Как сделать удобную форму регистрации, если её нельзя сократить?

Делимся опытом разработки.

Как сделать удобную форму регистрации, если её нельзя сократить?

Сложная форма регистрации неизбежно снижает конверсию. Если при регистрации нужно указать только логин, пароль и email, то до конца дойдут свыше 95% посетителей. Напротив, самые низкие показатели — в формах, где пользователю нужно прикладывать фото документов и подтверждать свою личность. Далеко не все готовы сразу делиться такими данными с сервисом.

В Ситидрайве экран регистрации комплексный с большим количеством шагов, но по-другому никак — от этого зависит безопасность каршеринга. Директор по продукту Светлана Дьякова и руководитель группы дизайна Артём Гладков рассказали, как удалось усовершенствовать воронку регистрации, чтобы по максимуму упростить пользовательский путь, снизить показатель отказов и повысить конверсию.

Регистрация в каршеринге: нельзя упростить, но можно улучшить

До изменения процесса регистрации конверсия воронки у нас была невысокая — менее 20%. Всё дело в специфике информации, которую мы собираем для проверки.

Для регистрации пользователя мы запрашиваем фото нескольких разворотов паспорта и водительского удостоверения, а также данные карты, с которой будет проводиться оплата поездок.

Пропустить эти моменты мы не можем, потому что необходимо подтвердить личность регистрирующегося. Ведь сервис несёт ответственность за водителя, которому доверил транспорт — нам важно, чтобы каршерингом пользовались только добросовестные участники дорожного движения. Поэтому сначала мы должны удостовериться в том, что у водителя достаточно стажа и есть действующие права.

Сложный процесс регистрации — это основа безопасности на дорогах и защита компании от больших убытков.

Мы прекрасно понимали, что та конверсия, которую мы видели в начале работы над проектом — это мало, даже с учётом всех сложностей загрузки документов. Ведь клиент уже скачал приложение и мотивирован воспользоваться нашими услугами. Понятно, что есть личные причины, по которым пользователь не хочет или не готов продолжать регистрацию. Но мы хотели улучшить результат, насколько это в принципе в наших силах.

Поэтому мы начали работу над редизайном процесса регистрации в мобильном приложении Ситидрайва. В результате количество экранов в форме регистрации сократилось почти в два раза. Но обо всём по порядку.

Поиск узких мест

Прежде чем генерировать любые идеи, нам нужно было узнать как можно больше о пользовательском опыте: на каких экранах регистрацию чаще всего прерывают, где посетитель слишком долго думает, а где повторяет одно и то же действие несколько раз.

Это позволило подсветить множество узких мест, о которых мы даже не подозревали, и найти решения по их доработкам. К примеру, изначально мы придерживались тактики «один экран — одна мысль». Это делало процесс регистрации максимально пошаговым, но, как показал проведённый анализ, ощутимо его растягивало. В новой форме мы постарались объединить схожие сущности, которые раньше были на разных экранах. Благодаря этому сократилось количество шагов, которые нужно пройти.

Другой пример — в прошлой версии воронки регистрации мы подтверждали успех каждого критически важного шага с помощью отдельного экрана.

Вот так:

Пример старого success-экрана
Пример старого success-экрана

Каждый из этих экранов незначительно удлиняет путь регистрации. А их у нас было пять штук. В новой версии все экраны подтверждения убрали — оказалось, когда пользователь переходит на следующий этап, он априори считает, что предыдущий был успешным.

Подобных улучшений было много. В результате процесс регистрации был создан практически с нуля.

Идеи и разработка

Мы постарались упростить регистрацию нового пользователя в приложении, сделать этот процесс интуитивно понятным, но при этом сохранили пошаговую логику и отдельные экраны для основных этапов.

Первый этап регистрации состоял из стандартных действий: необходимо было указать номер телефона и email, согласиться с офертой и обработкой персональных данных. На следующем экране нужно было ввести промокод, а после — указать, гражданином какой страны является пользователь.

Выбор гражданства — неочевидный, но крайне важный этап. Ведь от этого зависит дальнейшая логика формы регистрации и то, какие документы мы запрашиваем.

Если для россиян это только паспорт и водительское удостоверение, то для нерезидентов мы можем запросить ВНЖ, заграничный паспорт и/или визу. Для разных стран списки документов и внутренние проверки отличаются.

Большинство пользователей — это граждане РФ, а среди других стран по количеству каршероводов Ситидрайва лидируют Казахстан и Беларусь.

Мы разделили запрашиваемые данные на приоритетные и опциональные. Промокод попал во вторую группу — он не нужен, чтобы запустить проверку документов, да и есть не у каждого. Поэтому форму для промокода мы перенесли в конец. А ещё сократили общее количество стартовых экранов. Было три, а мы уложили все формы и согласия в один. Это позволило нам расширить воронку на 1,5%.

Формы согласия
Формы согласия

На втором этапе, где нужны фото документов, рейт отказа на старой версии регистрации сразу взлетал до 40%. Мы детально исследовали этот вопрос и нашли две основные причины.

Причина 1. Человек недостаточно доверяет сервису и просто боится делать фото прав или селфи с паспортом, чтобы не стать жертвой мошенников.

Проблему недоверия решают наши маркетологи, которые активно знакомят людей с сервисом и информируют их о его плюсах и особенностях. Мы строго соблюдаем 152 ФЗ “О персональных данных". Вся информация о пользователях хранится в зашифрованном виде на серверах, которые находятся на территории РФ. И нам важно рассказать об этом пользователям. PR-команда, отдел по работе с клиентами, контент-креаторы, — над этой задачей работают все.

Причина 2. У пользователя просто нет при себе документов в данный момент.

Эту проблему мы решаем сразу несколькими способами.

В начале регистрации при выборе гражданства показываем, какие документы нужно иметь при себе для успешного завершения. Это позволяет человеку подготовиться и сделать процесс регистрации комфортнее.

Экран со списком документов
Экран со списком документов

Если прямо сейчас у пользователя с собой нет документов, чуть позже он получит пуш-уведомление и письмо на электронную почту с предложением завершить начатое.

Пуш или email: «Вы не закончили регистрацию»
Пуш или email: «Вы не закончили регистрацию»

Максимальный процент отказа у нас был на этапе фотографирования документов. Поэтому мы постарались сделать его максимально интуитивным. На экране есть подсказки и пример качественного фото. Интересно, что UX-тестирование показало, что реальное фото дает результаты намного лучше, чем пример-иллюстрация.

Экран с примером фото
Экран с примером фото

Кроме изменения процесса фотографирования, мы поработали над логикой проверки сделанных снимков. Раньше пользователь фотографировал все документы, и только после загрузки всех изображений проводилась проверка на качество и полноту данных. Это было не слишком удобно, ведь пользователь, сделав все фотографии, часто закрывал приложение, думая, что регистрация завершена. Если требовалось фотографировать документы заново, часть пользователей просто бросали процесс регистрации — кому-то было уже неудобно, кто-то в принципе не хотел делать это снова.

Сейчас проверка проводится без смены экрана и почти мгновенно — уже в момент загрузки фото в пределах 3-5 секунд. Если человек закрыл пальцем данные или фото засвечено, появляется уведомление и кнопка «Переснять».

Оповещение «Переснять»
Оповещение «Переснять»

На этапе фотографирования мы реализовали много проверок, которые не видны пользователю, но крайне важны для процесса регистрации. К примеру, если человек снимает не тот документ, который нужен в данный момент, либо дважды делает фото одной и той же страницы, мы предупредим его и дополнительно укажем, что и как нужно сфотографировать.

Важно, что система сразу обращает внимание на качество и читабельность фото. Ещё на этапе загрузки мы можем проверить заполнение обязательных полей документа, его актуальность, вероятность фальсификации и другие важные данные. Более сложные запросы, такие как наличие необходимого стажа и история “инцидентов” водителя, проверяются позже — уже после загрузки всех фото, селфи и добавления банковской карты.

Проектируя новый процесс регистрации, мы предполагали, что сделать селфи с документом для пользователей — чуть ли не самый сложный этап. Можно случайно закрыть пальцами номер документа или не заметить блики на странице основного разворота паспорта. Сервисы каршеринга решают этот вопрос по-разному — кто-то рисует рамки, в которые нужно “вписать” лицо и паспорт, кто-то даёт чёткие текстовые инструкции. В нашем процессе регистрации мы тестируем новую функцию для этого шага: делаем “живое” фото (liveness). Это снимок лица в нескольких проекциях, который позволяет однозначно распознать личность фотографируемого.

На последнем экране запускается таймер на 20 минут — за это время мы проводим глубокую проверку данных в реестрах и базах. В среднем на это хватает 4-5 минут, но иногда нужно больше времени — государственные реестры порой работают медленно. Именно на этот этап мы перенесли ввод промокода — пока есть время, можно позаботиться о скидке на первую поездку.

Экран с финальным таймером
Экран с финальным таймером

Если проверка пройдена успешно, регистрация автоматически завершается, и пользователь сразу получает доступ к карте и расположению машин.

Результаты обновления: что получили?

Полная замена старой формы регистрации на новую с отладкой всех процессов заняла три месяца. Здесь мы все делали как по учебнику. После тестов готового прототипа внутри команды провели UX-тестирование. Функционал и принятые решения оправдались — критических проблем не обнаружили, все участники без особых сложностей смогли завершить регистрацию.

После мы запустили A/B-тестирование: части пользователей показывали старую форму, а другой части — новую. А затем проводили сравнительную аналитику.

Оказалось, что сам процесс заполнения данных в обоих вариантах занимает примерно одинаковое количество времени. Но новая форма и заложенные внутрь процесса фотографирования проверки значительно выигрывают по скорости допуска пользователя в сервис. За счёт экспресс-проверок немного выросло время самого фотографирования документа, но к последнему этапу качество анкет было существенно выше, что позволяло принимать решения по ним быстрее.

Далее мы постепенно увеличивали процент пользователей, которые заполняли новую версию формы регистрации. И когда полностью убедились, что проблем нет и она показывает высокую результативность, сделали её доступной для всех.

Сейчас уже можно говорить о первых результатах. Конверсия из установки приложения в одобрение в новой версии выросла почти в 2 раза.

Мы убрали избыточные экраны, поработали над логикой этапов, внедрили новые алгоритмы проверки документов, распознавания и считывания фотографий. Некоторые изменения — налицо, другие могут быть не видны обычному пользователю, потому что касаются скрытых проверок, но они улучшают быстродействие системы и позитивно влияют на воронку регистрации. В целом работа над новой формой регистрации была сложнее, чем казалась на первый взгляд, но мы более чем довольны результатами.

3131
47 комментариев

Только я вижу паспортные данные, которые разглашают?

5
Ответить

Здравствуйте! Паспортные данные изменены на скринах, они не настоящие, мы их выдумали. Любые совпадения случайны 😅 Не переживайте, мы очень строго относимся к защите персональных данных наших пользователей

4
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Ваша "разработка" не интересна, ничего нового Вы не сделали и не привнесли. Хвалится тем, что до Вас уже придумано и везде используется, ну такое. По скромнее надо быть!

1
Ответить

Добрый день! Спасибо за ваше мнение. Под новым имеем в виду, что это тот процесс регистрации, которого раньше не было у нас. Хотим поделиться своим опытом с другими, чтобы показать, как можно увеличить конверсию 😌

7
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Для чего нам логин, есть есть e-mail? Какую дополнительную ценность он несёт?

Всегда стараюсь в проектах использовать в качестве логина e-mail или номер телефона.

4
Ответить