Может ли ИИ быть редактором, методистом и продактом онлайн-курса?
Привет! Меня зовут Ваня, днем я старший продакт-менеджер в Zalando, а по вечерам я – фаундер Chatty. В 2019 году я начал работать в только что запущенном Яндекс Практикуме. Моей задачей был запуск курса по дизайну интерфейсов.
Работа над запуском заняла 6 месяцев. Для этого потребовались контент-продюсер, два дизайнера, иллюстратор, методист, несколько десятков авторов - и это только для контента, я молчу о разработке и продуктовой части. В этой статье компания подробно описывала процесс работы над курсом.
Сейчас я уже не работаю в Практикуме. Но когда я попробовал сгенерировать контент с помощью GPT-4, меня осенило – ChatGPT потенциально может делать эту работу вместо целой контентной команды.
В этой статье я расскажу, как мне удалось одному запустить образовательный продукт за месяц с помощью AI, не уходя с фулл-тайм работы, что было бы невозможно всего год назад без современных языковых моделей.
Это результат часовой работы AI (~ неделя рисерчера), который я решил выкинуть, потому что пока побоялся запускаться на зарубежных рынках.
Я хотел включить в текст статьи промпты, но она получилась слишком большой. Если у вас есть на это запрос, можете написать + в комментарии, и я положу их в отдельный Notion. Я добавил в статью оценки времени как личный референс – не судите их слишком строго. Понятно, что любую задачу можно растягивать в бесконечность или сделать за час, воспользовавшись «Deadline-driven development».
Поиск идеи
Для генерации идей курса и определения форматов обучения я воспользовался возможностями GPT-4. Брейншторм – один из самых понятных юз кесов для ИИ, поэтому я не буду останавливаться здесь подробнее.
Путем итераций мы (я и ChatGPT) определились, что на курсе будем применять ChatGPT на практике для автоматизации типовых рабочих задач студентов, таких как создание контента, генерация идей, редактирование текстов, создание иллюстраций и т.д.
С ChatGPT: 1 день (зависит от степени проработки).
Без ChatGPT: 1 неделя и больше (собрать несколько командных брейнштормов, долго крутить разные идеи, тестировать их и т.д.)
Выбор целевой аудитории
Чтобы определить целевую аудиторию я провел анализ исследований и отраслевых отчетов, таких как McKinsey, при помощи GPT-4 (плагин askyourpdf) и Perplexity. GPT-4 помог сформулировать критерии для сравнения и отбора профессий, а Perplexity использовался для сбора необходимых данных по этим профессиям. В результате анализа я принял решение сфокусировать курс на основателях микробизнесов, создателей контента и менеджеров.
С ChatGPT: 2 часа.
Без ChatGPT: 1-2 недели (исследование, анализ, принятие решения с командой).
Продакт дискавари
Для подготовки к интервью с потенциальными студентами я воспользовался ChatGPT, попросив его сформулировать вопросы для исследования. Перед проведением интервью, я также попросил ChatGPT смоделировать ответы целевой аудитории. Оказалось, что сгенерированные таким образом ответы пугающе близки к реальным проблемам и потребностям опрошенных пользователей. Вы услышали правильно – я «кастдевил» chatGPT, давая модели вводные о ЦА.
В результате интервью я выявил основные проблемы: непонимание возможностей, сложности с формулировкой запросов, отсутствие доступа. Эти инсайты легли в основу концепции бесплатного вводного курса, нацеленного на решение базовых трудностей пользователей и подготовку к последующему обучению продвинутым навыкам в рамках платной программы с работой в группах и индивидуальным наставничеством.
С ChatGPT: 2 недели
Без ChatGPT: 3 недели
Написание уроков для бесплатного курса
Конечно, я использовал AI для создания учебных материалов курса – формулировал запросы на написание вводных частей, объяснений ключевых понятий в доступной форме, практических примеров и пошаговых инструкций для упражнений. Полученные от ИИ тексты я затем редактировал - структурировал, добавлял недостающие детали, проверял качество.
Наиболее эффективным инструментом для финальной доработки уроков оказался Claude AI (работает только с VPN). Я просто просил его отредактировать тексты в информационном стиле – этого оказалось достаточно, чтобы получить качественный результат. Результат не всегда получался идеальным с первого раза, но было гораздо легче, чем писать все самому с чистого листа.
С ChatGPT: 1 неделя
Без ChatGPT: 4 недели (отредактировать, сделать итерацию, откорректировать ошибки)
Иллюстрации
Для создания иллюстраций к учебным материалам я воспользовался сервисом Recraft, использующим возможности нейронных сетей для генерации изображений. Преимуществом Recraft является возможность отделения генерируемого изображения от фона, выбора цветовой схемы и других параметров, позволяющих обеспечить визуальную консистентность иллюстраций. Это позволило мне быстро создать качественные иллюстрации, соответствующие тематике и стилю оформления курса.
С ChatGPT: 3 часа
Без ChatGPT: 2 недели (дождаться первую версию, сделать итерацию и т.д.)
Платная программа
Помимо вводного курса, я уже приступил к разработке платной образовательной программы. AI помог сгенерировать идеи по конкретным форматам занятий, тематике и структуре практических воркшопов, сформулировать ожидаемые образовательные результаты и разработать матрицу компетенций. Также AI предложил сфокусироваться на b2b-продажах (это следующее, что я буду тестировать).
Также нейросеть сама предложила интересный формат «образовательной лаборатории», в рамках которой слушатели будут работать над реальными проектами, актуальными для их профессиональной деятельности и бизнеса.
С ChatGPT: пока не ясно
Без ChatGPT: много месяцев
Вывод
ChatGPT и другие AI инструменты уже могут быть хорошим помощником редактора, методиста, продакт-менеджера. При этом они точно не заменяют человека и скорее являются отражением навыков и видения того, кто их использует.
ChatGPT позволил мне сделать огромную работу в очень маленькие сроки, но пока нейросети не сделали бы этого без моего вмешательства и часов редактуры. Более того, я не могу утверждать, что качество этой работы сопоставимо – необходимых для этого навыков у меня нет.
Тем не менее, представить свою рабочую жизнь без них я уже вряд ли смогу, поэтому закончить хочется уже избитой фразой: специалистов заменит не искусственный интеллект, а другой специалист, который использует его в работе.