Каршеринг: опасность, о которой они не расскажут
Делимобиль: реальный отзыв
Эта история о том, как я открыл приложение «Делимобиль», чтобы арендовать машину.
Однако удобство каршеринга обернулось проблемами: утечка данных, взломанный аккаунт и привет от коллекторов, которые уже взыскивают долг.
Рассказываю всё, что я узнал о скрытых рисках каршеринга.
Бонусом описание алгоритма "как действовать, когда ваш аккаунт взломали".
Заранее прошу извинить за частое упоминание названия компании, просто искренее желание, чтобы при поиске люди понимали, с чем они могут столкнуться.
Как произошёл взлом аккаунта в Делимобиле
Одним днем я захожу в приложение, чтобы забронировать автомобиль в Уфе, но вместо свободных авто — активная поездка в Новосибирске, за 2000 км от меня.
Сначала подумал: глюк, а оказалось, что это взлом.
Я сразу позвонил в поддержку:
«Кто-то едет от моего имени, остановите!»
«Ожидайте, мы разберемся», — ответили мне.
Тем временем поездка продолжалась, а долг нарастал.
Со слов поддержки: "Такая политика компании".
Очень интересная политика, поэтому нужно решать проблему самому.
Вот что я делал:
- Попытался отменить аренду
❌ Запрет в приложении, поскольку поездка активна - Попытался отвязать карту
❌ Тоже нельзя - Заблокировал банковскую карту, привязанную в Делимобиле
✅ Получилось
В это время в приложении творился хаос: появился чужой номер телефона и другая карта.
Меня постоянно выбивало из приложения, я логинился заново.
Внутри меня нарастал страх: вдруг машину разобьют, а все убытки повесят на меня?
Поддержка этот страх подтвердила, не дожидаясь вопроса:
«Кстати, предупреждаем вас, что если появятся повреждения, то это будет ваша ответственность и с вас будут взысканы убытки и штраф в соответствии с договором, который вы подписали».
Что было дальше: восстановление аккаунта, долг и снижение рейтинга.
При одной из попыток войти в аккаунт я получил уведомление, что в доступе отказано.
Я подумал, что таким образом выбивают все активные сессии, включая мошенников.
На электронную почту от Делимобиля пришло письмо, что я могу восстановить аккаунт, предоставив документы и договор с оператором связи на мобильный номер, который зарегистрирован в их приложении.
На следующий день я отправился в салон связи, получил копию договора и предоставил документы в Делимобиль.
Через несколько дней согласования доступ в приложение был открыт.
Появилась возможность бронировать машины, только вот появился долг на 11 000 рублей.
Посмотрев детализацию поездки, я обнаружил, что большая часть долга образовалась за простой автомобиля в ночь с 23 на 24 февраля 2025 года.
Напомню, что о ситуации я сообщил каршерингу уже днем 23 февраля.
Почему Делимобиль накручивал счетчик за простой, зная о взломе - остается загадкой. А бонусом пришло снижение рейтинга за опасное вождение.
Дальше еще интереснее. Привет, коллекторы.
Мне начали приходить письма о том, что я имею непогашенную задолженность перед Делимобилем, и мой долг передан в службу взыскания или коллекторам.
После взлома я ждал объяснения от Делимобиля по факту этой ситуации и какой-то помощи. Вместо этого:
- Аккаунт заблокировали без объяснений.
- Долг повесили на меня
- Никто не сообщил о причинах взлома и что с моими персональным данными
- Оставили разбираться с этой ситуацией самостоятельно
Почему произошел взлом аккаунта в Делимобиль?
Всё это время пытался выяснить, по какой причине произошёл взлом.
Я неоднократно задавал этот вопрос в поддержку.
И их ответ меня удивил:
У вас вредоносное ПО на телефоне
Я предложил инициировать разбирательство по факту этой ситуации, ведь в данном случае произошла утечка моих данных.
И здесь корневой ответ, который покажет вам отношение «Де***мо биля»: Вы можете обратиться в госорганы для выяснения обстоятельств.
То есть данные утекают у Делимобиля, а разбираться в этом должен пользователь.
Юридический аспект
На самом деле это важный момент с юридической точки зрения: Если возбуждать уголовное дело по статье 159 УК РФ Мошенничество, то потерпевшей стороной считается компания, ведь у меня фактически деньги не списали.Если рассматривать вопрос по 272 УК РФ Неправомерный доступ к компьютерной информации, то в качестве потерпевшего признается пользователь, поскольку был нарушение защиты персональных данных конкретного человека.
На сегодняшний день деньги не списаны, но Делимобиль активно пытается взыскать их с меня.
Уклонение Делимобиля вызывает в данном случае смешанные ощущения: либо им наплевать, либо есть опасения, что их могут наказать.
Кто несет ответственность за персональные данные?
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Закона № 152 "О персональных данных")
В 2020 году Делимобиль уже мелькал в СМИ из-за утечки данных.
Я бы мог связать утечку 2020 года с моей ситуации, однако я зарегистрировался в приложении только в 2024 году.
Мои дальнейшие действия
Из-за нежелания Делимобиля разбираться в ситуации, делаю это сам:
- веду расследование, чтобы понять, каким образом злоумышленники получили доступ к моему аккаунту
- направил претензию в Делимобиль
- направил жалобы в полицию и Роскомнадзор
О том, как полиция, РКН и Делимобиль отреагировали на мои обращения и как злоумышленники вошли в аккаунт, расскажу во второй части.
Вместо вывода
Мой случай — не единичный. Вот что может случиться:
- Взлом аккаунта:
Мошенники используют ваш профиль для поездок или продажи данных. - Финансовые потери:
Долги за чужую поездку - Повреждения машины:
Если злоумышленник разобьет авто, платить придется вам. - Коллекторы:
Делимобиль передает взыскание долга третьей компании ООО ПКО "РБР" - Репутация:
Падение рейтинга вождения увеличивает стоимость поездок.
Понимаю, что ситуация неприятная, в особенности для тех, кто далек от юридической работы.
Поэтому я публикую шаблоны моих обращений, претензий в Телеграм-канале.
Надеюсь, что это будет полезно всем, кто столкнулся с такой же проблемой один на один.
Впереди я ожидаю, что будет суд с Делимобилем. Благо, доказательства у меня есть.
А вы сталкивались с проблемами в каршеринге?
Резюме ответов на вопросы по взлому аккаунт в каршеринге
Что делать, если взломали аккаунт в каршеринге?
Звоните в поддержку, пишите и делайте скрины и записи экрана, чтобы всё зафиксировать и сохранить.
Ведь потом каршеринг может вас заблокировать, и вы не получите доступ к доказательствам.
Может ли каршеринг списать деньги за чужую поездку?
Да, мой случай это подтверждает.
Как отвязать карту от каршеринга?
Во время активной поездки — никак.
Блокируйте карту через банк, чтобы избежать списания.
Кто платит за повреждения машины при взломе аккаунта?
По договору — вы, если не докажете, что аккаунт взломали.
Из всего прочитанного вроде как больше всего вероятность в том, что у вас на телефоне вредоносное ПО. Делимобиль явно за это ответственности не несет и нести не может. Факт поездки в их системе отображен. Они не могут просто по вашей просьбе аннулировать поездки и прощать долги. Вам верно сообщили, чтобы вы обратились в полицию.
Окей, как вы пришли к выводу о вредоносном ПО?
Охренеть ситуация
А разве не просят селфи при запуске на другом устройстве?
Они сейчас ссылаются на введение смс-кодов, но ваша логика верна, ведь это было бы хоть какой-то защитой от мошенников