ВТБ банк выдал на моё имя кредиты и сделал это полностью без моего участия, только по старой сим-карте

В пятницу, 21 июня 2024 года я получила смс на телефон о том, что мой номер на Госуслугах изменен. Попытавшись войти в сервис я обнаружила, что смс для подтверждения стали отправляться на мой старый номер телефона, который был заблокирован за неиспользование, а недавно его перекупили другие владельцы, об этом сообщили в поддержке оператора связи МТС.

Мне удалось восстановить доступ к Госуслугам через Сбербанк Онлайн и я увидела, что мошенники пытались получить микрозаймы, но я успела изменить все доступы.

Вечером этого же дня я решила на всякий случай получить выписку в сервисе "Кредитная история". Информация в выписке стала для меня шоком: на мое имя оформлено два кредита и одна кредитная карта в ВТБ банке на общую сумму 450 000 рублей!

Скрин из моей кредитной истории. В выписке видно, что мошенники подавали заявки в разные финансовые организации, но одобрили только в ВТБ
Скрин из моей кредитной истории. В выписке видно, что мошенники подавали заявки в разные финансовые организации, но одобрили только в ВТБ

Один из кредитов оформлен почти месяц назад и я ничего не знала об этом. Информация не пришла даже на email-адрес, которым я и сейчас пользуюсь и который есть у ВТБ в моих контактных данных.

Скрин из моей почты, на которую в период оформления кредита не приходило никаких сообщений от ВТБ на эту тему
Скрин из моей почты, на которую в период оформления кредита не приходило никаких сообщений от ВТБ на эту тему

Позвонив в банк, я получила подтверждение, что кредиты действительно оформлены и разными суммами отправлены третьим лицам и на Wildberries. Да, теперь нет Киви кошелька, но есть Wildberries.

Скрин выписки с переводами денег на Wildberries
Скрин выписки с переводами денег на Wildberries

Откуда у меня счёт в ВТБ банке, о существовании которого я не знала

В 2016 году я открывала вклад в банке ВТБ, но уже через год его закрыла. Больше никаких взаимоотношений с данной финансовой организацией у меня не было: я не пользовалась их картой, не устанавливала приложение, никогда не входила в онлайн – кабинет и т.д.

Но, как оказалось, после закрытия вклада в ВТБ24 остался действующим некий счёт. О необходимости его закрытия и вообще о его существовании никто из сотрудников не сообщил.

Именно к этому счёту и был привязан старый номер телефона, указанный в 2016 году как номер для получения информации от ВТБ24 банка, которым воспользовались неизвестные лица, чтобы получить кредиты уже в ВТБ банке.

Но на этом они не остановились, оказывается теперь через ВТБ банк можно войти и на Госуслуги. Этим воспользовались третьи лица. Только когда я заметила СМС о смене номера на Госуслугах я и узнала о кредитах, взятых ранее в ВТБ на мое имя.

Совет всем, кто не хочет оказаться на моём месте

Зайдите на сайт Налог.ру и в личном кабинете посмотрите все свои действующие счета в разных банках. Если в ВТБ у вас остался счёт, но вы им не пользуетесь и он привязан к старому номеру телефона, немедленно бегите и закрывайте!

Например, у многих в ВТБ были зарплатные и студенческие карты, которыми позже люди могли перестать пользоваться.

Закроют в течение 10 дней, нужно идти именно в отделение банка, по телефонному звонку можно заблокировать только личный кабинет, счет закрыть не получится.

Скриншот с сайта Налог.ру, где можно посмотреть все действующие счета в разных банках
Скриншот с сайта Налог.ру, где можно посмотреть все действующие счета в разных банках

Закрыть старый счёт в ВТБ нужно очень срочно, потому что ситуация оказалась гораздо хуже, чем просто единичная ошибка.

Узнав о том, что на меня повесили несколько кредитов, я стала искать в интернете информацию, как такое возможно. И выяснилось, что людей, оказавшихся в такой же ситуации, по стране десятки, а, может, уже сотни.

Люди из Краснодара, Москвы, Рязани, Ижевска, Казани, Перми, Орла, Ярославля, Тюмени, Томска и других городов пишут свои отзывы на портале Банки.ру, Пикабу, на ЯрПортале и других ресурсах. Чтобы совместно решать проблему, я создала группу ВК и стала объединять там пострадавших.

Истории у всех похожие как под копирку, только суммы выданных кредитов разные — от нескольких десятков тысяч до самого большего пока 2 миллионов рублей.

Скриншот отзыва одного из пострадавших
Скриншот отзыва одного из пострадавших

Отдельной истории заслуживает бабушка, к которой пришли домой и объявили, что у неё просрочка по кредиту на сумму 1 700 000 рублей. Женщина инвалид третьей группы по слуху, а сим–карта была оформлена на покойного мужа.

Скриншот сообщения об оформлении кредита на пенсионерку
Скриншот сообщения об оформлении кредита на пенсионерку

Людей уже очень много из разных городов, ниже сообщение девушки, которая находится в декрете с детьми, на неё оформили автокредит и еще 100 000 рублей, общая сумма почти на 2 000 000 рублей.

Скриншот сообщения в ВК 
Скриншот сообщения в ВК 

В чём причина проблемы: версия ВТБ

Одна из пострадавших показала мне ответ ВТБ на её электронное обращение. Из ответа следует, что в сложившейся ситуации виноват клиент, поскольку не уведомил о смене номера телефона, при этом безопасность входа в приложение банка не подвергается сомнению.

ВТБ банк
ВТБ банк

"На момент совершения операции в банк не поступали ваши сообщения об утрате указанного номера телефона или о компрометации средств подтверждения, таким образом, у банка отсутствовали основания для отказа в проведении операций".

"Банк не может нести ответственности за ущерб, возникший вследствие несанкционированного использования третьими лицами идентификаторов и/или средств подтверждения клиента, если такое использование стало возможным не по вине банка".

Скрины ответов банка на электронное обращение одной из пострадавших

В своём ответе представитель банка упоминает, что для входа в приложение помимо телефона нужен логин и пароль, но, как выяснилось, при наличии номера телефона узнать логин очень просто.


На YouTube даже видео опубликовали, как, имея только привязанный к счету в ВТБ номер телефона можно за две минуты зайти в личный кабинет.

Является ли такая лазейка следствием ошибки службы безопасности банка? Представители ВТБ пока не готовы это признать. Пользователи одного из форумов пытались протестировать эту возможность, у многих получилось, но у кого–то нет. Я не пыталась проверить, но то, что на мне уже 3 кредита, которые я не оформляла – факт.

Мои вопросы к банку ВТБ в связи со сложившейся ситуацией

  • Сим–карта – это теперь удостоверение личности?
  • Почему выдали кредит по счету, движения по которому не было 7 лет?
  • Почему не использовалась для подтверждения электронная почта, указанная в качестве одного из контактов?
  • Почему кредит выдали по заявке, в которой неверно указан мой адрес прописки, место работы ит.д.?
  • И главный вопрос: почему подобная проблема, насколько мне известно, массово возникла именно с банком ВТБ?

Вопросов к банку очень много. А клиентам ВТБ совет только один: если давно не пользовались счётом, который привязан к старому номеру телефона, срочно идите в банк и закрывайте! Иначе сильно рискуете!

Юристы, к которым я обратилась за консультацией, сказали, что пока подобного в судебной практике ранее не происходило, но есть похожие ситуации. Первое заседание у одного из потерпевших, о котором я знаю, назначили на 9 июля.

Как сказал один из юристов, это настоящее ноу-хау в мошеннической практике, потому что всё делается на полном аутсорсе: никаких звонков, уговоров, зомбирования. Просто на вас взяли кредит, а вы даже не знаете.

Комментарий юриста по данной ситуации на сайте Правовед
Комментарий юриста по данной ситуации на сайте Правовед

Конечно, не хотелось бы идти в суд, но пока, несмотря на многочисленные обращения, ВТБ не проявляет готовности разбираться в проблеме. Кроме того, я точно знаю, что доказательства на моей стороне. Как минимум, у оператора связи есть документ, подтверждающий, что номер телефона на момент оформления кредита мне не принадлежал, также есть записи звонков и т.д.

Да, я признаю свою фатальную ошибку, что не проверила существование счета и не отвязала номер. Теперь получаю вот такой опыт. Учитесь на чужих ошибках и обязательно проверьте действующие счета, ну а с банком ВТБ желаю не связываться никому и никогда.

2222
85 комментариев

Со мной случилась такая же беда, в июне этого года случайно узнала о наличии двух кредитов в ВТБ банке на сумму около 2 млн рублей. Оформлены были по старой симкарте мтс, хотя договор с ними был расторгнут мною 2 года назад. Судя по операциям на счете деньги были выданы ОЧНО третьим лицам в другом регионе РФ.
Теперь я,находясь в декрете с детьми,один из которых грудной младенец, хожу по всем инстанциям, пытаюсь доказать правду, что денег у втб я никаких не брала и ни за что бы не взяла, сейчас мой доход это пособие размером 9200 (после индексации).
Счет в банке ВТБ открывали в 22 году по просьбе работодателя,но перехода не случилось и иы продолжали получать зарплату на Сбер. С втб у меня не было никаких финансовых отношений вообще,однако же это не стало преградой для таких мошеннических действий. Сегодня втб требует погашения долговых обязательств, которые я на себя не брала. Напрямую говорят, "понятно, что вы не брали,но платить придётся".Считаю это полным беспределом, я в отчаянии...

6
Ответить

Это фича, втб сам и слил базы, чтобы перевыполнить план по выданным кредитам, иначе почему на протяжении месяца проблема не решается? Первые скамы пошли еще в начале июня

5
Ответить

первые скамы пошли в феврале, потом-небольшие суммы-в апреле, в мае-июне развернулись уже нормально.
Банку пострадавшие пишут заявления, банку пофиг.
Но банк об этом прекрасно осведомлен. какой вывод?
Почему не закрывают такой простой доступ, не проверяют старые счета? Потому что они знают, им это выгодно, это будет продолжаться и дальше.

4
Ответить

С февраля уже, у меня оформили так 21.02.2024

2
Ответить

Оказывается, что тут и никакого слива не нужно. Достаточно получить симку с тем же номером.

Ответить

Мне не понятно одно - почему отказываются от пароля?
Даже если пароль формально и есть, то какой в нем смысл, если его можно дистанционно восстановить через смс или пуш?

СМС я не могу считать даже одним полноценным фактором. Дело в том, что смски априори проходят через третьих лиц и невозможно гарантировать их безопасность. Т.е. этот фактор защиты, считаю, может быть лишь дополнительным, но никак не основным.

Другое дело - пароль. Пароль знаю только я. Даже админ в банке, имея полный доступ к базе данных, не может узнать пароль, т.к. там хранится не он сам, а его хэш.

Таким образом от банков требуется обеспечить хотя бы обязательный минимум из четырех пунктов (без возможности восстановления одного через другой):
1) логин/пароль - основной фактор,
2) смс/пуш - дополнительный фактор,
3) Внятный текст в СМСке, из которого однозначно следует суть производимой операции.
4) Если уж считать СМС как цифровую подпись, то подисываться СМСкой должна КАЖДАЯ операция, сопровождающаяся соответствующим текстом в СМС. А не только подтверждением входа, а дальше... делай, что хочешь...

Но увы... такое было в прошлом и сейчас осталось у юрлиц.

Поэтому я свел к минимуму использование цифровых банковских продуктов.

3
Ответить

ахха-)))
А вы видели, где у втб этот пароль????-)
А я вам сейчас расскажу.
Приходите вы в втб, вот как я, в 2016 году. И говорите: втб, дай дебетовку. ВТБ берет паспорт, заполняет заявление, вбивает туда данные, распечатывает это заявление вам на подпись.
А на заглавной страничке заявления в пункте "информация о договоре" вписан УНК (уникальный номер клиента), он же пароль, сгенерированный банком!!!! Он прям реально на главной странице, на первой, состоит он из 8 цифр! У меня так, вот лежит передо мной.
То есть любой! Любой сотрудник втб, у кого есть доступ к этим заявлениям, знает ваш этот пароль, понимаете?

1
Ответить