Как я оценивала цифровые социальные стартапы в конкурсе Фонда «Навстречу переменам»
Последние недели я провела в составе экспертного жюри, оценивая цифровые социальные стартапы. Это работа, которая требует большую эмпатию (от некоторых проектов еле сдерживала слезы) и холодный продуктовый расчет. Для меня это как посмотреть в будущее - увидеть, куда движется социальный сектор и какие продукты реально способны менять чью-то жизнь, а не только собирать красивые слайды в презентациях и гранты.
Я смотрела на проекты так, как смотрю на digital-продукты в большом бизнесе: через призму реальной ценности для конечного потребителя (чаще всего это сироты и дети с инвалидностью), устойчивости и возможности масштабирования на всю Россию.
Вчера я была на финальном мероприятии Конкурса в Noodome, где 12 социальных предпринимателей представили свои проекты. В этом году были две номинации - «Лучший социальный стартап» и «Лучший цифровой социальный стартап».
Ожидаемо гранты получили те стартапы, которые лучше всего подготовили бизнес-план и уже имеют успешный или подающий надежды MVP. То есть уже показали, что они могут работать как бизнес и заработать деньги.
Важное замечание: на одних грантах и благотворительных взносах сложно работать и масштабироваться, считаю, что любую деятельность нужно монетизировать, принося людям пользу. Это нужно не только «благотворительному бизнесу» и его фаундеру, но и самим социальным группам, чтобы чувствовать себя нужными и эффективными.
Что важно в социальном стартапе
1. Способность команды увидеть реальную боль, очень круто, когда есть продакт в стартапе. Один из таких и получил грант.
2. Цифровая модель, которая может расти и масштабировать. Были проекты, похожие на воздушные замки и они не прошли инкубатор.
3. Влияние на людей, измеримое и воспроизводимое: та самая польза, которая будет возвращать инвестиции.
4. Способность продукта жить дольше, чем длится конкурс чаще проверяется тем, что продукт в каком-то виде уже был до конкурса. Как показывает практика, не стоит приходить в инкубатор совсем с нуля.
Самое приятное для меня - это видеть, что команда делает это из внутреннего намерения менять конкретную человеческую историю, менять мир, обожаю эти горящие глаза!
Для меня участие в таком конкурсе было возможностю еще раз убедиться, что цифровые продукты, направленные на решение социальных задач, ничем не уступают коммерческим (и не должны уступать). И по сложности, и по глубине, и по уровню ответственности.
Каждый раз, видя такие команды, я думаю, что у нас в стране достаточно талантов, чтобы менять реальность. Поэтому рада давать этим командам пространство для роста и честную продуктовую экспертизу.