161-ФЗ - не приговор. Есть ли жизнь после блокировки? 👀
После двух дней на Blockchain Forum мы были, честно сказать, удивлены масштабом блокировок по 161-ФЗ. По криптосообществу прошелся как каток, ну что еще ожидать от р2р обмена 🤓
Почувствовав реальный запрос, мы решили поделиться своим опытом по разблокировке 👇
➡ Что происходит?
Когда происходит блокировка по 161-ФЗ, реквизиты (номер телефона, номер карты и т.д.) попадают в специальную базу данных Банка России о случаях и попытках совершения операций без согласия клиента.
➡ Как реквизиты попадают в эту базу?
Есть два сценария:
1. Только по заявлению банка: любой банк может подать такое заявление на основании обращения своего клиента-отправителя денежных средств.
2. По заявлению банка и МВД: отправитель денежных средств не только сообщил банку о мошенничестве, но и написал заявление в Полицию о возбуждении уголовного дела, в котором указал ваши реквизиты как получателя денежных средств.
➡ Первый сценарий: только заявление банка
Если речь идёт только о заявлении банка, рекомендуется:
✓ Выходить на прямую коммуникацию с банком (желательно максимально лояльному) через службу поддержки.
✓ Выяснять, по каким причинам и в рамках какой операции (сумма и отправитель) подано заявление в ЦБ.
✓ Установить связь с банком отправителя для предоставления обоснования получения этих денежных средств.
✓ Узнать, что дополнительно необходимо службе безопасности банка, запросить у банка процедуру обеления.
Лайфхак: если банк не идёт навстречу или затягивает с ответом, можно написать обращение на портал banki.ru в отношении конкретного банка. Это ускорит взаимодействие, но нужно понимать, что само по себе обращение к разблокировке не приведёт.
➡ Второй сценарий: заявление банка + МВД
Эта ситуация значительно сложнее, и требует проведения гораздо большего объема работы.
Необходимо:
✓ Узнать данные об уголовном деле, и в каком отделении полиции оно заведено - это зачастую очень непросто и может быть на другом конце страны. На этом этапе мы рекомендуем действовать через адвоката.
✓ Связаться со следователем, предоставить все необходимые обстоятельства дела. На этом этапе мы настоятельно рекомендуем действовать через адвоката 🙂
✓ Делаем обязательно фотографию протокола допроса.
После работы с МВД - обратиться в службу безопасности банка.
➡ Если никакой информации получить не удаётся, если банк не предоставляет информацию, отделение полиции не найдено и нет возможности выяснить детали, тогда пишем «вхолостую» заявление в ЦБ с просьбой об исключении реквизитов из базы.
📝Что указать в «холостом» заявлении в ЦБ?
Пример:
«При отправке мне денежных средств я узнал о блокировке по 161-ФЗ. Карту никому никогда не передавал, использую только в личных целях. Прошу исключить мои реквизиты из базы данных».
Также рекомендуется добавить информацию о себе: место работы, источник дохода, социальный статус - это поможет сформировать репутационный профиль.
➡ Что дальше?
ЦБ с вероятностью 99,9% откажет в исключении, но:
- укажет, какой банк является инициатором блокировки.
- уведомит, имеется ли в деле заявление МВД.
Получив эту информацию, можно вернуться на этап работы с банком и/или МВД по инструкциям выше 👆
➡ Финальный этап
После работы с банком и МВД повторно подаём заявление в ЦБ, уже с приложением всех собранных документов - протоколов допросов, справок, официальных писем и доказательств своей добросовестности.
❗Важно помнить (чтобы вам ни говорили в банках): доступ к вашим деньгам никто не может ограничить. Деньги можно получать через кассу.
Если у вас долговые обязательства перед банком (ипотека/кредит), пополнять счет также можно через кассу.
➡ Полезные ссылки
🔗 Подробная инструкция от Т-Банка, как подавать заявление:
https://www.tbank.ru/bank/help/general/161-fz/?card=application
🔗 Электронная приемная ЦБ:
https://www.cbr.ru/Reception/
🔗 Наши хорошие друзья и коллеги адвокаты, которые помогают с разблокировкой
🔗 Наш канал:
🔗 Связаться с нами