«А был ли мальчик?»
Агентство Reuters выступило с докладом об отсутствии признаков El Petro в Венесуэле.
На прошлой неделе журналисты Reuters опубликовали специальный отчет о применении государственной криптовалюты в Венесуэле и о том, с какой интенсивностью ведутся разработки на обеспечивающем El Petro месторождении. Материал включает в себя десятки интервью, а на его подготовку ушло 4 месяца работы в самой богатой нефтью стране в мире.
При создании El Petro Николас Мадуро привязал ее стоимость к запасам сырой нефти в 5 млрд баррелей в регионе около городка Атапирире, пообещав, что район станет центром инвестиций и инновационных проектов. Прошло более полугода, а местные жители так и не увидели каких-либо усилий правительства по использованию имеющихся полезных ископаемых. Спецкорреспонденты Reuters также не нашли признаков строительства нефтедобывающих предприятий или создания сопутствующей инфраструктуры.
Криптовалюту не принимает ни один магазин, а путаницу для населения добавила последняя денежная реформа, связавшая старый боливар с новым и с El Petro, мы писали об этом недавно.
Официальные лица дают противоречивые сведения. Николас Мадуро заявляет, что ICO привлекло свыше $5 млрд, монета активно торгуется на криптовалютных биржах и используется гражданами страны. При этом один из сотрудников министерства и непосредственный участник криптовалютного проекта Хугбель Ро говорит, что El Petro еще только на стадии разработки и в фазу активных торгов не входила.
Крупнейшие криптовалютные биржи, к которым обратились журналисты, подтвердили отсутствие El Petro в списках своих финансовых инструментов. Исключение составила только индийская Coinsecure, генеральный директор которой подтвердил предоставление Венесуэле своей биржи для торговли petros в ближайшие два месяца.
Найти обоснование в получении $5 млрд инвестиций от ICO журналистам не удалось. Проект выглядит сырым, El Petro не используется в Венесуэле, а те трейдеры, которым удалось купить монеты, сейчас испытывают сложности в обратной операции.
Что касается одного из крупнейших месторождений в Атапирире, то по оценкам бывшего министра нефти Рафаэля Рамиреса, для его разработки необходимы, как минимум, инвестиции в $20 млрд на первоначальном этапе. А таких резервов нет ни в стране, ни в государственной нефтяной компании PDSVA.
Возможно, ситуацию мог бы исправить успех El Petro, если бы удалось в рамках ICO собрать $10–20 млрд. Однако по количеству транзакций и их объемам, зарегистрированным на платформе NEM, журналистам удалось эти операции оценить только в примерные $850 млн. Но даже и эти показатели под вопросом, так как ни один инвестор, к которому обращалось агентство, не признался в совершенной им крупной покупке.
Иван Марчена, аналитик Libertex