Как в пригородных электричках Москвы контролеры АО «ЦППК»собирают оплату с тех, кто не хочет платить наличными

20 декабря ехал на электричке со станции Авангард до станции Царицыно в Москве. В районе Климовска в вагоне появились три женщины контролёра. Одна из них подошла ко мне. Я сказал, что на той станции где я садился нет кассы и поэтому (как обычно) я оплачу перед выходом на Царицыно. Контролёр разъяснила мне что в случае если контролёр обнаруживает пассажира без билета, тот обязан оплатить проезд. Я согласился сделать это картой. На что она сообщила мне, что оплату картами они не принимают и возможны только наличные. Я сказал ей, что наличных нет и она пошла дальше по вагону.

В этот момент позади меня другой контролёр на повышенных тонах начала объяснять другой женщине пассажиру, что «перевозчик освобождён от обязанности принимать оплату банковскими картами» и что ее сейчас высадят и отправят в кассу покупать билет.

Женщина предложила оплатить переводом с карты на карту, что требовательным контролером было ей разрешено, после переглядываний со старшей группы.

Данный вопрос меня заинтересовал и я полез в интернет выяснять почему контролеры АО «Центральной ППК» орут на пассажиров и приводят невнятные объяснения типа «перевозчик освобождён от приема оплатами картой». Такое есть но не для таких крупных компаний, тем более монополистов. Довольно быстро я нашёл ссылку на сайт Роспотребнадзора на котором обнаружил довольно свежее обращение от человека столкнувшегося в мае 2021 года с такой же ситуацией. Ссылка -

Вопрос:

30.05 2021г в 16:15 контролёр отказал в оплате проезда банковской картой. Электричка Савелово-голицыно. Ещё в 2016г сообщалось, что контролёры в пригородных поездах будут снабжены соответствующим оборудованием, для приёма банковских карт

Опубликовано: 30.05.2021 в 16:39

Ответ:

Добрый день! Подобные обращения по отказу принимать оплату за оказанную услугу не единичны. В связи с этим специалисты Управления разъясняют, что в соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. В соответствии с ч. 4 ст. 16.1 Закона при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Вам необходимо обратиться в Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту

Как обычно вопрос обработали, ответили что перевозчик не прав и послали к другим чиновникам из того же ведомства…

Думая, что может с мая что то в законах поменялось я решил написать в Facebook прямое обращение в адрес АО «Центральная ППК» с описанием ситуации:

«Добрый день, ехал сегодня в электричке со станции Авангард до станции Царицыно. В районе Климовска зашла группа контролеров (три женщины) и начала проверять проездные билеты. На вопрос можно ли оплатить проезд банковской картой сообщали пассажирам, что перевозчик освобождён от выполнения закона о защите прав потребителей и не обязан предоставлять возможность оплаты банковской картой. При этом один из пассажиров спросил можно ли оплатить переводом с карту на карту - ему разрешили и приняли оплату на личную карту.

В связи с вышеизложенным два вопроса:

1. На основании чего контролеры утверждают что пассажиры лишены прав оплатой банковской картой и требует оплату только в наличном виде?

2. Насколько законно приём оплаты переводом с карты на карту?»

И в ответ получил исчерпывающий ответ на вопрос который я вообще не задавал:

«Добрый вечер. Мы постепенно внедряем возможность оплаты картой у кассиров-контролёров. На Белорусском направлении эта опция уже запущена.»

После этого почитал правила перевозки пассажиров в Подмосковье и обнаружил, что при оплате у контролера пассажир платит больше чем при обычной покупке билета и возможно у контролеров есть какие то планы по обилечиванию безбилетников. Но это не объясняет почему не они не оснащены терминалами. А вот переводы с карту на карту и более сложный контроль расчётов наличными при контроле работы бригады наводят на размышления.

Итого:

В 2016 году рапортуется о том, что скоро будет введен приём оплату проезда контролерами с помощью банковских карт.

Спустя пять лет контролеры АО «Центральная ППК» (монополист в пригородных перевозках) давят на пассажиров ссылаясь на какое то «освобождение перевозчика от обязанности принимать оплату банковскими картами»

Роспотребнадзор принимает обращения граждан, отвечает что АО «Центральная ППК не права и нарушает закон, но ничего не делает кроме того что направляет в своё же другое подразделение - Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту

Цифровизация крупнейшего пригородного перевозчика в России идёт семимильными шагами ….

Думаю многие сталкивались с такой ситуацией и по каким то причинам она до сих пор не разрешается в пользу закона и потребителей. Ну а получить внятный ответ напрямую у АО «Центральная ППК» у меня не получилось.

Сильно сомневаюсь, что у крупнейшего перевозчика монопольно оказывающего услуги на крупнейшем в стране рынке пригородных перевозок нет средств для обеспечения своих контролеров переносными терминалами.

Буду благодарен за комментарии от специалистов в данном вопросе и тех, кто сталкивался с такими же ситуациями.

7777
175 комментариев

Да уже и терминал не нужен, банки давно уже внедрили оплату по QR(негатив🤣) кодам. Но на личную карту получать оплату приятнее и контроллерам, и начальству 😂

18

Но на личную карту получать оплату приятнее и контроллерам, и начальству 😂Они не берут переводом на карту. У них камеры висят включенные говорят на карту не примем, запрещено.

1

Я сказал, что на той станции где я садился нет кассы и поэтому ... и я полез в интернет- сколько зайцев перевидал за свою жизнь, не перечесть. Отмазка про отсутствие наличных довольно популярна у "поколения Z". Зайцы постарше машут распечатками законов. Зайцы пободрее - скачут из вагона в вагон, и норковые шубы им не мешают (есть и такие зайцы). Особо дерзкие и тупые просто хамят контролерам. Бывают и драки. А вот то что заяц накатал статью на VC - это уже креатив. Очень необычный заяц.

14

Комментарий недоступен

6

А как оплачивать, если нет терминалов?) На моей станции только сейчас поставили. Оплачивал как и автор - на выходе. Благо там был пропускной пункт с возможностью оплаты.
Потом, кстати, сделали и там нехилую комиссию)

А вы я так понимаю из числа обиженных ответ на пост катали?))(

В подобных случаях, не стесняйтесь писать в комментариях перевода самизнаетечто, чтобы счёт получателя блокировали :)

8