публикуем там тексты о своем бизнесе и этапах развития. Отличная идея - завести здесь корпоративный блог.Здесь вы должны быть в первую очередь полезны аудитории. Идти с вторичным материалом - моветон, кейс должен быть свежим. Читатели хорошо отреагировали на нашу подборку онлайн-платформ для оплаты товаров. Статью прочитали более 10 тысяч раз.

Расскажите свою историю, пока её не рассказали за вас

Когда я только начала работу, я в первую очередь занялась колонкой на Rusbase, где мы написали для CEO Глеба Харитонова историю Briskly из первых рук. Тогда ничего не получилось бы без помощи VISA Everywhere Initiative - благодаря победе на этом конкурсе стартапов нас впервые заметили СМИ.

История от основателя - это важно, потому что первоисточник информации пресекает все слухи о вашей компании. Закройте в ней все вопросы - кто вы, откуда деньги на проект и другие каверзные вещи, которые могут придумать за вас.

Не забывайте раскручивать СЕО и команду. В 2020 году у компании должно быть лицо как первоисточник всех заявлений. Ссылаться в новости на пост в Facebook сегодня - нормально. Страница Глеба Харитонова у нас работает полноценный новостной канал, со своими повестками, созданием контента и планами публикаций.

CEO Briskly, Глеб Харитонов

Также, мы завели канал в Telegram. Это единственный способ заставить людей читать новости вашего стартапа. Вы можете себе представить, как они идут их читать на сайт? Я тоже нет, поэтому даже канал на 100 подписчиков лучше, чем ничего. И вообще, поначалу не гонитесь за количеством, главное - охват целевой аудитории.

Когда сложностей с публикациями не будет?

Если стартап создает действительно уникальный и нужный рынку продукт, то порой он продвигает себя сам, а пиарщик только помогает распространить информацию по СМИ. Первые 6 месяцев вебсайт нашей компании был просто ужасен. Но это не остановило ни одного клиента, который пришёл к нам через публикации.

За 2019 год мы сделали более 200 публикаций. Это помогло нам получить прочную ассоциацию: «Briskly — про инновации в ритейле». Нас зовут буквально на каждый форум, эфир, конкурс, а также в акселераторы по теме новых технологий.

Для отслеживания эффекта есть разные ресурсы - Медиалогия, Brand Analytics и другие. К сожалению, Google News и Яндекс.Новости реальности не отражают.

Связь PR с продажами принято считать опосредованной. Мой KPI как директора по маркетингу — рост абсолютно всех показателей компании и количества активных пользователей. Рост должен сохраняться в объёме +40% каждый месяц. Ещё мне приходится следить за кучей показателей - вплоть до цены установки приложения.

Но я вижу явные всплески метрик: интерес к компании и продукту со стороны ЦА повышается после каждой удачной статьи, это невозможно не заметить по росту трафика на сайт, по количеству лидов и установок.

С помощью историй в СМИ мы можем объяснить, почему за такой технологией будущее, как она может улучшить клиентский опыт. Когда же клиент приходит к нам и говорит нашим языком, с теми определениями, которые мы использовали в СМИ, становится понятно, что наши мысли доходят до аудитории.

Технология покупок без кассира относительно новая — кто-то в нее не верит, кто-то не понимает, как все происходит. Наша задача буквально пробить стену непонимания новых технологий. И конечно, мы не забываем о самом главном — простой миссии, вокруг которой построен весь стартап: избавить магазины от очередей, а людей — от бессмысленного ожидания.

Спасибо за то, что прочитали материал.

Если у вас остались вопросы - можно задать их Веронике на Facebook.

За стартапом можно следить в нашем telegram-канале. Удачного PR!

0
5 комментариев
Nikita Storozhuk

Круто!

Ответить
Развернуть ветку
Elena Asharapova

Отличная статья, спасибо, Вероника

Ответить
Развернуть ветку
Lmity Doikili

Инвесторы не читают те сми которые вы перечислили, их читаете вы. Херню не пишите. 

Ответить
Развернуть ветку
Veronica Klimova

А что они читают? 

Ответить
Развернуть ветку
Oleksii Sidorov

Про быдлосов очень интересная идея

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда