DYOR - Как искать NFT с бешеным потенциалом (часть 1)
*DYOR (Do Your Own Research) - (англ - проводите собственное исследование) Популярная аббревиатура не только в крипте и NFT, но и на фондовом рынке. Перед тем, как вложиться в NFT или ценные бумаги, вам следует тщательно провести исследование, посмотреть что за люди стоят во главе компании, как устроен бизнес, какую выгоду получают потребители итд.
Вопрос исследований, или как у нас принято говорить, "ресёрч", почему-то для многих всегда был покрыт мрачным занавесом тайны и мистики. Сегодня и рассмотрю ПЕРВЫЙ ИЗ ДВУХ основных вида исследований в NFT и постараюсь развеять ваши сомнения и недопонимания, чтобы вы сами могли исследовать рынок NFT и находить для себя проекты с большим потенциалом. Сразу хочу сказать, что это не какая-то методичка взятая из интернета. Это метод, который я ЛИЧНО использую при поиске и исследовании NFT. Но этот метод - всего лишь способ по сбору и анализу информации. Конечно, он не сможет защитить вас на 100% от потери вложений или мошенников, однако, он точно сможет вас огородить от БОЛЬШИНСТВА скам-проектов, с которыми вам придется сталкиваться каждый день. Итак, в чем же его плюсы? - Вы научитесь:
- распознавать слабые NFT проекты, даже если на первый взгляд все хорошо
- экономить свое время на ненужных исследованиях
- обходить стороной развод на деньги и мошенников
- эффективно применять различные инструменты, о существовании которых, скорее всего, даже не знали (да, знаю, пафосно)
И еще небольшой дисклеймер: я обычный человек, такой же как и вы. Не супер-гений и не кит с миллионами долларов на счету. Я тоже иногда попадаюсь на скам проекты и теряю на них деньги. Я всего лишь совершаю ошибки и учусь на них.
Часть 1: Исследование новых проектов
Предположим вы нашли NFT проект, у которого в твиттере всего несколько тысяч человек, еще меньше в дискорде и никто из тех людей, на которых вы подписаны, не подписан на этот проект. Может ли быть такое, что вы раньше всех в индустрии нашли, завалявшийся на земле, бриллиант..? (спойлер: практически нет, но иногда появляются такие ребята как, например, Gh0stly Gh0sts)
Шаг 1: настройте ленту новостей в твиттере
Ваша лента новостей это уже 50% успеха в NFT. Получение качественной и актуальной информации критически важно в нашей индустрии, подробнее о том, на кого нужно подписаться, чтобы получать актуальные инсайты я описал в моей предыдущей статье. Если вы еще ее не читали, то сначала прочтите ее!
Шаг 2: получше узнайте ДИКСИ
ДИКСИ - это аббревиатура из пяти ключевых факторов успеха любого NFT проекта. Давайте я познакомлю вас поближе!
- Дорожная карта (roadmap)
- Искусство
- Команда основателей
- Сообщество
- Инновации и новшества
2.1: Дорожная карта (roadmap)
- Иными словами - план развития проекта. Что команда планирует делать после выпуска своих NFT? Есть ли у них планы?
- Если что-то звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой - скорее всего так и есть.
- Какая польза будет тем, кто вместо того, чтобы продавать свои NFT и зарабатывать на них, будет их держать и хранить лояльность проекту?
- Насколько реалистичны планы основателей? Действительно ли у них есть опыт и средства для достижения поставленных задач?
2.2: Искусство
- Да, я говорил, что NFT это не про искусство, а про деньги и хайп. Это так. Но на начальных стадиях, искусство - это хороший показатель потенциального роста проекта.
- Не смотрите на отдельные картинки - смотрите на всю коллекцию в целом. Что из себя представляет коллекция? У вас нет ощущения, что основатели нарисовали эти картинки "на коленке"? Или же по ним видно, что команда основательно вложилась в визуалы и не стала экономить на художниках?
- На каких условиях работает художник? Ему просто заплатили за 10,000 генеративных картинок или он член команды основателей и сам заинтересован в успехе проекта? Есть ли у художника причины хотеть работать по ночам над этим проектом?
- Отличаются ли картинки от других, что есть на рынке? Или это очередные CryptoPunks и Bored Ape Yacht Club?
- Кстати, хороший (известный) художник не означает, что его творчество в данной конкретной коллекции тоже будет хорошим. Особенно если ему просто заплатили за создание картинок.
2.3: Команда основателей
- Кто стоит за NFT проектом? Можно ли найти соц. сети основателей или они предпочитают не светиться?
- Какой опыт у каждого из членов команды? У них есть профили в linked in? Кто у них там в друзьях?
- Какие у команды есть успешные кейсы?
2.4: Сообщество
- Комьюнити - это самый главный залог успеха любого NFT проекта. Именно сообщество определяет Floor Price (минимальную цену) на проект.
- Что из себя представляет сообщество в твиттере и дискорде? О чем они общаются? Общаются ли они вообще или просто пишут однотипные сообщения?
- Как часто модераторы и команда основателей выходят на связь со своим сообществом? Они - часть сообщества или находятся на дистанции? Сидят ли они в голосовых чатах с участниками или только проводят мероприятия в определенные даты?
- Много ли в твиттере накрученных подписчиков?
- Насколько сложно получить WhiteList (WL) у них в дискорде?
2.5: Инновации и новшества
- Это палка о двух концах. С одной стороны инновации и новшества важны в NFT. Это то, что обычный проект превращает в "голубую фишку". С другой стороны большинство проектов пытаются привнести абсолютно бесполезные изменения, которые не несут никакой пользы или уникальности владельцам NFT.
- Чем проект отличается от других ему подобных? Действительно ли эти изменения НУЖНЫЕ или проект мог бы обойтись и без них?
- Предоставляют ли эти NFT какую-то пользу владельцам? Пассивный доход через стейкинг, доступ к закрытым каналам с китами в дискорде, AirDrop-ы итд?
Инструменты для исследования:
- https://twitteraudit.com - аналитика по реальным подписчикам в твиттере
- https://www.followeraudit.com - аналитика по качеству подписчиков проекта
Заключение
DYOR - это то, с чего все начинается. Правильно проведенные исследования могут не только защитить вас от мошенников, но и хорошо заработать. В этой статье мы рассмотрели методику анализа проектов на ранней стадии. Она не совершенна и для каждого это больше дело привычки. Я поделился тем способом, который использую лично. Буду очень рад, если вы что-то из этого позаимствуете и сможете подстроить под свои нужны! В следующей статье мы рассмотрим методику поиска и анализа недооцененных проектов на вторичном рынке. То есть тех проектов, которые уже заминтили и продают на OpenSea. А новости индустрии и возможности заработка, как всегда, я буду публиковать в своем телеграм-канале. Удачи!