Ваши объявления сняты с публикации: как Авито нарушает права пользователей и требует биометрию

Друзья, привет! Меня зовут Ольга и я хочу поделиться своим личным опытом использования Авито.

Надо признать, что Авито является в России крупнейшей площадкой для онлайн-продаж. Интуитивно-понятный интерфейс, своя доставка, широкий спектр категорий товаров делает Авито доступным как для опытных продавцов, так и для тех, кто впервые решает продать что-то из своих вещей.

Я на данной платформе зарегистрировалась несколько лет назад и всегда была довольна ее работой.

И вот недавно столкнулась с неприятной ситуацией, которая заставила меня пересмотреть законность действий этой платформы. В этой статье я хочу поделиться своим опытом и рассказать о том, как мои права (как пользователя) были нарушены.

Моя ситуация:

На днях, у меня случились сразу две продажи. Суммы не большие, но было приятно, т.к. объявления висели давно. После вывода средств, на эл. почту пришли сообщения:

Сообщения от Авито на мой email
Сообщения от Авито на мой email

Ладно, бывает, мало ли что могло случиться и Авито проявляет бдительность.

На всякий случай пароль поменяла.

Читаю в сообщении, что с профилем проблем нет, всего лишь сняли объявления с публикации. Хотя по факту, активной осталась лишь вкладка Поиск, в остальные разделы зайти нельзя, включая профиль.

Хорошо хоть деньги успела вывести. В противном случае, мне пришлось бы ссылаться на УК РФ Статья 159-мошенничество, из-за недополучения суммы денег по факту совершения сделки и невозможности их вывода, т.к. отсутствует доступ в аккаунт.

Ранее подтвердить свой аккаунт было возможно кодом из смс или эл. почты. Теперь же Авито настаивает пройти подтверждение личности: снять 40-ка секундное видео с поворотом головы в право и влево, сканы паспорта/водительских прав, и через ID Сбера или Т-Банка.

Давайте подробнее разберем каждый из этих пунктов и возможные риски:

1. Снятие биометрии через видео: Камера фиксирует лицо человека с разных ракурсов, включая повороты головы, наклоны и другие движения для лучшего захвата особенностей лица. Извлекаются ключевые биометрические данные, такие как расстояния между чертами лица, форма глаз, носа и рта. Утечка биометрических данных представляет собой реальную угрозу - подделка злоумышленниками документов, доступ к защищенным ресурсам, банковским счетам. Использование биометрии в незаконных действиях может привести к серьезным юридическим последствиям, утрате репутации, блокировке банковского счета.

2. Сканы паспорта: Если ваши паспортные данные попадут в чужие руки, это может привести к финансовым потерям из-за открытия банковских счетов и кредитных карт на ваше имя. Рассчитываться с банком придется вам самим. При использовании данных для совершения преступлений возникнет необходимость доказывать свою непричастность.

3. Утечка данных водительского удостоверения: Мошенники могут сделать поддельные документы, зарегистрировать машину-двойник на ваше имя, что приведет к штрафам и санкциям, если автомобиль будет использован в противоправных действиях. Разбирательство займет кучу времени, плюс, сложный процесс восстановления прав, требующий дополнительных документов и подтверждений.

4. Запрос подтверждения личности через ID банка: Банк предоставит ваши ФИО, дату рождения, адрес, номер телефона, состояние счета и ИНН. Передача этих данных может повлечь риски для конфиденциальности. Рекомендуется тщательно оценивать необходимость передачи такой информации и использовать только надежные и проверенные каналы для подтверждения личности

Запрос на предоставление персональных данных, в том числе биометрических, вызвал у меня серьезные опасения.

Поводы для тревоги есть:

👉 В последние годы наблюдается значительный рост киберпреступности. Мошенники используют все более сложные методы для получения доступа к личным данным пользователей, включая фишинг, вредоносное ПО и социальную инженерию. С развитием технологий, таких как искусственный интеллект, мошенники стали еще более изощренными. Это делает утечку персональных данных особенно актуальной проблемой.

👉 Множество крупных компаний и организаций стали жертвами утечек данных, что подтверждает уязвимость систем хранения информации. Эти инциденты показывают, что даже самые защищенные платформы могут подвергаться атакам, что ставит под угрозу персональные данные миллионов пользователей.

👉 Кроме того, несмотря на существующие законы о защите данных, такие как GDPR, многие компании не соблюдают их должным образом. Это создает дополнительные риски для пользователей, так как их данные могут быть использованы неправомерно или проданы третьим лицам.

То, что мои персональные данные «под надежной защитой Авито» - для меня не более, чем слова и никаких гарантий не дают. Когда я передаю свои персональные данные третьим лицам, то теряю контроль над тем, как и где они будут использоваться. Эти данные могут быть переданы другим людям или организациям без моего ведома и согласия.

Общение с поддержкой:

За все время использования платформы, у меня не было проблем с аккаунтом и претензий от Авито. Учитывая долгий срок существования моего аккаунта (не могу зайти в профиль, чтобы уточнить год регистрации) и его высокую репутацию, с 5-ти бальным рейтингом, благодарными отзывами и живой перепиской с прекрасными честными людьми - такие меры, как требование конфиденциальных и биометрических данных, показались мне чрезмерными.

Надеясь получить разъяснения, написала в поддержку Авито (Обращение 61369364)

Обращение в поддержку Авито
Обращение в поддержку Авито

- Можно не проходить проверку? Только профиль все равно не откроют без проверки, как тут не подсвечивай.

- Данные паспорта? Вы серьезно? Вы что меня кредитовать собрались?

- Видео с заданным временем в 40 сек., поворотами головы, что это, если не биометрия?

- Вам нужен просто живой человек? А как вы узнаете я это или нет, с чем собирались сравнивать?

Общение с поддержкой Авито
Общение с поддержкой Авито

Я понимаю, что Авито вправе ссылаться на необходимость защиты аккаунтов пользователей от мошеннических действий. Но точно не может требовать от пользователей предоставление биометрии, потому что фактически является лишь посредником между покупателем и продавцом.

Заинтересовавшись правовым полем данной организации, пошла в интернет и была удивлена количеством отзывов с подобными претензиями к Авито. 😱 Блокируют именно старые аккаунты с положительным рейтингом. Тем самым ставят добросовестных продавцов, которые зарабатывали свой рейтинг годами, перед непростым выбором: или сдавайте биометрию, или ваш аккаунт останется заблокированным.

Какое отвратительное отношение к клиентам! Блокировки активных аккаунтов по несуществующим причинам, отсутствие адекватной поддержки - отчаяние и безысходность тех, кто доверился Авито! И всё это на фоне процветающего мошенничества на этой же платформе!

Не теряя надежды, я продолжала писать в службу поддержки, но суть всех ответов сводилась к одному - пока не пройдете проверку по видео и документам, аккаунт не разблокируем, других вариантов нет.

Ситуация затягивалась, потому что на каждое мое сообщение поддержка, по правилам площадки, отвечала в течение суток. Это еще больше усилило мои сомнения относительно качества обслуживания и внимания к проблемам пользователей.

Общение с поддержкой Авито
Общение с поддержкой Авито

Биометрия, взамен галочки «Документы проверены», не совсем равноценный обмен. Как показала практика, на исход сделки больше влияет возраст аккаунта, положительные отзывы, быстрота ответа в чатах и уважительное отношение к людям. То есть все то, из-за чего Авито блокирует.

Три дня переписки не дали ожидаемого результата. Какой смысл общаться с ботом и получать заскриптованные ответы? Пустая трата времени и усилий.

Вишенка на торте - просьба оценить качество работы службы поддержки Авито. 😊

Авито просит оценить качество работы службы поддержки
Авито просит оценить качество работы службы поддержки

Законодательные аспекты:

✅ Согласно Федеральному закону "О персональных данных" (№ 152-ФЗ), обработка персональных данных должна проводиться с согласия пользователя и только в тех пределах, которые необходимы для достижения целей обработки. Требование предоставить биометрию и документы, не обоснованное конкретными действиями пользователя, может рассматриваться как нарушение этого закона.

✅ ФЗ от 29 декабря 2022 г. N 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (пункт 13 статьи 13): "Отказ физического лица от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных не может служить основанием для отказа ему в оказании государственной, муниципальной или иной услуги, выполнении государственных, муниципальных функций, продаже товаров, выполнении работ или отказа в приеме на обслуживание".

❗ Кто имеет право собирать и обрабатывать персональные данные и биометрию:

- Государственные органы: Например, МВД, ФСБ и другие правоохранительные структуры, действующие в рамках закона.

- Финансовые учреждения: Банки и кредитные организации, которые обязаны идентифицировать клиентов согласно требованиям законодательства о противодействии отмыванию доходов.

- Медицинские учреждения: В случаях, когда требуется медицинская идентификация.

- Организации, предоставляющие услуги в сфере безопасности: Например, компании, занимающиеся охраной и контролем доступа.

Авито, как платформа для размещения объявлений о товарах, недвижимости и вакансиях на рынке труда, не относится к вышеперечисленным категориям.

Рекомендации для пользователей

Если вы, как и я, оказались в подобной ситуации, вот несколько рекомендаций:

1. Не стесняйтесь обращаться в службу поддержки для получения разъяснений. Запрашивайте письменные ответы на свои вопросы. Пишите не только в чат, но и на электронную почту, если это возможно.

2. Сохраняйте все сообщения и переписки с поддержкой. Это поможет в случае необходимости обращения в судебные инстанции или в органы защиты прав потребителей.

3. Будьте осторожны с предоставлением своих личных данных. Изучайте условия использования платформы и их политику конфиденциальности.

4. Найдите сообщества или форумы, где обсуждаются подобные проблемы. Это может помочь вам получить советы от других пользователей, которые столкнулись с аналогичными ситуациями.

5. Если ситуация не разрешается, подумайте о подаче жалобы в органы защиты прав потребителей или в Роскомнадзор по поводу нарушения ваших прав как пользователя.

Альтернативные площадки, которые можно использовать вместо Авито:

1. Юла

- Простая и удобная платформа для размещения объявлений

- Подходит для продажи различных товаров, от одежды до электроники

2. Слон

- Платформа для размещения объявлений, ориентированная на продажу товаров и услуг

- Имеет удобный интерфейс и активное сообщество

3. Планета

- Площадка для торговли, где можно продавать как новые, так и б/у товары

- Удобно для местных продаж

4. Facebook Marketplace и Instagram (*Meta, запрещена в России)

- Удобный способ продажи и покупки товаров в вашем районе через свои аккаунты

- Можно создавать посты и истории с товарами, а также взаимодействовать с клиентами напрямую

5. OZON и Wildberries

- Хотя это больше платформы для крупных продавцов, они также позволяют индивидуальным предпринимателям размещать свои товары

- Хороший выбор для тех, кто хочет продавать новые товары

6. eBay

- Международная платформа для покупки и продажи товаров

- Подходит для продажи уникальных или редких предметов

7. Craigslist

- Площадка для размещения объявлений, популярная в США и других странах

- Позволяет продавать товары локально

8. Группы в мессенджерах

- Многие используют группы в WhatsApp или Telegram для продажи и обмена товарами

При выборе альтернативной площадки важно учитывать, какие товары вы планируете продавать и какую аудиторию хотите привлечь. Каждая из этих платформ имеет свои особенности и целевую аудиторию, поэтому стоит изучить их перед тем, как принять решение.

Мои выводы:

1. Действия площадки Авито вызывают серьезные вопросы о правомерности и законности. Авито умышленно блокирует аккаунты и выманивает персональные данные своих клиентов.

2. Отказ физического лица от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных не может служить основанием для отказа ему в оказании услуги. (ФЗ от 29 декабря 2022 г. N 572-ФЗ п13 ст13)

3. Согласно Закону "О защите прав потребителей", пользователи имеют право на получение информации о причинах отказа в предоставлении услуг или ограничении доступа к ресурсам. Не предоставление Авито четких объяснений, может быть расценено как нарушение прав пользователей.

4. Законодательство гарантирует защиту прав потребителей, включая право на получение помощи и поддержки. Отсутствие полноценной службы поддержки ограничивает доступ к этой защите. Невозможность эффективно решать споры или проблемы нарушает право на справедливое рассмотрение.

5. В случае подачи жалобы на Авито, отсутствует возможность получения данных о своем аккаунте, чтобы апеллировать ими в суде в свою защиту. (Конституция Российской Федерации пункт 1 статьи 23: "Каждый имеет право на... защиту своей чести и доброго имени")

Считаю, что пользователи должны знать свои права и быть готовы защищать их в случае неправомерных действий.

Недостаток прозрачности подрывает доверие к сервису и мешает комфортному использованию платформы.

Хочется верить, что массовый отток клиентов, потеря прибыли и жалобы пользователей в соответствующие инстанции заставят администрацию Авито пересмотреть свою политику.

Надеюсь, что моя история поможет другим пользователям лучше понять ситуацию и принять обоснованные решения, чтобы не "слить" свои персональные данные.

P.S.

Пока я писала эту статью, на Официальном канале ведущего государственного информационного агентства России ТАСС киберполиция опубликовала данные, которые никогда никому нельзя сообщать. (МОСКВА, 13 мая. /ТАСС/)

…«Как сообщили в управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий (УБК) МВД России, в киберпространстве действует простое правило: чем меньше личной информации вы раскрываете, тем труднее вас обмануть. Даже один невинный ответ может стать началом цепочки мошенничества. Ниже - перечень ключевых данных, которые всегда должны оставаться при вас» - говорится в сообщении Управления.

…«Персональные документы: паспортные данные, ИНН, СНИЛС, фото документов. Пример: подтвердите личность - отправьте фото паспорта»…

…«Номер карты, срок действия, CVC/CVV-код, логины и пароли от интернет-банка, коды из СМС, пуш-уведомления подтверждения»…

..«Никому и ни при каких условиях нельзя также называть любые разовые пароли из СМС, push-коды, QR-коды подтверждения»…

…«Кроме того, не стоит разглашать приватную информацию: адрес, номера родственников, маршрут поездки, точное местоположение в режиме реального времени, особенно - в открытых аккаунтах»…

…«Также сообщать нельзя комбинации данных: имя + дата рождения + номер телефона. Как отметили в МВД, этих сведений уже достаточно для подбора пароля, входа в почту или оформления кредита»…

Вся история переписки с Авито сохранена. (Обращение 61369364) Отвечу на любые вопросы, скрины предоставлю.

6
21 комментарий