Деловые линии сломали груз при перевозке, не возмещают ущерб, не рассматривают претензии

Ко мне обратился клиент за юридической помощью. Придаю случаю публичности как представитель клиента.

Реквизиты спора

  • Клиент Деловых Линий: Любаев Сергей Александрович
  • Накладная от 11.03.2024 № 24-03021043950
  • Претензия от 20.03.2024 № 0086056070 в личном кабинете Деловых линий.
  • Юрист, обозначенный в ЛК: Бондаренко Ирина Николаевна 67129 (это порядковый номер юриста!? )

Ситуация

Мой клиент, Любаев Сергей Александрович, нашёл в Интернете объявление о продаже крыла на BMW X6 в г. Санкт-Петербург. Договорился встретиться с Продавцом 11 марта 2024 г.

Сергей прибыл в Санкт-Петербург, встретился с Продавцом, осмотрел крыло, оплатил 43 000 рублей. Продавец отправился в пункт Деловых Линий по адресу г. Санкт-Петербург Воздухоплавательная ул., дом № 19, литера А и отправил крыло. Крыло ехало в Северодвинск. В Северодвинске крыло обнаружено сломанным в машине Деловых Линий. Крыло отфотографировали, вместе с водителем составлен акт.

Хронология событий:

11.03.2024 г. Любаев Сергей Александрович и Продавец (данные есть у ООО Деловые Линии) заключили договор купли-продажи в устной форме в г. Санкт-Петербург

11.03.2024 г. Продавец исполнил обязанность передать Вещь Любаеву С. А. путём передачи Вещи ООО «Деловые линии» в офисе по адресу: г. Санкт-Петербург Воздухоплавательная ул., дом № 19, литера А. (помним, что исполнение обязанности по передачи вещи исполняется в том числе и передачей в транспортную организацию, переход права собственности возникает с момента передачи вещи в соответствии со ст. 223 и 458 ГК РФ).

11.03.2024 г. ООО «Деловые линии» выписало свой транспортный документ (важно для определения размера ответственности Деловых Линий, этим действиям они берут на себя ответственность за реальный ущерб и другие убытки).

11.03.2024 г. право собственности на Вещь перешло Любаеву С. А. (те же самые ссылки на ст. 223 и 458 ГК РФ).

19.03.2024 г. Любаев С. А. получил груз с повреждениями, при которых восстановление груза невозможно. Акт, фотографии, претензия, всё есть.

Важный момент: Договор купли-продажи заключался в устной форме. Подписание договора «задним числом» — преступление (ст. 327 УК РФ) . Но нам очень нужен письменный документ. Прибегаем к помощи пункта 2 статьи 425 ГК РФ, которая позволяет распространять действие договора на отношения сторон, которые были в прошлом. И пожалуйста! У нас есть письменный договор от 4 апреля 2024 г. , который регулирует куплю-продажу, которая была аж 11.03.2024 г. Пришлось напрячь продавца и погонять договор по почте, зато у нас законный документ с подписями и расшифровками! Правда, юристы страховой компании «Ренессанс Страхование» (или Деловых Линий) нас не поняли и для них пришлось писать пояснение со ссылками на закон. Об этих перлах внизу.

04.04.2024 г. Продавец и Любаев С. А. подписали Договор купли-продажи № 1 от 04.04.2024 г., который урегулировал в письменном виде их правоотношения из устного договора купли-продажи вещи от 11.03.2024 г.

19.04.2024 г. ПАО «Ренессанс Страхование» не признало страховой случай. Но это НЕ снимает ответственность с Деловых Линий, как с экспедитора.

22.04.2024 г. Я позвонил в поддержку деловых линий, мне дали почту «po@dellin. ru», через которую можно достучаться в претензионный отдел Деловых Линий (со слов оператора) .

22.04.2024 г. в 16:04 по Московскому времени мы отправили претензию на почту po@dellin. ru, где описали факты, правовое основание и приложили документы, которые не дошли до юристов Деловых Линий читайте ниже.

Доказательства

Накладные и счета

Накладная из личного кабинета
Накладная из личного кабинета
Обратите внимание на перечень услуг
Обратите внимание на перечень услуг

Транспортные компании осматривают груз перед отправкой и Деловые Линии не исключение. В случае, если груз уже повреждён, сильно был в употреблении, или у груза повреждена упаковка, транспортная компания обязана сделать отметку об этом в транспортном документе, чтобы сразу обозначить, что транспортная компания ни при чём.

В нашем случае груз осмотрен, отметок в транспортных документах нет, клиенту продали "упаковку в деревянную обрешетку" и страхование, по которому застрахован НЕ груз, а ответственность Деловых Линий…

Договора страхования, где сторона - Клиент не существует. Деловые Линии игнорируют претензии и отправляют всех к страховой, хотя отношений со страховой у нас нет и мы имеет право требовать возмещение ущерба с Деловых Линий. Разумеется, клиенты могут воспользоваться статусом выгодоприобретателя по договору страхования и попробовать получить возмещение, но это ПРАВО, а не обязанность.

По хорошему, Деловые Линии обязаны возмещать ущерб клиентам, а уже потом должны общаться со страховой и «выбивать« у них возмещения, а не отправлять клиентов "биться" со страховой (юристы Ренессанс страхование удивили незнанием ст. 425 ГК и бесконечным требованием документов, которые потом сами же не принимают, поэтому именно "биться").

Фото поврежденного крыла

Крыло сломано пополам, поцарапано и непригодно к использованию. К слову о ценах на новое крыло:

В претензии просим 51 117 рублей, цены не завышаем, договоры и гарантийные письма не рисуем (хотя сотрудники "ренессанса" нас зачем-то просили, перлы будут ниже).
В претензии просим 51 117 рублей, цены не завышаем, договоры и гарантийные письма не рисуем (хотя сотрудники "ренессанса" нас зачем-то просили, перлы будут ниже).

Претензии не доходят до юристов Деловых Линий через ЛК Деловых Линий

Всё это время мы получаем ответы от "Ренессанс страхование", потому что Деловые Линии отправляют клиентов напрямую в "Ренессанс", хотя они несут ответственность перед грузоотправителями в соответствии со статьей 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Дело в том, что стороны по договору страхования - Деловые линии и Ренессанс. Клиенты Деловых Линий — Выгодоприобретатели по договору (те, кому платят возмещение) по договору. Наличие договора страхования ответственности Деловых линий НЕ влияет на право клиента предъявить требования возместить ущерб в Деловые линии и не снимает ответственность с Деловых Линий.

Краткие итоги взаимодействия с «Ренессанс Страхование»: Крыло слишком старое, в соответствии с условиями договора страхования с Деловыми Линиями не признаём страховым случаем.

Сумму за страховку из накладной обязательно вернём, Закон о Защите прав потребителей позволяет отказываться от договоров страхования (особенно навязанных).

Отправка претензии напрямую в Деловые Линии

Опытным путём мы выяснили, что личным кабинет - НЕ самый удобный способ, так как претензии банально не доходят и бесконечно перенаправляются в страховую.
Опытным путём мы выяснили, что личным кабинет - НЕ самый удобный способ, так как претензии банально не доходят и бесконечно перенаправляются в страховую.

Надеемся, дойдёт)

Что просим в претензии и как мотивируем

В самом начале конкретизируем всё, чтобы юристы поняли, о чём речь. Дальше идёт фактическая сторона, которая изложена в начале статьи.

Добро пожаловать в "легал дезигнь"
Добро пожаловать в "легал дезигнь"

Начало правовой части претензии начинаю со схематичного описания договорных отношений Покупателя и Продавца. Непонимание юристов Ренессанса меня уже научило. К претензии прикладываю пояснение, почему так можно и нужно подписывать договоры. Про это в конце статьи.

И снова легал дезигнь...
И снова легал дезигнь...

Далее кратко про ответственность. Не вижу смысла «заваливать» коллег тонными нормативки, если можно сослаться на самое основание и по делу. Верю, что специалисты из Деловых Линий знают транспортную экспедицию не хуже меня. Также внизу сделал краткий абзац о том, что на отношения распространяется Закон О защите прав потребителей с его сложным для предпринимателей доказыванием, гигантскими штрафами, моральным вредом.

Обошлось без таблиц на этот раз
Обошлось без таблиц на этот раз

Заключение в виде ссылок на судебную практику

По мне, такие ссылки удобнее, чем сплошной текст
По мне, такие ссылки удобнее, чем сплошной текст

В финальной (просительной) части просим вернуть 51 117 рублей (реальный ущерб, стоимость услуг, стоимость навязанной услуги по договору страхования).

Взаимодействие со страховой через ЛК Деловых линий

Удобный интерфейс, быстрые ответы, но не по существу, решения проблемы нет, ссылок на договор или закон нет. Но есть луч света: приятно удивила девушка из службы поддержки по телефону, которая скинула мне договор страхования, которого нет в открытом доступе, хотя должен быть. Иначе как клиентам ориентироваться в том, что они могут просить у страховой, а что нет. Могу сказать, что по телефону действительно помогают, в ЛК бесконечно требуют и не вчитываются в документы. А теперь перлы!

Как я юристам «Ренессанса» про пункт 2 статьи 425 ГК рассказывал

Юристы «Ренессанса» попросили договор купли-продажи. Мы прислали договор и краткое пояснение со ссылками на закон.

Приходит ответ (договор и пояснение они видимо не читали):

"Ранее Вами был предоставлен Договор купли-продажи № 1 от 04.04.2024 г., убедительная просьба предоставить корректный договор в связи с тем, что перевозка по приемной накладной № 24-03021043950 была осуществлена 11.03.2024 г., соответственно договор должен быть составлен не позднее указанной даты."

Неизвестный юрист "Ренессанс Страхование"

Также просят гарантийное письмо с датой производства крыла. Так как документы мы не подделываем и влететь на состав "мошенничество в сфере страхования" не хотим, то я пишу РАЗВЁЁЁЁЁЁЁЁЁРНУТОЕ пояснение и краткое гарантийное письмо, где указываю период, в который произведено крыло.

Прилагаю текст ликбеза для специалистов "Ренессанса". Товарищи, я надеюсь, что вы просто устали, перегружены и вам надо отдохнуть, а не вот это вот всё...

Я очень стараюсь не душнить, честно
Я очень стараюсь не душнить, честно

Дальше только набираю обороты и расписываю ВООБЩЕ ВСЁ, что вопросов не осталось

Нет повести печальнее на свете, чем о крыле на икс шестой и переход права собственности...
Нет повести печальнее на свете, чем о крыле на икс шестой и переход права собственности...

Также пришлось отдельно писать о том, зачем нужна статья 425 ГК и про последствия несоблюдения простой письменной формы сделки (нельзя ссылаться на показания свидетелей, недействительности или незаключенности договора НЕТ). Решил, чтобы вопросов не осталось вообще.

Финал
Финал

Этот же документ приложили к претензии Деловым Линиям. На всякий случай. Взаимодействие со страховой закончилось тем, что они посмотрели на гарантийное письмо о дате производства крыла и не признали страховой случай. Можно было бы побороться и полезть в многостраничные правила Ренессанс страхования, но это неэффективно, так как ответственность Деловых Линий не вся покрывается страховой (предполагаю) и обращением напрямую явно будет быстрее и эффективнее в части затрат сил и требуемой суммы денежных средств.

Итоги

Конфликт не разрешён, ждём ответа от Деловых Линий.
P.s. Поддержка Деловых линий и Ренессанса по телефону лучшая, "ответственные специалисты" из личного кабинета безответственные. Надеемся получить возмещение ущерба без суда.

77
14 комментариев

Досадно, что квалифицированным юристам, какими предполагаются сотрудники поддержки и отделов обращения с клиентами, зачастую приходится доказывать и "открывать" общую часть ГК, как, например, в данном случае объяснять, что же такое ретроспективная оговорка и принцип её работы.
К реальности в виде отсутствия оперативности решения претензий транспортными организациями, к сожалению, уже успели привыкнуть.
Автору - респект, проделал большую и кропотливую работу!
Ждём нового компетентного ответа (и желательно сразу с возмещением ущерба) от "деловых линий".
Автор, держите в курсе, как будет развиваться спор.

1

К сожалению, такие случаи иногда бывают. Важно, чтобы компании отвечали за свои обязательства перед клиентами

1

Здравствуйте, Даниил! Нам искренне жаль, что груз был поврежден в процессе перевозки. Мы всегда стремимся обеспечить надежную доставку грузов и улучшить нашу работу, учитывая вашу обратную связь. Несмотря на все наши усилия, иногда случаются непредвиденные ситуации. Поэтому мы предлагаем оформить услуги страхования, чтобы при необходимости была возможность компенсировать причинённый ущерб. Претензия рассмотрена. Вопрос с возмещением ущерба решен в пользу вашего клиента. Ответ направлен на электронную почту, с которой была подана претензия.

1

Здравствуйте, Мария, получили возмещение, благодарим Вас и всех причастных за работу!

1

Почти месяц бьетесь с мифическими поддержками по личным кабинетам и электронным почтам. Могли бы давно отправить досудебные на все адреса разве нет? В целом к этой ситуации больше вопросов к продавцу, покупателю и к вам.
1. К деловым линиям вопрос, как они могли повредить крыло в обрешетке. Разве что оно там просто болталось никак незакрепленное.
2. К продавцу и покупателю вопрос как они вообще в наше время могли заключить устный договор?) Странно весьма.
3. При отправке какая сумма груза была указана? Сколько страховалось?
4. Крыло и было в таком виде изначально? Не мытое, грязное, все в царапинах, как будто ему сто лет?

Не имели права они заключать такой договор устно, но это не значит, что он теряет свою силу. Все лишние телодвижения как раз из-за этого.

1

2. Крыло б/у-шное, так что скорее всего господин Злобин разместил объявление на Авито, господин Любаев позвонил, а за тем встретился и приобрёл, это самое крыло (возможно даже за наличные), никах бумажек о покупке не сохранилось.