Майнинг и обращение криптовалюты: рассказываем, как меняется закон

Майнинг и обращение криптовалюты: рассказываем, как меняется закон
Черменин Евгений
Заместитель директора петербургского офиса, специалист в сфере энергетики

В 2024 году начинают действовать законы, регулирующие майнинг криптовалют, способы обращения с ними, а также порядок регистрации участников майнинга в едином реестре. Какие изменения коснутся рынка криптовалют - подробно разбираем в статье.

Эволюция криптовалют: от децентрализации к государственному регулированию

Криптовалюты – это цифровые деньги, которые используют специальные методы шифрования для безопасности транзакций. Основной идеей криптовалют долгое время было не допустить контроля за операциями со стороны третьих лиц, включая государственные органы. Однако теперь подходы изменились и государство начинает регулировать сферу.

Первые законодательные инициативы

Популярность криптовалют, особенно биткоина, уверенно растет. Число лиц, занимающихся майнингом, увеличивается. Вопрос о правовом регулировании майнинга встал довольно остро.

Первые законодательные инициативы в России появились в 2014-2017 годах, когда эксперты и депутаты начали активно говорить о том, что нужно создать нормативно-правовую базу для контроля за обращением криптовалют и связанных с ними технологий.

27 января 2014 года Центральный банк РФ разместил на своем сайте публикацию, в которой озвучил опасения по поводу использования криптовалют. В справке отмечалось, что нерегулируемая природа цифровых денег может привести к потере их стоимости, операции с такими деньгами носят спекулятивный характер, в связи с чем ЦБ предостерег граждан от обмена виртуальной валюты на товары, услуги и денежные средства. Доклад послужил поводом для дискуссии о создании полноценного законодательства, определяющего статус криптовалют и действий, связанных с их использованием, включая майнинг.

В 2018 году Комитет Государственной Думы по финансовому рынку представил законопроект, регулирующий обращение криптовалют. Основные положения касались определения статуса «национального цифрового финансового актива» – отечественной криптовалюты, которая, согласно замыслу составителей проекта, должна была заменить остальные виды цифровых валют, что существенно ограничило бы возможности рынка.

Формирование полноценного законодательства откладывалось. В результате работу над законопроектом приостановили на неопределенный срок. Наконец, в 2020 году был принят закон «О цифровых финансовых активах» (Закон № 259-ФЗ), который впервые:

  • ввел в отечественное законодательство понятие «цифровой валюты»;

  • установил официальный запрет на использование криптовалют в качестве встречного предоставления по сделкам;

  • закрепил обязанность владельцев виртуальных денежных средств по их декларации.

Однако многие нормы закона носили декларативный характер, правовое регулирование было недостаточно конкретным и полным, а названные ограничения не удовлетворяли участников рынка криптовалют.

Новое законодательство в сфере криптовалют. Участники майнинга

В этом году Президент Российской Федерации подписал два значимых закона — Федеральные законы № 221-ФЗ и № 223-ФЗ, которые установили новые правила майнинга и обращения цифровых валют в стране. Эти акты призваны легализовать деятельность с криптовалютами и обеспечить контроль за процессами в этой сфере.

Какие правила в отношении владельцев цифровой валюты действуют теперь?

Начнем с того, что субъекты майнинга подразделены законодателем на следующие категории:

  1. Участник майнинговой деятельности (субъект без специальных признаков).

  2. Майнинг пул - объединенная мощность от нескольких устройств разных владельцев, предназначенная для создания криптовалюты.

  3. Лицо, организующее деятельность майнинг-пула – лицо, объединяющее мощности устройств разных владельцев (только российское лицо, соответствующее требованиям к деловой репутации).

  4. Оператор майнинг-пула – лицо, которое предоставляет место или оборудование для майнинга. Это может быть как арендодатель помещения для майнинга, так и владелец устройства для производства цифровой валюты. Операторами могут стать исключительно юридические лица и ИП, зарегистрированные в России. Должны быть включены в реестр операторов майнинговой инфраструктуры Минцифры.

Майнерами могут стать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица. Однако появился ряд требований, которые необходимо выполнять. Ключевой момент - обязательная регистрация участников этой деятельности в реестре Минцифры. Это одно из основных требований, прописанных в Федеральных законах № 221-ФЗ и № 223-ФЗ. Нововведение потребовалось для того, чтобы формализовать сектор, повысить прозрачность операций и облегчить контроль со стороны государственных органов.

Регистрация нужна для достижения ключевых задач:

  1. Упорядочение рынка. Цель обязательной регистрации: избавиться от серых схем и нелегальных майнеров, упростить мониторинг за деятельностью участников.

  2. Прозрачное налогообложение. Зарегистрированные лица будут обязаны вести отчетность. В перспективе это позволит бюджетам разных уровней получать соответствующие налоговые поступления от операций с криптовалютами.

  3. Защита прав потребителей. Реестр защищает права покупателей и инвесторов, позволяя им обращаться в судебные органы при недобросовестной деятельности со стороны зарегистрированных майнеров.

Согласно п. 11 ст. 5 ФЗ № 221, включиться в реестр не смогут ИП, учредители (участники), бенефициарные владельцы, единоличный исполнительный орган юридического лица, которые соответствуют критериям:

  • имеют неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти, а также преступления средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие преступления;
  • включены в перечень террористов и экстремистов;
  • включены в перечень лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения;
  • денежные средства которых на счете заморожены в рамках противодействия финансированию терроризма.

Компании и индивидуальные предприниматели должны предоставить документы, подтверждающие их юридический статус, а также информацию о том, как они планируют вести свою деятельность в области майнинга. Это могут быть технические спецификации оборудования, планы по обеспечению энергоэффективности и соблюдению экологических норм.

К физическим лицам предъявляется единственное требование: соблюдать установленные лимиты потребления электроэнергии.

Один из ключевых аспектов нового законодательства – легализация обращения цифровой валюты, полученной в результате майнинга. Установлены правила, которые требуют от участников рынка вести учет и отчетность по операциям с цифровыми активами. Цель: минимизировать риски несанкционированного оборота валют и борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Все субъекты майнинга несут обязанность уведомлять государственные органы о результатах майнинга, а также об адресе-идентификаторе. Государственный орган, ответственный за сбор информации, Правительство определит позднее.

Экспериментальные правовые режимы

В связи с введением правового регулирования рынка криптовалют планируется исследовать следующие экспериментальные формы обращения криптовалют:

  • использовать цифровые финансовые активы в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам между резидентами и нерезидентами;

  • проводить организованные торги цифровой валютой, в том числе установить порядок допуска (прекращения допуска) цифровых валют в качестве товара к организованным торгам;

  • установить требования к организаторам торговли, осуществляющим проведение организованных торгов цифровой валютой, в том числе в случаях, когда услуги по проведению организованных торгов цифровой валютой могут оказываться торговой системой.

Экспериментальные режимы вводятся для тестирования и отработки новых механизмов регулирования обращений цифровых валют. Эксперименты могут служить платформой для разработки более адаптивного законодательства, которое отвечает запросам бизнеса и общества в условиях постоянно меняющейся экосистемы криптовалют.

Правовое регулирование энергопотребления

Процесс майнинга требует значительных вычислительных мощностей и, следовательно, существенного количества электроэнергии, подробно об этом мы рассказывали

Теперь Правительству РФ предоставлена возможность устанавливать запрет на осуществление майнинговой деятельности в определенных субъектах Российской Федерации.

В случае нарушения такого запрета, а также при осуществлении майнинговой деятельности без включения в реестр Минцифры, по решению суда могут изменить параметры технологического присоединения в части уменьшения максимальной присоединенной мощности, вплоть до полного отсоединения энергопринимающих устройств майнера от электрической сети – пп. «а» п. 1 ст. 2 ФЗ №221.

Гражданам и предпринимателям, которым интересны вопросы майнинга и обращения криптовалют, стоит принимать во внимание изменившиеся подходы государства и следить за изменениями правового регулирования этой сферы. При возникновении вопросов обращайтесь за консультацией к профессионалам.

Контакты для связи:

Черменин Евгений

+7 (812) 603-45-25 (доб. 335)

E-mail: cpo18@pravorf. ru

Читайте другие наши статьи :

1010
Начать дискуссию