ОЗОН - есть ли жизнь для "частника"

И от проблем с "Мегамаркетом" плавно доходим до ОЗОН. И снова будем писать от лица продавца, работающего по модели FBS (продаём со своего склада через доставку в пункт ОЗОН).

Раньше мы просто пользовались доставкой ОЗОН, и это было нам удобно и покупателям. Однако, "лавочку" прикрыли.

Уходить целиком в ОЗОН толку нет, поэтому работаем с ними по "остаточному принципу". Товар из своего каталога добавляем потихоньку, когда есть время. И начались наши муки...

Бухгалтерия

Тут сложно одной мыслью выразить ВСЁ. Но запутанность отчётов в ОЗОН бьёт все рекорды (хотя и говорят, что облегчают жизнь с каждым обновлением). Основной лейтмотив - продавец не должен понять, что на самом деле он работает в лучшем случае в ноль. Особенно если попадает на брак или возврат. И не стоит забывать, что акты сверок по правилам договора (пункт 3.8) согласовываются автоматически. Забыли, не успели обжаловать - Ваши проблемы.

К сожалению, новички только в конце квартала, реально понимают ситуацию с деньгами, когда бухгалтерия начинает сводить реальные деньги в банке с отгрузками. Поскольку длительность сделки может быть и 45 дней, соответственно попадая в межотчётный период.

Товар пропал

Мы отгрузили клиенту химический анкер 1шт. В процессе доставки он исчез (статус "Мы не нашли отправление на складе Ozon"), дело было под Новый год, т.ч. бывает. Дальше нас заставили ждать все сроки доставки, потом ЕЩЁ ждать. А потом его вдруг нашли! И ничего умнее не придумали, как вернуть его, но не в пункт забора, а в транспортный хаб!!!

Кто был в хабе, тот знает, что зона "возврата" - эта такая помойка, где свалено всё подряд и периодически от туда выкидывают "потеряшек" кому как повезёт.

Так и у нас, выйдя с новогодних мы узнали, что нам выставили платное хранение, а потом и утилизацию нашего анкера! А учитывая, что в ЛК чёрт ногу сломит, то и про выставленный счёт мы узнали только когда в бухгалтерии цифры не сошлись за январь месяц. В компенсации нам отказали.

Клиенту нужен паспорт на товар

Некоторый товар у нас идёт с техническим паспортом. Его наличие обязательно (мало ли народ пострадает - по судам затаскают)! Но всё в жизни теряется. И вот клиентка, через "Вопрос о товаре" запросила паспорт. И тут оказалось, что чат с клиентом в ОЗОН закрыт, а сама техническая поддержка не собирается общаться с клиентом (нам нужен был номер товара, для печати паспорта и куда его отправить). Выхода из ситуации нет, поскольку в "Вопрос о товаре" нельзя писать контакты продавца!!! Пришлось "послать" клиентку в поиск Яндекса.

Такая позиция была, и когда клиент заказывал несколько позиций одного и того же товара в течении 5 минут. Мы просили техподдержку уточнить у клиента не ошибся ли он.

Акции на товары

О эта реклама "Руки-загребуки"! Как красиво, но мало кто задумывается чем оплачена эта невиданная щедрость. Особенно это звучит саркастически в акциях к Дню рождения Озон! А происходит всё интересно.

Есть товары с ценами, которые выставляет продавец. В них учитывается маржа ОЗОН и стоимость доставки (она "плавающая" сейчас, и зависит от "Общего индекса локализации", через кол-во товара отправленного в самый дальний и самый ближний от Вас регион РФ, и его размеров). На эту цену ОЗОН часто даёт продавцу скидку в виде баллов (их можно потратить, на возмещение стоимости доставки). В принципе, было бы нормально...

Новое в тарифах с 26 июня 2024 года Плата за продажу: изменим для некоторых категорий Для части категорий тариф за продажу на всех схемах станет ниже на 0,5-4,5%, для части — выше, но увеличение не превысит 3% от цены товара. Для некоторых товаров выделим отдельные категории, чтобы точнее их тарифицировать:

«Готовый дом»; «Ванны, унитазы, раковины»; «Освещение»; «Промышленно-строительное оборудование»; «Скобяные изделия»; «Товары для сада»; «Электроинструмент для строительства, ремонта».

Как можно сэкономить. На FBO плата за продажу ниже, поэтому советуем переводить на эту схему товары, запасы которых продаются быстрее, чем за 120 дней. Логистика: пересмотрим стоимость на FBO и FBS На FBO начнём брать за логистику:

63 ₽ — за товар от 0,1 до 1 литра (раньше было до 5 литров); 10 ₽ вместо 7 ₽ — за каждый дополнительный литр свыше 1 л; фиксированный тариф 1953 ₽ вместо 1638 ₽ — за товар свыше 190 литров (прежде было до 230 литров).

На FBS будем начислять за логистику:

76 ₽ — за товар от 0,1 до 1 литра (раньше было до 5 литров); 12 ₽ вместо 9 ₽ — за каждый дополнительный литр свыше 1 л; снизим фиксированный тариф до 2344 ₽ с 3181 ₽ — за товар свыше 190 литров (прежде было до 350 литров).

Как можно сэкономить. На FBO распределяйте товары по регионам. Тогда ваш товар будет ближе к покупателю и выше в выдаче, а индекс локализации будет расти и снижать расходы на доставку — вплоть до 50%. Индекс локализации: увеличим влияние на логистику Низкий индекс локализации — это когда ваши товары распределены по ограниченному числу регионов — станет сильнее отражаться на тарифе за логистику по схеме FBO. Раньше если доля товаров, которые отгружаются и доставляются внутри одного кластера, была ниже 40%, умножали стоимость логистики на коэффициент 1,2 — теперь он будет:

от 35 до 39% — 1,3; от 30 до 34% — 1,4; ниже 30% — 1,5.

Как можно сэкономить. Отправляйте товары в регионы, где на них есть спрос — в среднем размещения в 4 таких кластерах достаточно для получения скидки на логистику. Отчёты по кластерам и локализации, подскажут, где ваши товары будут востребованы. Кроcc-докинг: будем учитывать только приехавшие поставки Будем тарифицировать перевозку FBO-поставок на склады Ozon на дату создания заявки на поставку. А вот плату за услугу будем брать только тогда, когда товары уже окажутся в пункте назначения. В этом сразу два плюса:

если расценки изменятся после того, как вы создали заявку на поставку, на ваши расходы это не повлияет; если палеты или коробки так и не доберутся до места, вы за них ничего не заплатите, и нам с вами не нужно будет корректировать расчёты.

Кроcc-докинг: пересчитаем расценки Тарифы изменятся исходя из:

типа грузомест — перевозка коробок станет дешевле на 23%, а доставка палет подорожает в среднем на 4%; региона (тарифной зоны), откуда отправляется поставка — для части маршрутов расценки увеличатся, где-то, наоборот, станет выгоднее — в среднем на 10%.

Как можно сэкономить. До 1 августа 2024 года пользуйтесь скидками:

при отгрузке поставок на ПВЗ и ППЗ перевозка стоит в среднем на 54% меньше, чем раньше; при отправке товаров на склады в Беларуси и Казахстане кросс-докинг вполовину дешевле.

Super-товары: начнём иначе рассчитывать льготы Вот что будет с преимуществами super-товаров.

Размещение super-товаров остаётся бесплатным. На кросс-докинг будет скидка 50%, если в поставке не меньше 70% super-товаров (раньше было 50%). Большинство продавцов уже привозит поставки, где super-товаров гораздо больше, поэтому это не должно сильно сказаться на расходах. С 1 июля 2024 года пропадёт скидка 2% на плату за продажу для super-товаров, если их запасов на складах Ozon хватает на 10 и более дней. Давали скидку на первое время после запуска «Доступности товаров», чтобы нагляднее показать, как работает новый инструмент.

Как можно сэкономить. Продолжайте пользоваться «Доступностью товаров» — чтобы вовремя пополнять остатки и не терять выручку. Скоро добавим на страницу инструмента деление по кластерам — будет проще привозить товары туда, где у них будут локальные продажи. Размещение: увеличим количество литробонусов При поставках на склады «Невинномысск» (Ставропольский край) и «Южный обход» (Адыгея) вы будете получать 90 литробонусов вместо 30 за каждый литр товаров, которые окажутся на полках после 15 июня 2024 года (даже если создали заявку на поставку раньше). Напоминаем, литробонусы расходуются только на те товары, за которые были начислены. Как можно сэкономить. 1 литробонус покрывает размещение 1 литра товара на 1 день. Чтобы меньше платить за размещение, при поставках в кластер выбирайте тот склад, где начисляется больше всего литробонусов. Все изменения зафиксировали в «Комиссиях и тарифах».

Однако! На ходовые товары продавца ОЗОН самовольно (к примеру - в выходной выставляет "Акция", а ты в понедельник смотришь и офигеваешь от не рентабельных заказов) снижает стоимость (иногда до половины стоимости) и вот ЭТО не КОМПЕНСИРУЕТСЯ продавцу! И опять, никаких оповещений, просто, зайдя как-то в ЛК и листая его (ЛИСТАЯ! Карл!!!) мы видим около товара надпись "Акция" и новую цену . Немедленно выйти из этого можно ТОЛЬКО - занулив наличие товара на складе и отправив его в "Архив". Или помедленнее:

  • Откройте раздел Продвижение → Акции и выберите вкладку Участвую.
  • Кликните на нужную акцию — откроется страница со сроками проведения и списком товаров.
  • Выберите нужные товары и нажмите Удалить.

Но мы все понимаем, что вот сейчас удалим, а завтра опять сработает "Автодобавили".

Автоматически добавили товары в акции без ограничения срока действия. Потому что у них хороший потенциал для роста продаж. Проверьте, устраивают ли вас акционные цены. Найти эти товары можно в акциях отмеченные значком «Автодобавили».

Так и срабатывает местная фитча - "Отложенное автодобавление товаров в акции".

В активных акциях с неограниченным сроком действия можем:

  • Добавлять новые товары. Скидку применим не сразу — чтобы узнать дату изменения цены, откройте акцию в разделе Продвижение → Акции и перейдите на вкладку Добавим с (дата).
  • Обновлять акционную цену товаров, которые уже участвуют в акции. Такие товары отображаются на вкладке Текущие с активной скидкой и на вкладке Добавим с (дата) с новой скидкой, которую применим с указанной даты.

Если не хотите, чтобы применилась цена, по которой мы автоматически добавили товары, удалите их из акции или укажите свою цену до даты применения скидки

Поэтому, каждый день проверяем раздел "Список товаров" и "Акции", желательно в начале рабочего дня и в конце.

Т.ч. не удивляйтесь, если какие-то товары вдруг "раскупили"!

Автоархив

Новомодное приколдесино. Если товар продолжительное время не покупают - он неликвид. Если он неликвид, то ты ДОЛЖЕН ПЛАТИТЬ ЗА ЕГО РАЗМЕЩЕНИЕ! Вот такой вывод можно сделать из последнего общения с технической поддержкой. А на толкнулись мы на это случайно.

Автоархивация "старых" товаров работает давно, и восстановить из архива можно по 10 товаров в день. В принципе не напрягало, пока в архив не улетело разом 73 позиции. Потратили 4 дня на восстановление, и тут все восстановленные позиции снова улетают в архив!!! Т.е. даже те что восстановили вчера днём - сегодня в архиве! И как их продавать тогда?!

И опять не удивляемся, если больше не найти "редкий" товар на ОЗОН - система его автоматом кикнула. Он есть в принципе, просто "кто-то там" решил, что нужно заваливать рынок ширпотребом.

Вдобавок, следующим шагом, происходит отправка в "архив" уже ВСЕГО "склада" разом. Логика проста: нет продаж -> не ликвидный товар -> снимаем с витрины -> нет товара на витрине -> склад пустой.

Отмена

"С 3 августа 2024 года распространим такую же логику и на клиентские отмены (п. 3.5 Приложения №2). Начнём учитывать в проценте отмен те отправления, которые задержались по вашей вине, и из-за этого покупатель отказался их ждать или забирать. То есть будем смотреть, что выполняются два условия: - вы просрочили отгрузку; - клиент отменил заказ и в качестве причины в разделе FBS → Заказы с моих складов → Отменены указано «Ozon перенёс срок доставки», «Слишком долго ждать», «Истёк срок хранения отправления», «Заказ больше не актуален: долгие сроки доставки», «Покупатель не забрал заказ», «Задержали доставку, покупатель отказался ждать».

Напомним, как поступаем с отменами по вашей вине: - за каждую отменённую посылку берём 3% от стоимости товаров в ней, но не меньше 50 ₽ и не больше 700 ₽; - в самых критических ситуациях можем заблокировать схему — если процент отмен превысит 30%."

Обычно, так готовят к честному отъёму денег. Будем следить...

55
1 комментарий

Офигенная история, боль и слëзы, жду развязки!

1
Ответить