МТС выдает микрозаймы под видом безвозмездной ссуды

Как говорится, хочешь рассмешить судьбу расскажи какой ты умный. Ситуация следующая: уже 12 лет являюсь примерным и счастливым отцом подрастающего оболтуса, которому присущи пороки поколения, включая какое-то сверхестественное отвращение к печатному слову. И конечно же у оболтуса имеется современная трубка с мессенджерами, браузерами и прочими софтовыми приблудами для полноценного засирания неокрепшего мозга. Как ответственный родитель, осознающий опасности неконтролируемого распространения и потребления информации, прежде чем отдать в пользование спиногрызу смартфон, я установил на него хучу всякого контрольного софта, чтобы не дай Б-г что.. И свои деньги этот софт вполне оправдывает, я знаю какие сайты посещает мой ребенок, с кем общается в соцсетях, какие запросы формирует, что устанавливает. Вроде все хорошо. Для того, чтобы вся эта инженерия работала в автономке (ну и чтобы иногда все таки связаться по старинке голосом с родителями) в девайсе установлена симка МТС, оформленная на меня, - до 14 лет детишки не могут заключать гражданско-правовые сделки, ибо “не понимают, что творят”. Вот со стороны-то МТС и прилетела какашка, которой не ждали.

Недавно собрался сменить по быстрому перед сном тариф на номере ребенка, закинул 500 рублей денег, после чего увидел, что куда-то списались имеющиеся уже на счете 100. В детализации расходов они очень загадочно обозначились как «Услуги партнеров МТС_ЭД1». Благо, есть в МТС круглосуточная поддержка. В которой мне так сообщили, что оказывается я у МТС занял денег, в процессе глумливенько посокрушавшись, что сожалеют о том, что я не помню, на какие нужды я их одолжил. При этом смогли сообщить только дату и сумму, которую я «взял в долг» - ни куда эти деньги ушли, ни как они прошли по моему счету в поддержке не знают (Спойлер: никто не знает, эта информация нигде не доступна). Зато они точно уверены, что я эти деньги у них брал, так как, внимание, ответил положительно на смс с предложением мне денег… Тут то более-менее стало вырисовываться, с учетом любви потомка к чтению, что произошло. Решил разбираться до конца.

Оказалось, что МТС запустил (уж не знаю насколько давно) офигительную по наглости услугу под названием «ЭкспрессДеньги» суть которой заключается в том, что щедрая компания МТС в случае нужды может Вам предоставить беспроцентный займ на осуществление покупки со счета телефона. При этом, так как займ беспроцентный, его обслуживание для Вас стоить ничего не будет. Правда, за перечисление денег куда-вы-там-хотите с Вас возьмут символическую сумму в размере до 30% от платежа (определяется индивидуально, уж не знаю по каким алгоритмам: с меня при сумме долга в 2290 сняли 2760). Схема следующая: при покупке выбирается оплата со счета мобильного телефона – приходит СМС!!!! с предложением воспользоваться займом (при недостатке на счете денсредств) – подтверждение осуществляется посредством простой ЭЦП (оправьте «1» если согласны) – погашение происходит автоматическим списанием со счета телефона при его пополнении.

Было обидно платить МТС, но малолетний неуч действительно отправил ответное СМС с единицей.

Зачем я это здесь пишу? Ну во-первых, в качестве предостережения о том, что такая схема существует, и думаю проблема с отсутствием у мелких желания читать и вникать в то, что написано существует не только у меня. Предоставление услуги можно заблокировать, отправив СМС «off» (блин, опять!!) на номер 1976. Настоятельно рекомендую это сделать на номере, которым пользуются дети.

Во-вторых, чтобы задать в публичном поле компании МТС несколько вопросов:

1. Насколько законно осуществление оператором сотовой связи деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов). Подозреваю, что не очень, так как описанная выше схема очень сильно напоминает то, что сформулировано в ГК РФ и ФЗ от 21.12.2013 № 353 «О потребительском кредите (займе)» как «займ» и «потребительский кредит (займ)»;

2. Учитывая, что точно все дети до 14 и, наверняка, большая часть подростков постарше пользуются телефонными номерами, зарегистрированными на родителей, как компания МТС ограждает их от мошенничества посредством использования упомянутой услуги? (Не, я в курсе, что есть некий НЕТАРИФ.JUNIOR, но, во-первых он почему то стоит дороже обычных тарифов, во-вторых, думаю, о нем знает малая часть родителей, ну, и в-третьих в описании этой подписки я ничего не нашел о том, что на ней отключены по умолчанию платные сервисы, включая «Экспресс. Деньги»).

3. Вам вот настолько денег не хватает, что решили заняться самой презираемой деятельностью по предоставлению микрозаймов?!?

С теми же вопросами планирую обратиться в прокуратуру, ЦБ и Роспотребнадзор

103103
93 комментария

Жесть.

Автор, надеюсь, что ваши жалобы не пройдут бесслезно для @МТС

@МТС пора от вас уходить?🤷‍♀️

37
Ответить

Давно пора

Ответить

Уважаемый отец ( и все все все )
1. запуская финансовые продукты в корпорациях менеджеры по пол года бегают согласовывая параметры и процесс продукта с рисковиками , юристами , кибербезопасностью и ещё с 15ю отделами - вы поймите, не возможно в крупной компании запустить продукт, который не соответствует законодательству РФ - просто не даст ни кто . Нарушений закона - нет в этом кейсе .
2. Телефон уже давно не просто телефон, а фактически окно в мир , цифровая подпись и ещё много чего , не нужно давать возможности взрослого тарифа - ребёнку , или что сплошь и рядом оформлять сим карту на себя а фактически связь юзает ещё кто то .
3 . Детей нужно учить цифровой грамотности с малолетства - так же как и пользоваться презервативом - иначе вот такой вот «диджитал триппер» может случиться и это вы ещё дёшево отделались . Там дальше ещё будет много опасностей с карточным фродом , спонсирование терроризма и иностранных агентов , покупка на гидре и пр ужасы современной жизни - общаться со своим ребёнком на эту тему - необходимость современной жизни . Судя по комиссии ребёнок закинул денег на тотализатор - от сюда и 30% …
ps другое дело что телеком операторы должны более активно рассказывать абонента. про финансовую грамотность и возможность таких кейсов .
Удачи всем

24
Ответить

Вы, видимо, не работали в банке. Любая незаконная схема с правовыми и регулярными рисками принимается розничным комитетом, группой рисков, генеральным, коммерческим директором или любой другой структурой. Не говоря уже о том, что некоторые схемы просто копируются у конкурентов. И это железный аргумент против внутреннего комплаенса.

10
Ответить

Зачем же в тотализатор ? Ровно такая же история у меня было в прошлом году с сыном. Он просто задонатил в мобильную игрушку. За какой-то там волшебный боевой пропуск. Я встрял тогда на сумму близко 2.000 руб точно уже не помню. Как выяснил куда именно были потрачены деньги ? Зашёл в ПлейМаркет с его телефона. Там есть графа "платежи и подписки" в настройках, и там в истории было прекрасно видно всю полную сумму потраченную на эту игру.

6
Ответить

Все это не значит, что такие услуги должны подключаться по умолчанию.

4
Ответить

Нет, вы не правы. 30% это фиксированные проценты компании МТС. У моего сына подключения детсткий тариф МТС -Джуниор, однако это его не уберегло от экспресс-займа. Этот тариф покупается детям (и если ребёнку допустим 7 лет) , то он не прочитает смс, да и не должен, так как финансовой, да и вообще любой ответственности , перед государством, компанией и т. д. не имеет. Поэтому то что МТС позволил включить в базу данных абонентов с таким тарифом, на котором заблокировны всё сторонние платежи, но понятное дело, не заблокированы платежи внутри самой компании, о чем родителей не уведомляют, я считаю такие действия мошенничеством.
Как бы мы не учили ребёнка как себя вести в интеренете, но такие действия, позволяют ему покупать без ведома родителей (так как смс приходится на его телефон и разрешения взрослого в том же саачаннлм МТС -приложении не требуется) покупать любую продукцию (заходит на платные порно-сайты, играть в рулетку, покупать наркотики и так далее). А это уже уголовно наказуемое дело.
Так что тоже буду писать в прокуратуру.

Ответить