Работа в DAO. Основатели проектов Web3 рассуждают о будущем

Как устроена работа в децентрализованной автономной организации

(Melody Wang/CoinDesk)
(Melody Wang/CoinDesk)

Перевод статьи американского журналиста и писателя Джеффа Уилзера

«Это лучший день в жизни», — с ухмылкой говорит Вилли Огорзали. Завтра он скажет то же самое. Он повторит это и через неделю. Последние пять лет каждый день Огорзали проводит ритуал, произнося вслух: «Это лучший день в жизни!»

Его лучший день начинается с того, что он просыпается в семь утра, чтобы успеть на встречу. К этому моменту у него уже более 100 непрочитанных личных сообщений, в основном в Discord. На следующие 12 часов Вилли прилипает к экрану. Он уйдёт на перерыв, чтобы приготовить ужин с девушкой, но когда она ляжет спать, он продолжит работать. «У меня не очень хороший баланс между работой и личной жизнью, — говорит Огорзали, — но, к счастью, мне нравится то, чем я занимаюсь».

Почему он столь энергичен? Дело в том, что Огорзали работает в ДАО, или децентрализованной автономной организации, и это вызывает у него эйфорию. На самом деле он занят в двух ДАО — ShapeShift (децентрализованная биржа) и Giveth (децентрализованная благотворительная организация).

Ещё когда ShapeShift была обычной компанией, Огорзали настаивал на переменах. Трансформация в ДАО изменила многое. «Это работает. Это работает, чувак, — говорит он с широкой улыбкой. В форме ДАО мы движемся быстрее, чем раньше». Затем он добавляет: «Мы, чёрт возьми, делаем это (we’re freaking DAOing it)».

Всё больше и больше людей присоединяются к цифровым сообществам, и Огорзали считает, что ДАО — будущее работы. Его точка зрения не одинока. «[Работа в ДАО] ощущается гораздо более командной. У всех есть единая цель», — говорит Патти Хаусман, которая оставила карьеру в музыкальной индустрии, чтобы стать операционным менеджером в Friends with Benefits (известная социальная ДАО).

ДАО собирают самые цепляющие элементы стартап-культуры — прилив адреналина, веру в идею компании, радость от самой работы и, конечно, шанс разбогатеть — и распространяют эту эйфорию на всю организацию. Каждый может почувствовать себя генеральным директором или основателем компании. «В традиционной организации есть 3-5 учредителей, у которых сосредоточена основная часть акций, и ещё несколько инвесторов, владеющих оставшейся долей. Тогда как ДАО принадлежит сообществу с самого начала», — говорит Хуан Дуланто, операционный менеджер PleasrDAO.

В традиционной компании легко почувствовать себя винтиком в огромной машине. Появляются мысли, что работа бессмысленна, бюрократия глупа, а ваши блестящие идеи из раза в раз будут игнорироваться невеждой начальником. В ДАО, наоборот, создатели сотрудничают между собой, координируют усилия и монетизируют творения.

«Люди поняли: “Вот это да, я могу просто делать интересную работу, а другие будут за это платить?”», — рассказывает Рафа, ник в Твиттере «rafathebuilder», руководитель Mirror DAO (децентрализованная издательская платформа). Перед тем, как поучаствовать в её запуске, Рафа много лет изучал организационное поведение. Он пришёл к выводу, что избыточная бюрократия, расточительство и раздутая структура управления существуют в корпорациях по одной причине: компании бьются головой о стену, пытаясь заставить людей выполнять работу, которую они на самом деле не хотят делать. Вот почему есть боссы и дедлайны. При этом в ДАО участники «любят работать и делать крутые вещи», — говорит Рафа.

Благодаря ДАО есть много разных способов «создавать крутые вещи» и получать за это деньги. В PleasrDAO (ДАО, которая собирает, а затем распределяет цифровое искусство, допуская коллективное владение) вы можете работать как штатный участник (contributor), как участник на неполный рабочий день или просто выполнять разовые задания. По словам Дуланто, разнообразие трудовых задач — это «одна из сильных сторон ДАО». Каждый может вносить свой вклад, когда позволяют время и пропускная способность (bandwidth).

Дуланто приводит абстрактный пример: «Одна из наших задач — запустить проект XYZ в первом квартале этого года. Нам понадобится кто-то для создания веб-сайта». Так что Pleasr устанавливает баунти (награду. — Прим. пер.) для своих участников. Как объясняет Дуланто, это означает: «Эй! Вот задача. Вот награда. Нам нужен веб-сайт X, созданный в сфере Y. И вот, что мы готовы заплатить». После этого баунти открывается для всех членов PleasrDAO и даже «для людей, которые ещё не являются участниками».

Структура ДАО

Принято считать, что у всех ДАО «плоская» организационная иерархия. Но это не так, потому что часто ДАО имеют определённую структуру. ShapeShift, например, разделяется на 6 частей под названием «Work Stream» (Направление работы, или Рабочий поток). Среди них есть отделы «Продукт» и «Партнёрства» (полная схема доступна здесь). Их можно рассматривать как подразделения в корпорациях. Каждый Work Stream разбивается на «отряды» и конкретных участников. Таким образом, руководитель Work Stream аналогичен вице-президенту, командиры отрядов де-факто боссы.

Структура ShapeShift
Структура ShapeShift

Тем не менее слова «вице-президент» и «босс» являются анафемой для ДАО. «Я не чувствую, что кто-то на самом деле является начальником, — говорит Хаусман из FWB. Все как будто работают вместе». По структуре, похожей на ShapeShift, FWB разделяет организацию на шесть «команд», таких, как «Редакция», «Продукт» и «Сообщество». Команды занимаются привычными для бизнеса вещами, такими как рабочие встречи и установление дедлайнов.

То же самое в PleasrDAO. «Нам всё равно нужно организовывать встречи и сотрудничать с людьми, а также выяснять, как распределять наши ресурсы», — говорит Дуланто. Он проводит еженедельные звонки, чтобы команда работала в едином темпе: «Я верю, что компаниям нужен здоровый ритм для эффективной работы».

По схожей причине в полдень каждую среду Огорзали устраивает обед для всего сообщества ShapeShift: «Каждый может присоединиться к нашему Discord. Это децентрализованный обед в стиле “спроси что угодно у кого угодно”». Для Огорзали обед — весьма необычное явление, так как часто он настолько загружен работой, что пропускает приёмы пищи. Даже в лучший день. Причём до этого он настолько редко ел, что случайно начал прерывистое голодание, а потом «обрадовался, услышав, что это даже полезно для здоровья».

Эксперимент с крысиной кормушкой

ДАО — любопытная смесь социализма и гиперкапитализма (hyper-capitalism). Социализма — потому что ДАО принадлежат работникам, как кооператив. Капитализма — потому что в ДАО используются стимулы, одни из основных механизмов свободного рынка: участники оставляют заявки на проекты (вспомним пример с веб-сайтом), и их работа вознаграждается в соответствии с вкладом.

Блокчейн — это ракетное топливо для децентрализованных автономных организаций, но корни концепции уходят в XIX век. «Основы философии [ДАО] известны ещё с момента появления идей Роберта Оуэна о кооперативах», — говорит Корай Калискан, доцент кафедры стратегического дизайна и менеджмента в Школе дизайна Парсонса. Калискан из Бруклина, что в Нью-Йорке, и он с иронией замечает, что может посетить настоящий ДАО, если пройдёт по улице и забежит в продовольственный кооператив Park Slope.

Ещё Калискан шутит, что «ДАО не децентрализованы, не автономны и не организации» (это аллюзия к шутке Вольтера, что Священная Римская империя не была «ни святой, ни римской, ни империей»). Однако это не совсем шутка. Калискан утверждает, что ДАО не децентрализованы, потому что они часто контролируются незначительной группой людей, которые имеют большую часть токенов; они не автономны, потому что «созданы людьми с определёнными интересами и заложенными в них политическими представлениями»; и они даже не являются организациями, потому что ДАО — это прежде всего технологический «инструмент», механизм инфраструктуры.

Хотя Калискан не считает ДАО чем-то революционным, он признаёт что они «бесспорно фантастичны… и предварительные исследования показывают: участникам ДАО нравится быть равноправными партнёрами и иметь право голоса в экономических вопросах». Но он добавляет два предостережения.

Во-первых, трудно отделить привлекательность ДАО от соблазна в виде ценовых спекуляций (может быть, вы банально надеетесь, что токен ДАО взлетит в цене).

Во-вторых, мы не знаем, является ли положительное отношение работников к ДАО корреляцией или причинно-следственной связью. Возможно, энтузиасты ДАО просто увлечены своими проектами и им понравится такая работа независимо от организационной структуры. История Огорзали противоречит этому: он начал работать ещё в традиционной компании ShapeShift, которая затем превратилась в ДАО, что нравится ему больше. Он полностью посвящает себя «Жизни ДАО», даже если это когда-нибудь уморит его голодом.

Огорзали любит свою работу, однако ДАО имеют тенденцию отнимать много свободного времени, что беспокоит Куинна Дюпона, доцента Университетского колледжа Дублина, который изучал как организационное поведение, так и криптовалюты. Неявный риск работы в ДАО, по словам Дюпона, заключается в «глубокой финансиализации повседневности».

Поскольку ДАО создаются с использованием разных способов стимулирования, в том числе финансового, возможно, мы будем всё чаще использовать свободное время, чтобы дёргать рычаг, который приносит нам деньги. «Я считаю, что значительная доля криптоэкономики, — это поведенческие технологии, если использовать термин, который ввёл Б.Ф. Скиннер в 1950-х годах». Скиннер — психолог, разработавший теорию «оперантного научения». Как объясняет её Дюпон, «людей загоняют в игры с кормушкой для крыс» (т.е. люди похожи на лабораторных крыс, которые дёргают рычаг в клетке с кормушкой, только они выполняют задания ДАО и получают за это токены, а не корм).

Это не означает, что Дюпон выступает против ДАО. Наоборот, он покидает Университетский колледж Дублина, чтобы запустить собственную ДАО, Alumni, для размещения университетских дипломов на блокчейне.

Часть долгосрочного тренда

У ДАО есть несколько очевидных недостатков. Начнём с причудливо старого понятия из мира традиционных профессий — «зарплаты». В ДАО она является редкостью (но не неслыханной). Гарантия занятости выглядит и ощущается по-другому.

Часто вам платят за выполнение отдельного проекта, а это означает, что вы не можете точно знать, сколько денег заработаете в будущем, если вообще заработаете. Может быть, вы выиграли баунти за создание веб-сайта для PleasrDAO в примере с Дуланто, но что дальше? В ShapeShift отдельный Work Stream финансируется только в течение шести месяцев, что даёт вам лишь шесть месяцев гарантированной работы. «Это неплохо для стартапа», — говорит, как всегда, жизнерадостный Огорзали, однако он признаёт, что работнику требуется сделать «прыжок веры» и «если он не умеет справляться с неопределённостью, то ему будет некомфортно работать в ДАО».

С другой стороны, хуже ли это нынешней неопределенности для большинства фрилансеров в гиг-экономике (рынок труда, на котором распространена временная или внештатная работа)? «Гарантия занятости — это не то, в чём компания Web2 или традиционный рабочий мир, сильны», — говорит Nicole d'Avis, член основной команды Seed Club (ДАО-акселератор Web3 проектов). Она полагает, что рабочие имеют реальную власть в Web3, тем более, что не хватает квалифицированных разработчиков, дизайнеров и менеджеров. «Я не знаю случаев, когда тот, кто усердно работает и приносит пользу, беспокоился бы о сохранении рабочего места, — говорит Николь. Сейчас безопасность работы не очень актуальная тема» (контраргумент: 24 января 2022 держатели токенов MakerDAO проголосовали за закрытие одной из основных команд, из-за чего многие люди просто лишились работы).

Возможно, мы должны уменьшить масштаб и взглянуть на работу в ДАО с более широким объективом. «По мере развития общества гарантия занятости будет определяться по-разному», — говорит Хаусман из FWB. Она отмечает, что несколько десятилетий назад наши родители, бабушки и дедушки работали в одной компании по 20–30 лет. Поколение спустя 5-8 лет считались долгим сроком работы в компании. Таким образом, экстраполируя эту тенденцию, Хаусман рассматривает краткосрочные горизонты работы в ДАО не как внезапное схлопывание гарантий занятости, а как продолжение гораздо более широкой тенденции — дробления занятости.

Может быть, это правда. Но, с другой стороны, подобный «прыжок веры», как говорит Огорзали, трудно совершить тем, у кого меньше финансовая подушка, или тем, кто находится в трудных экономических условиях. «Раньше, — говорит Дуланто, — это была индустрия только для тех, кто имеет состояние и привилегию идти на большой риск». Он признаёт, что «для людей, у которых есть семья или другие требования в плане трудовых гарантий, это не простое решение», и предполагает, что индустрия должна работать над этим.

А как насчёт других привилегий обычной работы, таких как медицинское обслуживание, отпуск, пенсия? «Честно говоря, мы пытались с этим разобраться», — говорит Дуланто. Он утверждает, что если организации Web3 действительно хотят привлекать и удерживать лучшие таланты, «они должны платить больше, чем стартап на ранней стадии, поддерживаемый венчурным капиталом». Хаусман считает предоставление льгот делом принципа: «Я твердо убеждена, что будущее Web3 — это не масштабированный Uber».

Ещё есть важный вопрос соблюдения «баланса между работой и личной жизнью», который, возможно, тесно связан с играми с крысиной кормушкой, по поводу которых беспокоится Дюпон. С ДАО возникает ощущение, что работа — это жизнь. «Как ни странно, большинство людей, занятых в цифровых сообществах, работают дольше обычных работников, — говорит Рафа. Погружаясь в ДАО, вы должны быть готовы к фонтанирующему пожарному гидранту директа в Discord, хлещущему на вас целый день и всю ночь, а также почти все выходные и праздничные дни». «В ДАО постоянно появляются новые задачи, потому что мы пришли очень рано», — считает Хаусман. Она пытается закончить рабочий день в шесть часов вечера, но часто засиживается до восьми. Теперь она старается «больше сберегать время простоя (downtime)».

Другое ограничение ДАО: значительная часть общества на самом деле не увлечена своей работой, они хотят просто отработать часы и получить зарплату. Энтузиасты ДАО могут возразить, что эти бедолаги ещё не совместили свою истинную страсть с потребностями организации, и ДАО могут им в этом помочь.

Может быть. Но я бы не стал недооценивать количество белых воротничков, которые трудятся в Excel и выключают компьютер в 17:00, стремясь поскорее забыть о работе. «Жизнь ДАО подходит не всем, — говорит Огорзали. Если вам нужна ясная структура и организованность, и если вам необходим начальник, который диктовал бы задачи, а также, если вы хотите начинать в 9 утра и уходить в 5 вечера, тогда вам больше понравится стартап банка».

Так станут ли ДАО нашим будущим? «Это невозможно, — говорит Калискан. Мы не едим байты. Мы едим хлеб. Нам всё ещё нужна пища. Нам всё ещё нужны дома. Нам всё ещё нужно производить что-то на земле». С этим трудно спорить. Даже самые оптимистичные сторонники ДАО признают, что сфера их деятельности в основном лежит в творческой и цифровой реальности, а не на фабриках или прилавках с гамбургерами.

И в заключение хочется снова напомнить о масштабе «гигономики» (gig economy). Это уже не группа маргиналов. Около 55 миллионов человек в США классифицируются как гиг-работники, это разрозненная группа людей, у которой мало возможностей для самоорганизации и влияния на работодателей и государственные институты. Каждый из этих 55 миллионов рабочих чувствует себя бессильным против машины. Объединившись, они могли бы стать армией. Хотя и верно то, что многие из «гигов» работают в тех сферах, которые плохо подходят для ДАО. В основном их рабочие места не цифровые: они водят Uber, доставляют еду или выгуливают собак. Однако статус-кво всё равно остаётся довольно мрачным.

Тяжело, будучи фрилансером, постоянно искать новых клиентов, так как никогда не знаешь, заплатят ли тебе в следующем месяце. Поэтому, хотя я скептически отношусь к тому, что ДАО свергнут корпоративную Америку или произведут революцию в сфере труда: в теории, если всё пойдёт как надо, они улучшат заработную плату, карьерные перспективы, дух товарищества и удовлетворённость работой у миллионов фрилансеров. Это было бы крайне важно. Миллионы программистов, художников, графических дизайнеров и менеджеров могут наконец получить лучший день в жизни.

***

Если вам было интересно, подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

44
2 комментария

спасибо за труды

Ответить

Хорошая статья. В России тоже есть критика ДАО (см. например, https://prodao.ru/ru/dao-flaws/incomplete-contracts)

Ответить