Когда лучше всего продавать аирдропы?

Когда лучше всего продавать аирдропы?

Перевели для вас познавательную статью про правильную и своевременную продажу аирдропов, основанную на статистике и конкретных примерах.

Нам необходимо переосмыслить аирдропы до того, как начнётся следующий криптовалютный цикл. Сейчас проекты часто раздают бесплатные токены среди членов сообщества, но насколько этот подход эффективен?

Да, аирдропы помогают децентрализовать владение запасами токенов проекта и повышают осведомленность общественности о самом проекте или о новых продуктах внутри него. Пользователям не нужно тратить деньги, ведь обычно они получают токены сразу после запуска проекта или ретроспективно после использования, при условии соблюдения определенных условий.

Но насколько эффективны эти подарки для токена проекта?

В данном исследовании рассматривается ценовая динамика 31 различных аирдропов в течение 1,5 лет, начиная с Uniswap ($UNI) в сентябре 2020 года и заканчивая Evmos ($EVMOS) в апреле 2022 года.

Конечно, это не полный список всех аирдропов в указанные сроки, но мы попытались охватить как можно проектов по следующим параметрам:

  • Токен вышел в продажу одновременно с genesis airdrop (т.е. аирдроп не был проведен после TGE)
  • У проекта была какая-то форма дорожной карты, основанная на Gitbook или Public Docs
  • Проект выражал намерение провести аирдроп для существующих пользователей или для дальнейшего продвижения своего продукта на рынке
  • Токен существует достаточно долго, чтобы обеспечить нас подробной статистикой

Во-первых, давайте посмотрим на распределение того, какой процент токенов каждый проект выделяет на аирдроп:

Когда лучше всего продавать аирдропы?

В среднем, проекты выделяют 7,5% от общего саплая на аирдропы. Большинство проектов выделили на аирдропы менее 10% от общего саплая, 26% проектов выделили 10-20% токенов, а 23% проектов щедро выделили более 20%:

Когда лучше всего продавать аирдропы?

Для сравнения, эти проекты обычно выделяют ~10% для инвесторов и ~15% для членов команды, поэтому выделение 7,5% токенов является значительной долей для проектов, решивших проводить аирдроп.

Зачем выделять такой большой % на аирдроп?

Аирдроп токенов имеет множество преимуществ для проектов:

  • Если продукт вот-вот выйдет на рынок, то основатели могут захотеть расширить осведомленность о прокте. Успешная аирдроп-акция станет эффективным способом привлечь большее число пользователей за короткий период времени, давая пользователям время на изучение легитимности проекта (например, APE, EVMOS, LOOKS)
  • Если проект существует уже некоторое время, то аирдропы - это хороший способ вознаградить ранних последователей и преданных членов сообщества, одновременно увеличив ежедневные операции проекта (например, COW, DYDX, ORCA)

Динамика цен после аирдропа (100 дней)

Хотя стратегия аирдропов может соответствовать вышеуказанным целям в краткосрочной перспективе (например, увеличение DAU, рост TVL, новые взаимодействия с кошельками), но в долгосрочной перспективе аирдропы не всегда помогают. Мы рассмотрим ценовые показатели каждого токена после аирдропа:

Когда лучше всего продавать аирдропы?

Цены выше были нормализованы к 1,0 (ось y) и масштабированы по количеству дней после аирдропов (ось x).

Если цена проекта равна 1,0 в первый день, мы хотим узнать, как она изменится через 100 дней. На графике видно, что через 100 дней около 74% проектов торговали своими токенами ниже цены первого дня.

Только 7 проектов торговались выше цены запуска, при этом опережающие показатели продемонстрировали, в частности, $ORCA (DEX на Solana) - 4,8x от цена запуска и $RAIDER (NFT RPG-игра на основе коммунальных услуг) - 2,4x от цены запуска.

Остальные проекты - $GTC, $1INCH, $JUNO, $OSMO и $UNI - торговались меньше двух иксов от цены запуска.

График показывает, что со временем средние ценовые показатели ухудшаются, и всё большее число проектов в выборке торгуется ниже цены первого дня:

  • На 5-й день средняя цена аирдропа составляет 0,99 (отклонение от первого дня -1%), и 55% проектов уже торгуются ниже цены запуска
  • На 50-й день средняя цена аирдропа составляет 0,87 (отклонение от первого дня -13%), а 70% проектов торгуются ниже цены запуска
  • На 100 день средняя цена аирдропа составляет 0,64 (снижение стоимости на -36% по сравнению с первым днем), а 74% проектов торгуются ниже цены запуска

Динамика цен после аирдропа (200 дней)

Если экстраполировать эти цифры на более длительный период времени (200 дней после аирдропа), то результаты не сильно меняются.

Приведенный ниже график показывает тенденцию снижения ценовых показателей при растягивании на более длительный период, при этом медианная цена аирдропа падает с 0,99 в 5-й день до 0,44 в 200-й день

Когда лучше всего продавать аирдропы?

Большинство проектов (72%) продолжают отставать от своих стартовых цен, хотя есть и проекты, которые хорошо себя зарекомендовали для холдеров токенов.

$UNI стартовала в сентябре 2020 года и ко второму кварталу 2021 года (200-й день) стала самой доминирующей DEX среди всех цепочек по суточному объему торгов.

  • Держатели токенов могли участвовать в предложениях по управлению, а макроэкономические условия были полезными катализаторами для роста цены после аирдропа
  • Хотя это не показано на графике, $UNI продолжает оставаться выше своей цены аирдропа даже сегодня (почти через 2 года после запуска), торгуясь на 1,5 иксах от своей первоначальной цены

$RAIDER использовал нетрадиционный подход к запуску в августе 2021 года - команда проложила себе путь через успешные продажи NFT и через несколько недель запустила начальную P2E RPG игру на Polygon.

  • К 1 кварталу 2022 года (200-й день) они создали сильное сообщество и широкую базу активных игроков, что помогло получить $6 миллионов финансирования от Delphi, DeFiance, 3AC и Polygon
  • Это объясняет взлёт на 6,5x после запуска
  • Однако неблагоприятные макроэкономические условия сильнее всего ударили именно по криптоигровому сектору, что привело к снижению доходов пользователей и снижению цены токенов до 0,44x от первоначальной цены запуска

Да, $UNI и $RAIDER показали, что аирдропом возможно добиться хороших результатов в течение более длительного периода времени. Но общая выборка показывает, что аирдропы, как правило, негативным образом влияют на долгосрочную динамику цен.

Как создатели, вы хотите, чтобы токены попали в руки участников сообщества, которые поддерживают ваш проект, участвуют в управлении, стейкают токены или просто используют его. Но аирдроп токенов снижает вероятность этого, особенно если ходят слухи о предстоящем аирдропе, поскольку это привлечёт нелояльных мультиаккеров (например, Paraswap, Hop Protocol, Optimism).

На приведенном ниже графике показана средняя цена каждого токена через 200 дней после аирдропа:

Когда лучше всего продавать аирдропы?

Исходя из исторических медианных данных, в 200-дневном временном интервале есть только два дня, когда медианная цена аирдропа выше цены запуска - 4-й день (+1%) и 18-й день (+4%).

Это указывает на то, что пользователям лучше всего продавать свои бесплатные токены как можно раньше, в идеале между 1 и 5 днями (заштрихованная красная область на графике), ведь в этот период колебания цены минимальны.

Если пользователь не планирует участвовать в проекте или он не восхищён токеномикой проекта, то продажа токенов в первые дни представляется самым оптимальным решением.

Однако бывают случаи, когда проекты проводят аирдроп раньше, чем достигнут пика популярности. В этом случае пользователи могут продать токены слишком рано и потом жалеть об этом, ведь дальнейшее участие в проекте могло принести им намного больше успеха.

Тогда ваше лучшее время для подбора - это 5-6 месяцев после запуска проекта (зелёная область на графике), когда средняя цена аирпдропа достигает 0,33x (-67% от стартовой цены).

Например, если бы вы купили $UNI и $OSMO на 150-й день после аиродропа и продали их на 200-й день, то заработали бы +42% и +59% соответственно.

Эта стратегия может быть применена к проектам, которые хорошо зарекомендовали себя спустя несколько месяцев после их первоначального запуска. Вам следует обратить внимание на следующие показатели:

  • Насколько активно проект вовлекает свое сообщество
  • Как проект взаимодействует с основной экосистемой (например, Ethereum, Cosmos)
  • Как хорошо они идут по этапам своей дорожной карты

Выводы

Если вы основатель проекта, то подумайте о децентрализации владения запасами токенов или повышении осведомленности о продукте не через аирдроп, а каким-нибудь другим способом, ведь исторически сложилось, что аирдропы негативно влияют на долгосрочную динамику цены вашего токена.

В данном исследовании не изучалась эффективность аирдропов по другим параметрам проекта, таким как рост числа пользователей, взаимодействие с новыми кошельками, увеличение TVL и т.д.

Но даже если аирдропы окажутся эффективными в этих аспектах, готовы ли вы достичь этого за счет того, что большинство розничных держателей сбросят свои акции на ранних стадиях развития?

Альтернативные методы распределения:

  • Распределять токены на основе времени (можно еженедельно распределять токены в течение 3 месяцев)
  • Распределять токены на основе вовлеченности (право на аирдроп предоставляется после выполнения определенных действий)
  • Распределять токены на основе комбинации времени и вовлечённости (начисление возможно в течение определенных периодов времени в зависимости от того, насколько хорошо пользователи сохраняют вовлеченность в проект)

Если вы получили токен через аирдроп, то ваше дерево решений должно быть следующим:

  • Нужен ли мне токен для взаимодействия с этим проектом? Если да, то HODL
  • Поможет ли продажа токена в первые дни значительно увеличить мой портфель? Если нет, то HODL

Если вы можете продолжать использовать проект без нативного токена (например, агрегатор Paraswap DEX) и он представляет значительную ценность при продаже (например, аирдроп dYdX), то вы можете продать токены, как только появится ликвидность

IDO research | Telegram | Chat | Youtube

11
Начать дискуссию