C 80 продаж в день до 0 за 14 дней. Меня добили, а потом вытерли ноги. Горькие свидетельства о бесчеловечности OZON

Обновление статьи от 4 апреля в 3:00. Добавил в статью новые данные для более ясной картины.

Господа, доброго времени суток! Столкнулся с очередной необъяснимой проблемой в торговле на OZON. За 4 года работы с площадкой с таким сталкиваюсь впервые. Мои аналитические способности с решением данной проблемы умерли окончательно. Прошу у вас помощи и надеюсь, что заметит техподдержка OZON и даст внятный ответ, так как все сообщения через личный кабинет, как обычно, не к чему не привели.

Предыстория

28 января запустил новый товар по уже отработанной годами стратегии. Всё пошло как обычно, без каких-либо нареканий.

График за весь период продаж товара. С 28 января по 1 апреля.
График за весь период продаж товара. С 28 января по 1 апреля.

После включения "Трафаретов", рекламная кампания раскачалась быстрее, чем обычно. Буквально через 3 дня пошёл прострел по трафику. Обычно на это уходит от 5 до 10 дней, видимо, потому что рекламная кампания обучается.

Продажи стабильно росли. На графике видно пики продаж (гендерные праздники: 23 февраля и 8 марта). Товар из категории "Текстиль". Кроме праздников, имеет стабильную шкалу продаж на протяжении года.

По истечению февраля месяца товар занял 5-е место в ТОПе по категории.

Далее, на горизонте следующий праздник — 8 марта. Плавно заходим на следующий пик. И далее — естественный спад, и так до 14 марта.

14 марта. Конверсия по "Трафаретам" резко проседает, ранее такого замечено не было. Решаюсь переключить на "Автостратегию", чтобы немного поддержать продажи. Бюджет сжигается, стоимость клика на второй день доходит до 42,77 руб. Конверсия в продажу продолжает падать. Решаю переключиться обратно на "Ручное управление ставками". И на этом всё...

Что было дальше?

Падение до 0 продаж.
Падение до 0 продаж.

Каждый день плавно летим на дно. Немного скорректировал ставки, чтобы не отдавать товар в минус. Решил поддерживать ДРР 10-15% и ориентироваться на экономику товара, чтобы хоть немного перекрывать текущие затраты. Продажи упали до 10-15 шт. в день и так держались 4-5 дней, пока разбирался с ситуацией.

Естественно, из-за низких ставок начала расти "Рекомендованная ставка", так как CTR упал. Не было возможности выходить на первые 4 трафаретных позиции.

Сравнение конверсий по "Трафаретам":

Статистика за 21 марта. Стоимость одной продажи 1856,11 руб. Конверсии пробивают дно.
Статистика за 21 марта. Стоимость одной продажи 1856,11 руб. Конверсии пробивают дно.
Статистика за 4 марта. Стоимость одной продажи 572 рубля.
Статистика за 4 марта. Стоимость одной продажи 572 рубля.

Самое интересное, что никаких работ над карточкой товара не проводилось. Как говорится, если работает — не трогай.

Но из-за суеты с резким падением продаж совершил, наверное, ошибку, после которой всё посыпалось, переключил на "Автостратегию". Видимо, алгоритмы сбились, и всё повалилось (это, естественно, предположение, так как другого объяснения я не вижу).

31 марта. Неожиданно постучались снизу дна

Общее количество продаж, включая "Трафареты", составило 3 шт. "Реклама в поиске" перестала работать, хотя показы и клики стабильно набирала, но продаж не было.

CTR уже упал до 0.86%. Общая конверсия по товару составила 180 кликов на 1 продажу.
CTR уже упал до 0.86%. Общая конверсия по товару составила 180 кликов на 1 продажу.

Это было предсмертное состояние, но уже был конец. 1 апреля — 1 продажа.

Первый раз сталкиваюсь с такой ситуацией, когда без явных на то причин товар "умер". При условии, что 2 недели назад собирали уверенно шекели с покупателей.

Предсмертные припадки и попытки восстановить продажи

Проанализировал все вдоль и поперек, нет никаких предположений, как восстановить продажи. Прошу помочь с решением данной задачи. На складе ещё около 1000 товаров по всем СЦ.

Что было сделано, чтобы попробовать реанимировать продажи:

Первым делом написал в техподдержку, но, как известно, туда писать нет смысла из-за шаблонных и бестолковых ответов.

Здравствуйте.

Проверили и видим, что вы стали получать меньшее количество кликов по SKU 1397178947 в кампании № 7273403. Ранее количество кликов было больше 1000 (показали на скриншоте). Соответственно вы получаете меньшее количество потенциальных заказов.

Дело в том, что аукцион кампаний по продвижению работает в режиме реального времени среди всех товаров из категории. Таким образом, настройки, которые производились ранее могут не давать тех же результатов, как раньше.

Кампании необходимо время от времени адаптировать под текущие условия конкуренции.

В данном случае рекомендуем планомерно повышать ставку на товар, чтобы выигрывать большее число аукционов. В таком случае вы будете получать больше показов, кликов, а также больше потенциальных заказов.

Ответ от техподдержки OZON.

Я им про конверсию пишу, что "Трафареты" стали пробивать дно, а они мне про то, как работает аукцион. Ну ладно, думаю, приму во внимание.

Сейчас не до подсчёта экономики, подкидываю ставки до "Рекомендованной" + 30%, результат тот же. Смотрю на рынок, он двигается в обычном темпе. Я же падаю до продаж ниже среднего по категории.

Состояние рынка по моей категории.
Состояние рынка по моей категории.

Ладно, не помогло. Надо потестировать инфографику, может, дело в ней. Затестил, ничего не поменялось.

Протестировал "Трафареты" с оплатой за показ, за вывод в ТОП на больших ставках, не помогло.

Поднял ставку в "Рекламе в поиске", ничего не поменялось.

Проверил валидность остатков, мало ли исчезли куда-то, все на месте. Товар везде показывается, погрешностей нет.

Переписал заголовок на товаре. Не помогло. Откатил обратно.

Всё, что мог протестировать, сделал. Ничего не работает.

В дополнении

Выкатил на днях новый товар, объединил в одну карточку с текущим, думая, что это может помочь. Скинул цену, чтобы начать раскачивать товар.

Делаю всё по стандартной стратегии, а тут — новая ситуация. На больших ставках товар не собирает показы и клики, OZON даёт крохи. Новый товар, только немного другого размера — 0 продаж. Нет кликов и показов. Полная тишина. Вообще первый раз такое вижу.

Вот собственно такая проблема, с которой столкнулся. Не могу понять, как её решить и что делать. Буду благодарен за любые гипотезы и подсказки, мало ли кто уже имел дело с такой проблемой.

Зачем вообще в OZON нужна техподдержка такого формата, мне вообще не ясно. Толку — 0. Легче один раз настроить бота, нежели такое отношение наплевательское.

UPD от 4 апреля. Борьба с ветряными мельницами продолжается

Ребята из OZON обещали в ближайшее время дать ответы на все вопросы, но пока этого не произошло. Продолжаем терять заказы и деньги на рекламе. Товар остаётся мёртвым грузом на складах OZON.

Уже пару дней с момента оформления плачевной статьи пытаюсь решить данную проблему, но пока все попытки потерпели фиаско. Переписываюсь с несколькими пассажирами, которым надавали по трусам, как и мне, обмениваемся опытом. Но их ситуация остаётся в таком же плачевном состоянии, как и моя. Тестируем одновременно несколько гипотез, но ни одна не работает.

Трафареты потерпели крушение на глазах или вкусная защеканка для Александра

С 31 марта по 4 апреля максимальный ДРР, который пока смог увидеть — 229%, но, по-видимому, это не предел. Таких великолепных цифр за 16 лет работы в интернет-маркетинге ещё не видел (если только у клиентских проектов в далёких 2010-х годах, когда только начинал свой путь).

Параллельно общаюсь с ребятами из контрактного производства, у которых заказываю товар под своей торговой маркой; у них всё стабильно, никаких резких падений и рывков замечено не было. Трафареты отрабатывают стабильно по всему периоду. Конечно, есть отклонения в 3-5% по ДРР, но все понимают, что рынок динамичный. Ситуация — не моя.

Что было сделано мной для исправления текущей ситуации:

  • Создал дополнительную рекламную кампанию в "Трафаретах" с меткой "Вывод в ТОП" и задрал ставку в 2 раза выше рекомендованной.
  • Восстановил в "Трафаретах" старую рекламную кампанию, которая работала ранее, и поднял на ней ставки до 15 рублей (рекомендованная ставка числится в 22 рубля, хотя у моих коллег по цеху эта ставка составляет 17 рублей, но черт с ней).
  • До этого жесткого падения запустил новый товар в продажу, точно такой же, только немного другой формы. Поставил цену в минус, чтобы хоть как-то оправдать свои гипотезы, что попробовал все.
  • По аналогии с первым товаром, запустил "Трафареты" с меткой "Вывод в ТОП" и обычную рекламную кампанию. На всякий случай запустил "Рекламу в поиске". Правда, для новых товаров это не имеет никакого смысла, даже в OZON об этом сказали на каком-то из вебинаров или статей на сайте, точно не помню.

Сравнение результатов "до" и "после"

Как писал ранее, товар запустил 29 января и сразу перешёл к продвижению.

На скриншоте результаты до начала падения результатов, это получается у нас с 29 января по 14 марта, включительно.

ДРР за весь период — 27,10%
ДРР за весь период — 27,10%

Далее начало падения — с 15 по 30 марта. Из-за того, что результаты начали потихоньку проседать, решил протестировать нахваленную "Автостратегию". Как пишут в своём справочнике: "По нашим данным за 2023 год — такие товары заказывают в 2 раза чаще. При этом расходы по кампаниям на 22% ниже, чем у кампаний с ручным управлением ставками". Как оказалось, враньё и полная чушь. Автостратегия проработала 2,5 дня, и я её выключил, так как это какое-то издевательство.

ДРР подскочил до 45,30%. Пытался его контролировать снижение ставки за клик и потерей трафика, но это не помогало.
ДРР подскочил до 45,30%. Пытался его контролировать снижение ставки за клик и потерей трафика, но это не помогало.

На всякий случай, чтобы не быть голословным, статистика переключения на хваленную "Автостратегию".

ДРР на Автостратегии составил 63,50%, количество показов объявлений упало, но увеличился CTR. Конечно, может рекламная кампания должна заново обучиться, но статистики было достаточно за весь период. Основная беда, никто не понимает, как это работает.
ДРР на Автостратегии составил 63,50%, количество показов объявлений упало, но увеличился CTR. Конечно, может рекламная кампания должна заново обучиться, но статистики было достаточно за весь период. Основная беда, никто не понимает, как это работает.

Далее, моё "фиаско". Результаты рекламных кампаний в "Трафаретах" с 31 марта по 4 апреля. Правда, когда я пишу статью, на часах 2:54, но не суть.

По одной из кампаний, ДРР достиг 231,40%. Что примечательно, какую ставку не ставишь, показатель "Охват", не увеличивается. Кто не знает, где стоит звездочка, это кампания за "Вывод в ТОП".
По одной из кампаний, ДРР достиг 231,40%. Что примечательно, какую ставку не ставишь, показатель "Охват", не увеличивается. Кто не знает, где стоит звездочка, это кампания за "Вывод в ТОП".

Рекомендации от техподдержки OZON

Пытаются от меня избавиться стандартными бестолковыми отписками:

Как мы сообщали ранее, площадка динамична, аукцион продвижения работает в режиме реального времени, поэтому ваш товар может перестать выигрывать с текущими ставками.

Если конкуренция снижается, вы чаще выигрываете аукцион, соответственно количество кликов и потенциальных заказов увеличивается.

Именно потому рекомендуем повышать / понижать ставки исходя из эффективности работы кампании.

Продвижение в поиске поднимает карточку в поисковой выдаче, также отметим, что товары из данного инструмента показываются на трафаретных местах (показали вырезку из базы знаний).

Таким образом, данные товары пользователи могут находить как на трафаретных местах, так и на местах продвижения в поиске даже если трафареты не включены.

"Любимая" техподдержка OZON

Причём вообще ставки и показы, если конверсия пробила дно, мне непонятно. Понабрали по объявлению некомпетентных сотрудников, и постоянно приходится мучиться, пока не достучишься до какого-нибудь толкового сотрудника.

Добавлю, что какую ставку на раскрученный товар в "Реклама в поиске" не выставляй, количество кликов сохраняется на одном и том же уровне.

Заключение и выводы на сегодняшний день

Если ребята из OZON не помогут с решением данной проблемы в своих алгоритмах, то это будет полное дно и звонок для многих селлеров, кто прочитает мою историю. Если вы сосредотачиваетесь на одном товаре, вкладываете деньги в продвижение на OZON и прочую рекламу, выводите его в ТОП по выручке в категории и спокойно себе зарабатываете, это может закончиться в один прекрасный день. Моя ошибка, что я выбрал для вывода только одну площадку и все яйца положил в одну корзину. Всегда должны быть дополнительные источники заказов, иначе можно разом все потерять.

Проблема ещё для топовых товаров, что их на складах достаточно много и разбросаны по всей России. Потом их собирать, перегружать на другой маркетплейс несёт за собой существенные потери.

Исходя из логов, которые я веду каждый день, чтобы не запоминать, какие действия делал и в какой день, вся просадка началась с момента, когда переключил работающую рекламную кампанию на "Автостратегию" и потом вернул обратно. Но это только гипотеза.

Надеюсь, команда OZON разберётся в сложившейся ситуации, и мои продажи вернутся. Дорогие, жду от вас ответа!

55
20 комментариев

Наблюдаем примерно то же самое, но уже два месяца. Трафареты практически перестали работать. Никакие "Вывод в ТОП" и "Автостратегии кешбэк" не продают, бюджет откровенно сливается.

Судя по всему, сильно зависит от категории - у кого-то началось раньше, у кого-то - позже.

С 1 апреля отключили все Трафареты, сидим-думаем над Поисковым.

Заметили интересное: цена практически перестала влиять на позиции. На 2 товара временно ставили цену ниже всех демпингующих, продаж нет. Удивились - впервые такое за много лет.

Хорошо, что новый товар решили на Озон не поставлять. С прошлого лета алгоритмы продвижения Трафаретами в некоторых категориях стали практически непрогнозируемыми.

2
Ответить

"Наблюдаем примерно то же самое, но уже два месяца. Трафареты практически перестали работать. Никакие "Вывод в ТОП" и "Автостратегии кешбэк" не продают, бюджет откровенно сливается."

Наблюдаю точно такую же картину, полная тишина. Никакие действия не влияют на результат.

"Судя по всему, сильно зависит от категории - у кого-то началось раньше, у кого-то - позже."

Написал в разные чаты Telegram, один парень отписался, написал о такой же проблеме в категории "Игровые приставки". Товар на всех складах, резкая просадка и никак не может решить проблему. Поддержка отписывается шаблонно, нет решения.

"Заметили интересное: цена практически перестала влиять на позиции. На 2 товара временно ставили цену ниже всех демпингующих, продаж нет. Удивились - впервые такое за много лет."

Аналогичная ситуация. Демпинг обычно решает все проблемы, кроме этой.

Буду надеятся, что техподдержка даст внятный ответ и поможет решить проблему. Так как это выходит чисто технические фактор на стороне OZON.

1
Ответить

@Ozon Business Ребята, я для вас сделал обновление статьи и предоставил немного больше вводных данных для решения проблемы. Будьте добры, дайте знать, что вы живы, и от вас можно будет ожидать ответ и дальнейшие действия!

Ориентир заголовка: UPD от 4 апреля. Борьба с ветряными мельницами продолжается.

1
Ответить

Пока разбираемся в ситуации, поэтому без новостей

1
Ответить

Самый главный вывод вы уже сделали. "Не продавать на одном МП". Хотя видно что опытный продавец, а вывод сделали только сейчас.
Но не ожидайте от ОЗОНа чуда - ошибки они может и признают, но не устраняют. Глюков в алгоритмом у них полно, некоторые я уже два года наблюдаю - знают, не устраняют.

В вашей ситуации я бы вывез товар из ближайших складов и поставил на другие МП, отключил все инструменты продвижения и акции, бестолковый премиум (если нет буста выгодной цены), поднял цены (!) в 1,5-2 раза от разумной (а не текущей) и на неделю в отпуск. даже не заходить МП. Неделю ничего не делать и сидеть на высоких ценах самое сложное, но и самое обязательное. Затем цену в приемлемую для вас и наблюдать.

Не совсем понятен смысл переименования и возвращения обратно - судя по посту счет на дни, но по моему наблюдению индексация у озона не такая быстрая, даже если название на карточке изменилось, то в индексе оно может быть несколько дней прежним. Постарайтесь вернуть карточку к её состоянию на пике продаж.

Ответить

Очень много всего интересного написано, кроме главного, Что с позициями? В такой ситуации нужно позиции проверять через аналитику озона. Мы сталкивались с ситуацией, когда позиции за 1 день улетали с 1 на 400+. Когда такое происходит, можно хоть млн ставку поставить, трафарет не поможет. Меня поражает как все сразу начинают греть аукцион, пытаясь поднять продажи рекламой. А реклама это вспомогательный инструмент, не основной. Если продажи падают с 80 до 0, то дело точно не в рк и не в медиа, а В ПОЗИЦИЯХ по ключам.

Ссылка на разбор такой же ситуации
https://t.me/ozonpodpalmoi/224

1
Ответить

Прочитал внимательно ваш пост, это не моя ситуация. У меня таких резких просадок по позициям не было, заметил бы. Позиции немного просели, но это связано напрямую с Трафаретами и качеством их работы.

Очень сильно просело количество кликов и ставкой, это никак не получается исправить.

Ответить