GeekBrains нарушает закон о «защите прав потребителей» — как вернуть деньги, за непройденные курсы

Купив обучающие курсы на портале GeekBrains (компания ООО «ГикБрейнс»), никогда бы не подумал, что столкнусь с такой странной, да и в общем-то нарушающий законодательство Российской Федерации, реакцией на расторжение договора и возврат части денежных средств

Дело в том, что структура обучения почти на всех факультетах этого «онлайн-ВУЗ'а» делиться на 4 черти, при этом доступ к курсах открывается постепенно и студент грубо говоря «грызет гранит науки» постепенно. Так вот, пройдя первую четверть, решил что формат немного не подходит мне и запросил расторжение договора, а также возврат части денежных средств (предположительно хотел вернуть деньги за непройденные 3 четверти — ни одного урока я естественно даже не открывал, дабы не быть уличенным в получении этих знаний)

Позвонив менеджеру, что кстати тоже является отдельными «танцами с бубнами», ведь представители GeekBrains часто регистрируют твою заявку и обещают перезвонить, но потом просто пропадают, я известил его о своем желании по расторжению договора. Менеджер в приветливой форме объяснил мне, что первая четверть является основополагающей для всего курса обучения и поэтому я конечно могу вернуть часть денег при расторжении договора, но это будет далеко не 3\4 от обучения, а примерно 50%. Также он намекнул, что лучше будет заменить направление и перейти на другой курс в любое удобное для меня время и тем самым сэкономить на возврате. Я взял паузу на подумать, и здесь началось самое интересное…

Взвесив все "за" и "против", решение о прекращении взаимодействия с данной конторой все-таки пришло, и я вновь оставил заявку на расторжение договора. Здесь я уже был согласен на получение 50%, подумав — "ну раз так нужно, то ок — сам дурак". Через некоторое время со мной связался уже другой менеджер (Юлия Павлова j.pavlova@geekbrains.ru) и объяснила, что у них имеется договор Оферты, который подразумевает, что если студент обращается в компанию по прошествию более чем 30 дней с момента заключения договора, ему положено ровно 0 ₽ при расторжении отношений с компанией

Сумма возврата определяется следующим образом:
А) Если Пользователь получил доступ к Курсу и с момента получения доступа прошло менее 3 дней, то Исполнитель возмещает 100 % стоимости.
Б) Если Пользователь получил доступ к Курсу и с момента получения доступа прошло менее 14 дней, то Исполнитель возмещает 30% стоимости Курса, удерживая остальную сумму в качестве возмещения своих расходов на поддержку Платформы. Редакция от 19 июля 2021 г.
В) Если Пользователь получил доступ к Курсу и с момента получения доступа прошло от 14 до 30 дней, то Исполнитель возмещает 15% стоимости Курса, удерживая остальную сумму в качестве возмещения своих расходов на поддержку Платформы.
Г) Если Пользователь получил доступ к Курсу и с момента получения доступа прошло более 30 дней, то Исполнитель возмещает 0% от стоимости Курса, удерживая остальную сумму в качестве возмещения своих расходов на поддержку Платформы.

Выдержка из договора Оферты ООО "ГикБрейнс"

Я попытался объяснить девушке, что это не совсем законно и нарушает мои права, как потребителя услуги. Но она продолжала ссылаться на договор Оферты и вновь предлагала мне продолжить обучение на другом факультете платформы. Кстати, на вопрос, почему же в прошлом разговоре ее коллега предоставил мне совсем иную информацию, менеджер Юлия Павлова ответа дать не смогла — "это надо слушать запись разговоров, возможно вы его не так поняли" — подытожила девушка

Ну что же, следующим моим действием было погуглить немножко этот вопрос, действительно в договоре Оферты у ООО "ГикБрейнс" такое имеется, но...

...в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В этой связи, после фактического отказа Заказчика от Договора об оказании услуг, договор считается расторгнутым, а у Исполнителя возникло обязательство по возврату денежных средств за часть неоказанных услуг. Расходы Исполнителя на содержание платформы являются обычными расходами в рамках осуществления предпринимательской деятельности и не должны быть компенсированы за счет средств потребителя. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (п. 5 ст. 426 ГК РФ).

После этого я позвонил в приемную Роспотребнадзора по городу Москве и еще раз уточнил по телефону спорный вопрос, там мне четко дали понять, что компания OOO "ГикБрейнс" нарушает действующее законодательство и ущемляет мои гражданские права, как потребителя данной услуги. В Роспотребнадзоре посоветовали подъехать к ним, чтобы они дали письменную характеристику на несоответствие договора гражданско-правовым нормам

Ну что же, вооружившись своими законными правами, я вновь связался с Юлией Павловой, теперь уже по средством электронной почты и обрисовал ей ситуацию уже не голословно, а с приведенными статьями ГК РФ и комментариями Роспотребнадзора

На что получил даже не ответ, а просто отписку, которая заставила сомневаться в компетентности менеджера в целом

GeekBrains нарушает закон о «защите прав потребителей» — как вернуть деньги, за непройденные курсы

На данный момент, хочу вернуть 3\4 части денежных средств, уплаченных мною за данный курс от компании ООО "ГикБрейнс" и надеюсь, что вопрос еще можно урегулировать "по-любовно". Поэтому буду рад, если пост вызовет отклик на этом портале, потому как понимаю, что только донеся мою спорную ситуацию до обнародования в широких массах возможно добиться хоть какого-то внятного разговора с представителями компании

Кстати, нашел здесь множество подобных постов, где люди буквально "выцарапывали" положенные им по законодательству средства от Исполнителя услуги. Обидно, что многие просто не ввязываются в эту "борьбу" из-за нехватки сил, времени и денег. И компания продолжает искажать ГК РФ, буквально присваивая законные деньги клиента себе

Но так как я твердо решил идти до конца, буду держать всех в курсе своей ситуации и в следующем посту напишу про ее развития. Если в течении этой недели вопрос не решиться в положительном для меня ключе, то мои следующие действия:

  • Подача жалобы в письменном виде на почтовый ящик компании ООО "ГикБрейнс" (кстати, жалобу в электронном виде на имя генерального директора компании Волчека Александра Игоревича я уже оставил, но понимаю, что она вряд ли пойдет дальше таких же недобросовестных менеджеров). После получения у GeekBrains будет 10 дней на официальный ответ по претензии, а с ним уже можно будет идти в суд
  • Получение физического официального решения от Роспотребнадзора по нарушениям ГК РФ в договоре Оферты и Приложениям к нему со стороны ООО "ГикБрейнс"
  • Подключение юристов, для составления официальной досудебной претензии, которая также будет направлена письмом в компанию
  • Передача материалов по моему вопросу в редакцию программы "Вести. Дежурная часть", где попрошу коллег осветить происходящее и привлечь еще больше людей к этой проблеме, чтобы те у кого нету возможности защитить свои права, смогли бы получить поддержку и в целом привлечь компанию ООО "ГикБрейнс" к ответу за неправомерные действия по отношению к своим клиентам

Но в этом случае, я уже буду требовать с компании издержки в связи с потраченным временем, причинением морального ущерба и расходами на юридическую помощь, а также другими издержками понесенными в ходе разбирательств. В случае неадекватной реакции компании, твердо намерен довести дело до суда, потому что нельзя просто так обманывать людей, каждый должен нести ответственность за свои действия и особенно гнусно это смотрится со стороны такой крупной компании, как ООО "ГикБрейнс" — дочки Mail.ru Group

А всем кто попал в схожую ситуацию, советую по возможности не молчать, а написать в комментариях к посту ваши истории, ведь только сообща можно чего-то добиться. В целом, не связывайтесь с сомнительными конторами, а также желаю всем профита, без потери денег, нервов и сил #жалобаgeekbrains

99
25 комментариев

Вы, видимо, не читали здесь кучу статей об этих инфоцыганах. Можете не ждать неделю. 

4
Ответить

Не очень понятна цель данной темы. Действительно согласно ст 32 ЗоПП потребитель имеет право на расторжение договора услуг и возврат части оплаты пропорционально недоказанной услуге. Действительно также и то, что если в оферте грамотно прописаны ЭТАПЫ оказания услуг (например что первый стоит 100 руб, а последующие 50) и приёма-передачи оказанной услуги, то такое возврат может быть НЕпропорциональным. Очевидно также и то, что условия, ущемляющие права потребителя незаконны (будут признаны таковыми судом) - и все вот эти мантры что согласно договору мы ничего не вернём в пользу бедных. Непонятно зачем автор тянет с направлением досудебной претензии. Ваше обращение к Исполнителю действительно по судебной практике может считаться "правомерным требованием потребителя" даже если заявлено на электронную почту, если вы по этой почте с ними общались в ходе исполнения договора или она указана в договоре - при этом рекомендую не тянуть с письменной претензией, так как лучше иметь конечно бумажные доказательства заявленного требования (прошу вернуть 100 руб), так как именно за его неудовлетворение следует штраф 50% безусловный. Подаёте в суд, взыскиваете сумму требований, штраф 50% и проценты по 395 статье, все довольны. Единственное, юриста ищите не дороже 10-15 к либо будьте готовы к тому, что разницу вам скорее всего не вернуть. 

2
Ответить

Почему же проценты не по ЗоЗПП, а по ст 395 ГК РФ? Неустойка по ЗоЗПП выше будут и выгоднее для потребителя. 

3
Ответить

Как говорится, добро пожаловать в клуб...

2
Ответить

Нахожусь сейчас точно в такой же ситуации. может как то можно подать коллективную жалобу?

2
Ответить

Я бы к Вам присоединилась.

Ответить