Потенциальное регулирование криптообменной деятельности в России в 2026-2027
В СМИ активно обсуждается новость о планах Банка России по урегулированию криптообменной деятельности в России уже в 2026-2027 годах.
Причина новостей – заявление первого зампреда Банка России Владимира Чистюхина:
«Мы бы очень хотели, чтобы законодательство, которое описывает все инвестирование в криптовалюты, было принято в 2026 году. Одновременно с этим <...> начал бы работать лицензионный процесс, чтобы до конца 2026 года, может быть, появились уже первые компании с соответствующими лицензиями [для работы с криптовалютами]».
Ранее Банк России предлагал начать попытки регулирования криптообмена с экспериментальное регулирования в рамках ЭПР (экспериментального правового режима) в течение 3 лет. Сейчас же Банк России предлагает не тратить на ЭПР время и ускорить появление основного законодательного регулирования.
Планируемое регулирование криптообмена предполагает, что все сделки с криптовалютой будут проходят через финансовых посредников с лицензиями Банка России. При этом никакой конкретики по поводу требований к такой лицензии еще нет.
Вторым этапом после введения регулирования криптообмена станет установление административной и уголовной ответственности за незаконный оборот криптоактивов (без получения соответствующей лицензии).
Таким образом, в перспективе у обменников останется лишь 2 выбора: полностью выходить в «белую зону» и соответствовать всем требованиям регулятора, или работать в «черную» с соответствующими юридическими и финансовыми рисками.
Какое регулирование есть сейчас
В настоящий момент деятельность криптообменников в России не урегулирована и находится в серой зоне.
Российское законодательство содержит понятие "цифровые валюты", под которое подпадают классические децентрализованные криповалюты, в первую очередь - биткоин.
Цифровая валюта официально признается российским законодательством в качестве имущества (ст. 14 Закона о цифровой валюте).Это означает, что цифровая валюта может легально использоваться в обороте – в частности, продаваться, приобретаться, использоваться в качестве сбережения, быть объектом дарения, наследования и т.д.
Закон о цифровой валюте устанавливает, что цифровая валюта не может использоваться в качестве встречного предоставления за приобретаемые товары, работы или услуги. То есть она не может выполнять роль средства платежа, которым по общему правилу является российский рубль.Однако в качестве имущества, а не средства платежа, цифровые валюты абсолютно законны. Таким образом, купля-продажа цифровой валюты разрешена российским законодательством.
Судебная практика также признает действительность сделок купли-продажи цифровой валюты:
См., например: «По смыслу приведенных правовых норм цифровая валюта имеет экономическую ценность, она может являться предметом гражданско-правовых отношений, и, следовательно, с ней допускается совершение операций по покупке, продаже и обмену лицами, имеющими материальный интерес в таких операциях. <…> Сделки с криптовалютой, за исключением оплаты за товары, услуги, законодательством не запрещены, криптовалюту можно продать, обменять или дарить» (определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.03.2023 № 88-9876/2023)
Следовательно, российское законодательство допускает совершение с цифровой валютой сделок, в том числе купли-продажи.
Однако вопросы криптообменной деятельности (то есть систематической предпринимательской деятельности по совершению сделок купли-продажи криптовалюты) абсолютно не урегулированы российскими законами.Это создаёт неопределённость и порождает риски как для участников рынка, так и для государственных органов, которые могут по-разному оценивать такую деятельность с точки зрения уголовных, налоговых, антиотмывочных аспектов.
Проблема со стейблкоинами
Также понятие «цифровая валюта» при буквальном толковании Закона о цифровой валюте полностью не охватывает феномен стейблкоинов, таких как USDT, обеспеченных реальными валютными резервами.
Так, один из наиболее распространенных в мире стейблкоин USDT выпускается конкретным единым эмитентом в отличие от классических децентрализованных «цифровых валют». Это создаёт правовой пробел: стейблкоины активно обращаются в обороте, но их статус и режим сделок с ними формально не определены.
В результате остаётся неясным, следует ли рассматривать сделки с USDT как сделки с цифровой валютой, с иным имуществом, либо же они требуют специального законодательного регулирования, что оставляет участников оборота в неопределенности.
Один из вариантов толкования Закона о цифровой валюте предполагает, что указанные стейблокоины можно квалифицировать в качестве «иностранных цифровых прав» (ИЦП). Однако к обороту таких ИЦП в России установлены дополнительные требования Указанием Банка России от 01.04.2025 № 7036-У «О дополнительных требованиях к иностранным цифровым правам, которые могут быть квалифицированы в качестве цифровых прав».
Оценка заявлений о будущем регулировании криптообмена
На данный момент отсутствует какая-либо конкретика по планируемому регулированию, в том числе по потенциальным требованиям для получения криптолицензии. По сути, все что мы имеем, это комментарий зампреда Банка России на очередном форуме. Это даже не официальный анонс Банка России, который он делал при аннотации ЭПР в этом году.
Позитивные моменты:
- Есть сигнал регулятора, что движемся в сторону введения соответствующего регулирования, и концептупально Банк России уже не против этого. Иначе такие бы комментарии не появились
- Уже урегулирована деятельность по майнингу, при этом отсутствует легальная возможность предпринимательской деятельности по ее дальнейшей реализации. Тем самым (1) имеется очевидный пробел в регулировании, (2) у оборота есть запрос на регулирование криптообмена, (3) задержки в введении соответствующего регулирования вынуждают участников оборота обращаться в «серые» обменники, (4) государство не контролирует соответствующие обменники и недополучает налоги.
Трезвая оценка
Анонс будущего регулирования не равно его появление. Регулирование криптообмена достаточно серьезный и проблематичный вопрос, где есть множество групп интересов с соответствующими лобби. Все это повлечет дополнительные издержки и время на разработку и согласование соответствующего закона. 259-ФЗ (Закон о цифровой валюте) принимался несколько нет по тем же самым причинам.
Поэтому указание представителя ЦБ РФ на то, что регулирование появится уже в 2026, и будет запущено в 2027 – сверхоптимистичный взгляд, который не факт что будет реализован на практике.
Исключение: если появится жесткий запрос «сверху» на быстрое регулирование сферы криптообмена, в том числе с целью сбора налогов. Тогда законодательное регулирование в формате «MVP» могут быстро провести и принять, а уже потом параллельно его дорабатывать и улучшать.
Кто сможет инвестировать?
Еще в марте 2025 года при обсуждении ЭПР, в рамках которого тестируются торги криптовалютой в России, Банк России предложил ввести статус особо квалифицированного инвестора, чьи вложения в ценные бумаги и депозиты составляют более 100 млн рублей либо доходы за предыдущий год превышают 50 млн рублей. Такие инвесторы имели бы право участвовать в ЭПР.
При обсуждении возможного регулирования криптообмена уже в рамках полноценного закона, а не ЭПР, появились комментарии представителей Банка Росии о том, что круг инвесторов можно расширить.
Так, 9 октября 2025 Эльвира Набиуллина заявила:
«Я, например, считаю, что, действительно, нам не нужно здесь идти через экспериментальный правовой режим, можно уже создавать общее регулирование. И мы готовы рассмотреть, чтобы доступно было инвестирование более широкому классу инвесторов, не только суперквалифицированным, как мы говорили, может быть, квалифицированным, но с тестированием на знания как раз рисков, связанных со сложениями криптовалют».
Хотя на данный момент мы имеем лишь анонс будущего регулирования, из заявлений представителей Банка России можно понять, что регулятор настроен на ограниченный доступ инвесторов к криптообмену. Такой подход вызывает большой скепсис. На данный момент в криптовалюты (классические, стейблкоины, альткоины) инвестируют сотни тысяч и миллионы россиян. Установление серьезного порога входа для приобретения самых основных криптовалют фактически отрежет огромное количество граждан от «белого» и регулируемого оборота криптовалют. Это может повлечь лишь уход таких граждан к неофициальным обменникам и биржам, в том числе зарубежным. В итоге в минусе будут все: государство утратит контроль (в том числе фискальный) за соответствующими сделками с криптовалютами, граждане лишатся защиты государства в случае возникновения проблем в ходе сделок.
Подобные барьеры для приобретения криптовалют обычными гражданами также отсутствуют и в зарубежных юрисдикциях.
Остается рассчитывать, что в будущем при разработке и обсуждении регулирования, этот вопрос будет пересмотрен.
Связаться с нами: +7-(911)-690-41-67 или электронная почта general@vamoslawfirm.ru
Текст подготовлен партнером юридической фирмы Vamos Law FirmВладиславом Осиповым